Рефераты. Договор подряда

В состав проектной (технической) документации могут входить чертежи, графики, технико-экономические обоснования, расчеты цен (сметы) работ и другие документы. Конкретные требования к их составу и содержанию необходимо уточнять дополнительно в каждом конкретном случае, руководствуясь как законами, так и подзаконными нормативными актами, в первую очередь строительными нормами и правилами. Используемая ранее в сфере строительства Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство зданий и сооружений, введенная в действие Постановлением Минстроя России от 30 июня 1995 г. N 18-64 (СНиП 11-01-95), в настоящее время не действует.

Категория "изыскательские работы" в законе не раскрывается. В общем виде изыскательские работы можно охарактеризовать как подготовительные для строительной или иной промышленной деятельности. Цель изыскательских работ - установить возможность такой деятельности вообще, а если это возможно, то определить, при соблюдении каких условий и требований допустимо проводить работы, использовать их результат (исходя из физических, химических, биологических свойств явлений внешнего мира).

Примерный перечень изыскательских работ (по группам) дается в утверждаемых Госстандартом классификаторах видов экономической деятельности. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2003 г. N 108 <*> 2003 - 2004 гг. являются переходным периодом для введения Общероссийского классификатора видов экономической деятельности вместо Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства.

СЗ РФ. 2003. N 8. Ст. 762.

С точки зрения удельного веса в развитии российской промышленности двумя основными группами являются изыскания, связанные со строительством (включая инженерно-геологические и экологические), и разведочно-изыскательские работы (включая геолого-разведочные, геофизические и геохимические) в области изучения недр и гидрографических изысканий.

Предмет договора на выполнение проектных и изыскательских работ выделяется среди предмета иных подрядных договоров в первую очередь тем, что деятельность подрядчика не направлена на создание, уничтожение или изменение свойств объектов материального мира - вещей. Работы по преимуществу носят интеллектуальный характер, в ряде случаев связаны с созданием или использованием объектов интеллектуальной собственности, что наиболее характерно для архитектурных проектов.

Характеризуя договор на выполнение проектных работ, законодатель делает четкий акцент на техническом характере проектной документации, тем самым подчеркивая отличие его предмета от предмета договоров на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и иных договоров на создание объектов интеллектуальной собственности. Однако с практической точки зрения всегда важно иметь в виду возможность получения такого результата, который будет подпадать под действие норм законодательства об авторском праве, что нужно учитывать при формулировании условий договора.

У изыскательских работ имеется иная особенность. Результат изысканий, т.е. те данные, которые получит подрядчик по выполнении договора, определить заранее при его заключении нельзя; указывается лишь, по каким вопросам должны быть эти данные получены (для других договоров подряда описание итогового результата с большей или меньшей степенью подробности дается в задании заказчика при заключении договора). Для заказчика и его планов данные и выводы материалов изысканий могут оказаться как положительными, так и отрицательными, например, когда выясняется отсутствие возможности капитального строительства на принадлежащем заказчику земельном участке.

Цена работы к существенным условиям договора не отнесена. В отсутствие соглашения о цене она определяется по правилам п. 3 ст. 424 ГК, как та, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги. Государство принимает меры к регулированию цен на проектно-изыскательские работы, устанавливая в строительных нормах и правилах цены, которые можно отнести к числу рекомендуемых. Они применяются, если цена работ прямо не установлена в договоре либо договором предусмотрена возможность применения порядка ценообразования (или его отдельных элементов), установленных в СНиПах. Регулируемая цена рассчитывается исходя из объема и сложности работ, включает в себя компенсацию издержек подрядчика и стоимость работ как таковых. Для расчета рекомендуемой цены используется базовая ставка, умножаемая на различные коэффициенты.

Срок договора на выполнение проектно-изыскательских работ относится к числу его существенных условий. Это вытекает из содержания общих положений о подряде - ст. 708 и п. 2 ст. 702 ГК. В отсутствие соглашения о сроке договор считается незаключенным.

В обязанности подрядчика входят: выполнение работы в соответствии с заданием и иными расходными данными на проектирование; согласование готовой технической документации с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком - с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления; передача заказчику готовой технической документации и результатов исследовательских работ.

Передача задания и исходных данных отнесена в п. 1 ст. 759 ГК к обязанностям заказчика, однако по поручению заказчика задание может быть подготовлено и самим подрядчиком, что все больше распространяется на практике. В последнем случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком. Таким образом, возникновению прав и обязанностей по договору подряда часто предшествует особое правоотношение по разработке задания и сбору исходных данных, а проектирование осуществляется в два этапа. Первый заключается в подготовке и согласовании сторонами задания, второй - в подготовке проекта и (или) изыскательских работах. Исходя из смысла ст. 758 ГК обязанности подрядчика перед заказчиком возникают, лишь когда задание получено подрядчиком либо утверждено заказчиком. Любые отклонения от задания на проектирование, исходной документации и условий договора подрядчик допускает только по соглашению с заказчиком.

Законом "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что в случаях, когда для строительства требуется разрешение органа архитектуры и градостроительства, этот орган выдает заказчику архитектурно-планировочное задание (п. 3 ст. 3). Данный документ нельзя отождествлять с заданием заказчика. Его роль и назначение - определить для конкретного архитектурного проекта требования градостроительной документации, обязательные экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные требования, требования по охране памятников истории и культуры, указания на строительство в особых условиях (сейсмозона, зона вечной мерзлоты и др.), требования по соблюдению правил граждан и юридических лиц, интересы которых затрагиваются в ходе строительства. Такое задание может рассматриваться в качестве дополнительных исходных данных к заданию заказчика подрядчику.

Права заказчика давать подрядчику обязательные указания или корректировать работы на стадии их выполнения ГК не предусматривает. Любые предложения заказчика, уточнения по заданию на проектирование или изыскание принимаются подрядчиком по его усмотрению, по сути требуют соглашения сторон. Условия задания на проектирование должны быть сформулированы до начала работ (ст. 758 ГК), однако в отношении иных данных, предоставляемых заказчиком помимо задания, такого правила не предусмотрено. Формально заказчик вправе предоставлять их и после начала работы. Дополнительные исходные данные (например, результаты последних геологических или сейсмических исследований) должны быть приняты подрядчиком и учтены в работе. Однако если это повлечет увеличение объема работ или издержек подрядчика, цена договора должна быть изменена с соблюдением порядка, предусмотренного общими положениями о подряде.

Отсутствие у заказчика прав давать подрядчику обязательные указания, корректировать условия исходного задания делают формальной стадию согласования проекта между подрядчиком и заказчиком. На этой стадии заказчик лишь проверяет качество созданного проекта, его соответствие требованиям задания, договора и нормативных актов, т.е. выполняет действия, предваряющие стадию приемки-передачи работы. Что происходит, если заказчик отказывается согласовывать техническую документацию, делает отметку "не согласовано", ГК об этом не говорит.

Это один из болезненных вопросов взаимоотношений подрядчика и заказчика, поскольку, несмотря на наличие самого подробного задания, проект (техническая документация) может быть выполнен по-разному. Выбор конкретного варианта планировочного, конструктивного и технического решения в рамках поставленной задачи предоставляется подрядчику, и не всегда решение является наиболее оптимальным с точки зрения интересов заказчика. Поэтому в договорах на выполнение проектных работ очень важно предельно четко и подробно указывать стадии проектирования, их промежуточные этапы, по окончании которых заказчик рассматривает промежуточные результаты и вносит коррективы и предложения к дальнейшей работе над документами.

Помимо согласования технической документации с заказчиком, нормативными правовыми актами может устанавливаться ее обязательное согласование с компетентными организациями, проводящими экспертизу (абз. 2 п. 1 ст. 760 ГК). Такое согласование проводится совместно заказчиком и подрядчиком. В договоре на выполнение проектных работ следует оговорить порядок действий сторон при согласовании технической документации, распределить между сторонами права и обязанности.

Техническая документация может подлежать государственной экспертизе как сама по себе, так и в рамках экспертизы инвестиционных проектов, входя составной частью в документацию по инвестиционному проекту. Порядок проведения государственной экспертизы инвестиционных проектов определяется Правительством РФ (п. 2 ст. 14 Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений").

Как правило, экспертиза проводится по отраслевому принципу. Экспертиза в области промышленной безопасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" <*>. Экологическая экспертиза осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. "Об экологической экспертизе" <**>. Экспертиза безопасности гидротехнических сооружений (для проектов строительства гидравлических электростанций) предусмотрена Федеральным законом от 21 июля 1997 г. "О безопасности гидротехнических сооружений" <***>. Экспертиза безопасности ядерных установок осуществляется в соответствии с законодательством РФ об использовании атомной энергии. Экспертиза градостроительной и проектной документации предусмотрена Градостроительным кодексом РФ, выделяющим специальные органы государственной экспертизы градостроительной и проектной документации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.