Рефераты. Договор транспортной экспедиции

При рассмотрении дела выяснилось, что истцом действительно была произведена уплата железной дороге тарифа за перевозки грузов по пяти железнодорожным накладным, грузоотправителем по которым выступал ответчик. Суд констатировал, что в соответствии со ст. 81 Транспортного устава железных дорог Российской Федерации (далее - ТУЖД) <*> плата за перевозки грузов может вноситься экспедиторами, выступающими от имени грузоотправителей или грузополучателей. Однако арбитражный суд признал, что в материалах дела отсутствуют доказательства заключения между сторонами договора транспортной экспедиции и в связи с этим требования истца не могут быть квалифицированы как требования экспедитора о возмещении ему расходов, понесенных при исполнении транспортно-экспедиционных обязательств, что выдвигалось истцом в качестве предмета предъявленного им иска. В результате в удовлетворении исковых требований было отказано Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 января 2001 г. №А28-4140/00-197/8.

2. Актуальные проблемы правоприменительной и судебной практики

2.1 Ответственность экспедитора

Часть первая Гражданского кодекса предусматривает общие положения договорной ответственности сторон, действующие и в отношении договора транспортной экспедиции в той части, в которой отсутствует специальное регулирование имущественной ответственности экспедитора и клиента, предусмотренное Гражданским кодексом и Федеральным законом от 30 июня 2003 г. №87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».

До принятия названного Закона общие положения действовали во всех случаях нарушения договора транспортной экспедиции, за исключением нарушения обязательства, вызванного ненадлежащим исполнением договоров перевозки грузов - в этом случае ответственность экспедитора перед клиентом определялась по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик. С принятием Закона о транспортно-экспедиционной деятельности сфера действия общих положений в транспортно-экспедиционных обязательствах (главным образом в отношении экспедитора) сузилась. Нормы об ответственности экспедитора превратились в достаточно обширную и, к сожалению, несколько запутанную систему. Предусмотренные названным Законом нормы об ответственности экспедитора за утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза, произошедшие не в связи с нарушением договора перевозки, на основаниях освобождения экспедитора от ответственности за нарушение обязательств, а также требование об обязательном предъявлении претензий, определение возникновения права на предъявление претензии, установление специального срока исковой давности не соответствуют правовому регулированию договора транспортной экспедиции Гражданским кодексом Российской Федерации, который предусматривает возможность установления иных (нежели содержащиеся в нем) правил Законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами лишь в отношении условий выполнения договора транспортной экспедиции (п. 3 ст. 801 ГК РФ), но не иных вопросов, в частности вопросов ответственности и порядка защиты нарушенных прав.

Предусмотренную Законом ответственность экспедитора можно классифицировать на два вида: ответственность экспедитора при оказании услуг в международных сообщениях и ответственность экспедитора при оказании услуг во внутрироссийских сообщениях. При международных сообщениях ответственность в определенных случаях ограничивается предусмотренной Законом определенной суммой расчетных единиц, для внутрироссийских сообщений подобного ограничения, выраженного в условных единицах, Законом не установлено.

Ответственность экспедитора при оказании услуг в международных сообщениях классифицируется на следующие подвиды.

1. Ответственность при условии использования соответствующих экспедиторских документов и при возникновении ущерба иного, нежели утрата, недостача, повреждение (порча) груза. Предел ответственности экспедитора - 666,67 расчетной единицы за место или иную единицу отгрузки.

2. Ответственность при использовании соответствующих экспедиторских документов и при возникновении ущерба в виде утраты, недостачи, повреждения (порчи) груза. Предел ответственности экспедитора - 2 расчетные единицы за килограмм общего веса утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза.

3. Иные случаи ответственности, определяемые в соответствии с применяемым российским правом, относящимся к оказанию экспедиторских услуг во внутрироссийских сообщениях.

Ответственность экспедитора при оказании услуг во внутрироссийских сообщениях классифицируется на следующие подвиды.

1. Ответственность экспедитора, возникшая в связи с нарушением перевозчиком договора перевозки. В данном случае необходимо руководствоваться нормами соответствующих транспортных уставов (кодексов).

2. Ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, возникших не по договору перевозки. Предел ответственности установлен в размере действительной или объявленной стоимости утраченного (поврежденного) груза.

3. Иные случаи ответственности, определяемые согласно общим положениям ГК РФ и предусматривающие ответственность экспедитора в полном объеме.

Ответственность экспедитора, определяемая в соответствии с общими положениями ГК РФ, характеризуется, в частности, тем, что одним из ее условий является не вина экспедитора, а обычный предпринимательский риск. Примером возложения на экспедитора такой ответственности является ответственность за ненадлежащее информирование клиента, например за неуведомление клиента о прибывающем грузе.

Если нарушение транспортно-экспедиционного обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность перед клиентом экспедитора, заключившего договор перевозки, определяется на основании правил, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик. Указанное правило действует при осуществлении как внутрироссийских перевозок, так и международных перевозок, с одним исключением: предел ответственности в международных перевозках, когда используются соответствующие экспедиторские документы, определяется не транспортным уставом или кодексом, а непосредственно Законом «О транспортно-экспедиционной деятельности».

Несмотря на то, что и ГК РФ, и названный Закон при отсылке к транспортным уставам (кодексам) говорят исключительно о договоре перевозки, представляется, что правило, отсылающее к соответствующим транспортным уставам (кодексам), действует также и при нарушении перевозчиком договора об организации перевозок, который, как и договор перевозки груза, опосредует перевозочный процесс.

Бремя доказывания факта нарушения транспортно-экспедиционного обязательства по причине нарушения договора перевозки лежит на экспедиторе.

По транспортно-экспедиционному договору об организации доставки груза клиенту противостоит один обязанный субъект - экспедитор, выполняющий транспортно-экспедиционную деятельность от своего имени. С одной стороны, с точки зрения субъективного состава клиенту совершенно неважно, какой из участников перевозочного процесса нарушил свои обязательства, так как перед клиентом всегда отвечает экспедитор. С другой стороны, клиенту важно определить, какой из участников перевозочного процесса нарушил обязательство. Так, если нарушение произошло со стороны перевозчика, то ответственность экспедитора будет ограниченной; если нарушил обязательство непосредственно экспедитор или иной участник и нарушение привело к последствиям иным, чем утрата, недостача или повреждение (порча) груза, то ответственность экспедитора будет полной.

Если экспедитор докажет, что ненадлежащее исполнение им своих обязательств по договору транспортной экспедиции произошло из-за ненадлежащего выполнения договора перевозки перевозчиком, экспедитор, во-первых, несет ограниченную ответственность перед клиентом, а во-вторых, применяется перечень обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) принятого для перевозки груза и за иные виды нарушений обязательств. Такие перечни предусмотрены конкретными транспортными уставами (кодексами). Например, железнодорожный перевозчик освобождается от уплаты штрафа за невыполнение принятой заявки, в частности, вследствие сложившихся у перевозчика при использовании инфраструктуры обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок. Определение ответственности экспедитора в рассматриваемой ситуации аналогично ответственности перевозчика, нарушившего свое обязательство. Это вполне обоснованно, так как иначе экспедитор нес бы дополнительные убытки, а клиент получал бы полное возмещение, которое он не смог бы получить, если бы обращался к перевозчику, минуя экспедитора.

Как было отмечено, нарушение обязательств по договору экспедиции, вызванное ненадлежащим исполнением договоров перевозки, влечет применение к экспедитору тех же правил, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик. При этом согласно ст. 79 Устава железнодорожного транспорта в случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) грузов при перевозках в прямом смешанном сообщении ответственность перед грузополучателем несет перевозчик соответствующего вида транспорта, выдающий грузы. Следовательно, для определения оснований и размера ответственности экспедитора перед клиентом не нужно определять соответствующий участок перевозки, на котором произошла утрата, недостача или повреждение (порча), а нужно знать конечного перевозчика, что удобно для клиента.

Ответственность экспедитора носит двусторонний характер: он отвечает за вину клиента перед перевозчиком и за вину последнего перед клиентом. Так, при доставке груза от склада клиента до железнодорожной станции (порта) экспедитор, не имеющий собственного транспорта, заключает договор с автотранспортной организацией, в котором предусматривается штраф за сверхнормативный простой в пунктах погрузки-выгрузки. Если штраф был взыскан с экспедитора, он затем взыскивает штраф с виновной стороны: клиента или с железнодорожного, водного, воздушного перевозчика. В данном случае присутствует ответственность экспедитора за чужую вину. Часть штрафных санкций в силу самых разнообразных причин (трудности доказывания, просрочка сроков исковой давности и т.д.) могут оказаться невзысканными и лягут на экспедитора - в этом заключается риск ответственности за чужую вину. Подобная ответственность является характерной чертой не только договора транспортной экспедиции, но и любого другого договора, где происходит возложение исполнения обязательства на третье лицо.

При утрате, недостаче или повреждении груза, возникших не из договора перевозки, Законом «О транспортно-экспедиционной деятельности» предусмотрено специальное регулирование ответственности экспедитора.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.