Рефераты. Договор подряда

При просрочке заказчиком оплаты работ возможно взыскание с него процентов за пользование чужими денежными средствами согласно правилам ст. 395 ГК об ответственности за неисполнение денежного обязательства.

При нарушении обязательств по строительному подряду применяются и другие санкции или способы защиты, не относящиеся к гражданско-правовой ответственности (ст. 12 ГК). Одни из них осуществляются судом, другие - управомоченным субъектом. Такие меры могут применяться как отдельно, так и наряду с мерами гражданско-правовой ответственности. Прежде всего имеются в виду последствия, предусмотренные правилами о строительном подряде и общими положениями о подряде в случаях: некачественного выполнения работ подрядчиком, неисполнения заказчиком встречных обязанностей по предоставлению материалов, оборудования, технической документации или просрочки оплаты (либо неоплаты) заказчиком выполненных работ и др.

К числу способов защиты в указанных случаях относятся: отказ заказчика или подрядчика полностью или частично от исполнения договора (п. 3 ст. 715, п. 2 ст. 719, п. 3 ст. 723, п. 3 ст. 745 ГК и др.); удержание подрядчиком результата работы либо оборудования или иного оказавшегося у него имущества заказчика в случае неисполнения заказчиком обязанности об оплате (ст. 712); неприступление к работе или приостановка работ (п. 1 ст. 716, п. 1 ст. 719); безвозмездное устранение подрядчиком недостатков либо соразмерное уменьшение установленной за работу цены при ненадлежащем качестве работ (ст. 723, 754) и др.

Кроме того, как уже отмечалось, в строительном подряде широко применяется такой дополнительный способ защиты интересов заказчика, как удержание заказчиком на определенное время части предназначенной для полного расчета суммы оплаты.

Следует иметь в виду и возможность возложения на участников договора административной ответственности за правонарушения в области строительства, влекущие снижение и потерю прочности, устойчивости и надежности зданий, строений и сооружений, их частей или отдельных конструктивных элементов.

См.: ст. 9.4 КоАП "Нарушение требований нормативных документов в области строительства", ст. 9.5 "Нарушение установленного порядка строительства объектов, приемки, ввода их в эксплуатацию".

10. Изменение, расторжение договора строительного подряда осуществляются в соответствии с нормами гл. 37 ГК о подряде (как правило, исходя из ее общих положений) и правилами гл. 29 ГК "Изменение и расторжение договора".

Говоря об этом, следует упомянуть, что одностороннее изменение или расторжение договора строительного подряда может быть осуществлено по решению суда либо без обращения в суд путем отказа от исполнения договора полностью или частично. При этом можно указать на довольно большое число норм о подряде, допускающих односторонний отказ от исполнения без обращения в суд.

Чаще всего такая возможность предусматривается как реакция на строго определенные договорные нарушения. Так, подрядчик вправе отказаться от договора в случае обнаружившейся невозможности использования предоставленных заказчиком материалов или оборудования без ухудшения качества работ (п. 3 ст. 745 ГК) или когда нарушение заказчиком своих обязанностей препятствует исполнению договора подрядчиком (п. 2 ст. 719). Односторонний отказ заказчика как реакция на договорные нарушения возможен в случае некачественного выполнения работ (п. 3 ст. 723) либо выполнения их с недостатками, позволяющими полагать, что работа не будет выполнена надлежащим образом (п. 3 ст. 715), и др.

Важно заметить, что из самой сущности подряда вытекает (если иное не предусмотрено договором) право заказчика в любое время без объяснения причин расторгнуть договор путем отказа от исполнения. Заказчик при этом принимает на себя определенные последствия по оплате подрядчику вознаграждения за выполненную часть работы и по возмещению убытков, вызванных расторжением договора (ст. 717 ГК).

Достаточным основанием для отказа заказчика от договора иногда признается лишь предположение о возможной неспособности стороны исполнить принятые на себя обязательства. Так, отказ от исполнения может последовать, если подрядчик несвоевременно приступил к работе или обнаружится, что он выполняет работу медленно и окончание ее к сроку становится явно невозможным (п. 2 ст. 715 ГК).

Частным случаем основания для изменения или расторжения договора без обращения в суд является правило ст. 752 ГК о консервации строительства. Основанием консервации служит любая причина, в том числе не зависящая от сторон (стихийные бедствия, отсутствие бюджетного финансирования и проч.). В подобных обстоятельствах работы приостанавливаются, а объект строительства консервируется. Судьба договора решается по усмотрению сторон, поскольку ГК не содержит нормы, которая связывала бы консервацию с окончательным прекращением договорных отношений. По соглашению сторон возможно как расторжение договора, так и изменение его условий, прежде всего о сроке договора. В последнем случае на подрядчика возлагается обязанность после отмены консервации возобновить работы на прежних или иных условиях.

Правила ст. 752 ГК о последствиях консервации носят императивный характер. В соответствии с ними на заказчика возлагается обязанность оплатить подрядчику в полном объеме выполненные до момента консервации работы, а также возместить расходы, вызванные необходимостью прекращения работ и консервации строительства <*>, с одновременным зачетом выгод, которые подрядчик получил или мог получить вследствие прекращения работ.

В частности, расходы, связанные с переброской подрядчиком строительных материалов и механизмов в другое место.

§ 4. Договор подряда на выполнение проектных

и изыскательских работ

1. В рамках договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик - принять и оплатить их результат (ст. 758 ГК).

Этот договор тесно связан с договором строительного подряда, проектные и изыскательские работы предшествуют началу строительства и являются для него необходимой предпосылкой. Как самостоятельный вид договора, он сравнительно нов для российского гражданского права. Отдельные нормы, посвященные проектным и изыскательским работам, появились в Основах гражданского законодательства 1991 г., а более детальное регулирование он получил лишь в действующем ГК.

Общие положения о подряде применяются к отношениям по выполнению проектных и изыскательских работ, если иное не установлено § 4 гл. 37 ГК. Помимо ГК среди законов, в той или иной части регулирующих проектные и изыскательские работы, следует выделить Федеральные законы от 8 августа 2001 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности", от 25 февраля 1999 г. "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", от 17 ноября 1995 г. "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", Градостроительный кодекс РФ. Принятие специального закона, посвященного проектно-изыскательским работам, не предусмотрено.

Большое значение для регулирования этой сферы деятельности имеют подзаконные акты, важная роль отводится строительным нормам и правилам, государственным и отраслевым стандартам. С принятием Федерального закона от 27 декабря 2002 г. "О техническом регулировании" <*> начался процесс замены государственных и отраслевых стандартов на технические регламенты.

СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. I). Ст. 5140.

2. Сторонами договора являются заказчик и подрядчик (изыскатель).

На стороне заказчика может выступать любое лицо; каких-либо ограничений законодательство здесь не содержит. Специальные требования к правосубъектности подрядчика устанавливаются в законодательстве о лицензировании. Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" (п. 1 ст. 17) предусмотрел необходимость лицензирования деятельности по инженерным изысканиям для строительства и по проектированию зданий и сооружений I-го и II-го уровня ответственности. Право проведения изысканий, связанных с геологическим изучением недр, может принадлежать лишь обладателю лицензии на пользование недрами (ч. 4 ст. 11 Закона РФ "О недрах").

Обязанности подрядчика, как правило, возлагаются на специализированную организацию, выполняющую проектные и изыскательские работы, либо на подрядчика по договору строительного подряда, если это предусмотрено в договоре (п. 2 ст. 743 ГК). Учитывая сложность, капиталоемкость строительных работ, в этой сфере все большее распространение получает схема взаимодействия, в рамках которой обязанность по проведению проектно-изыскательских работ первоначально возлагается на подрядчика по договору строительного подряда, и уже он, в свою очередь, привлекает проектные и изыскательские организации, заключая с ними отдельные договоры.

Привлечение субподрядчиков, разрешение вопросов, связанных с множественностью лиц в обязательстве, происходят по общим правилам договора подряда. Никаких исключений или особенностей по сравнению с общими положениями о подряде здесь нет.

3. Форма договора, как правило, письменная. Отдельных правил для данной разновидности договора ГК не устанавливает. При его заключении следует руководствоваться общими положениями о форме сделок. Специальные законы могут предусматривать обязательность письменной формы договора.

4. Предмет договора - проектные и изыскательские работы, по итогам которых подрядчик обязан подготовить и передать заказчику техническую документацию, предоставить данные по полученным результатам изыскательских работ.

Понятие проектной документации применительно к строительству, реконструкции и капитальному ремонту зданий и сооружений дано в п. 1 ст. 61 Градостроительного кодекса РФ. Она понимается как совокупность графических и текстовых материалов, определяющих объемно-планировочные, конструктивные и технические решения для строительства, реконструкции и капитального ремонта указанных объектов, а также благоустройства их земельных участков. Проектная документация разрабатывается в соответствии с градостроительной документацией, строительными нормами и правилами, согласовывается с соответствующими органами архитектуры и градостроительства, органами государственного контроля и надзора в соответствии с федеральным законодательством субъектов Федерации.

Дополнительные требования к проектной документации для реализации инвестиционного проекта установлены в ст. 1 Закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений". Помимо планировочных, конструкторских и технических решений она должна отвечать требованиям обоснования экономической целесообразности, объема, сроков капитальных вложений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.