Рефераты. Деятельность третейских судов

В конце 2004 г. одним из третейских судов Москвы было принято решение об удовлетворении исковых требований коммерческой организации. Последняя обратилась в Государственный арбитражный суд Москвы с заявлением о выдаче исполнительного документа на принудительное исполнение решения. Арбитражный суд постановил выдать исполнительный лист на взыскание с расчетного счета ответчика задолженности перед организацией, обратившейся с указанным заявлением, посчитав, что вынесенное третейским судом решение было принято в соответствии с его компетенцией и действующим законодательством. Ответчик не был уведомлен о начавшемся третейском, разбирательстве, на суде не присутствовал, а потому не имел возможности представить доказательств в защиту своей позиции. О состоявшемся решении, выданном исполнительном листе он узнал, когда на его счет был наложен арест, спустя месяц после выдачи исполнительного листа. Организация-ответчик приготовилась обжаловать определение арбитражного суда Москвы, но выяснилось, что в соответствии со ст.46 ФЗ «О третейских судах» кассационная жалоба может быть принесена только на определение об отказе в выдаче исполнительного листа по соответствующему третейскому решению.

В АПК 1995 г. нет норм о порядке исполнения решения третейских судов. Лишь в подп. 9 п. 2 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О государственной пошлине» от 31 декабря 1995 г. говорится, что государственная пошлина взимается с аппеляционных и кассационных жалоб на постановления (а значит, и определения) арбитражного суда о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда и об отказе в его выдаче. Однако в соответствии со ст.160 АПК РФ 1995 г. определения арбитражного суда теперь могут быть обжалованы лишь в случаях, предусмотренных этим Кодексом. В их перечень не входит определение о выдаче исполнительного листа на решение третейского суда.

Такая же ситуация существует и в отношении кассационных жалоб на определения арбитражных судов (ст.179 АПК): перечень случаев, когда на определение может быть подана кассационная жалоба, указанное определение не включено. Более того, данное определение практически не может быть пересмотрено и в порядке надзора, т.е. согласно ст.185 АПК РФ заявление о принесении протеста на вступившее в законную силу постановление арбитражного суда может быть подано лишь после рассмотрения дела в апелляционной или кассационной инстанциях. В Соединенных Штатах, например, действует федеральный Закон о третейском суде 1925 г. (Federal Arbitration Act), в параграфе 15(1) которого установлено, что решение суда общей юрисдикции, которым утверждается либо отклоняется решение третейского суда, может быть обжаловано в порядке, действующем в отношении обычных гражданских исков. Закон не устанавливает каких-либо специальных сроков для подачи такой жалобы, есть лишь основания для отказа в выдаче приказа.

Должна существовать процедура обжалования определений арбитражных судов о выдаче либо об отказе в выдаче исполнительного листа на решения третейских судов и у нас в России. Отсутствует пока действующий механизм исполнения решения третейского суда в случаях недобросовестного поведения ответчика, уклоняющегося от добровольного исполнения решения, на обязательность которого для сторон они заранее соглашались. Если сторона обращается в государственный суд за выдачей исполнительного листа, то он проверяет качество третейского решения. В печати обращалось внимание на то, что подобный подход обоснован для решения третейского суда, избираемого сторонами для одного конкретного спора. Такой суд не являлся постоянно действующим, третейский судья не профессионал, качество вынесенного им решения, может быть, и следует контролировать. Когда же решения постоянно действующих судов с санкции действующего законодательства практически игнорируются судебным органом, полномочным выдать исполнительный лист иногда без веских оснований, снижается эффективность деятельности постоянно действующих третейских судов, подрывается интерес обращения к ним. В связи с этим уже ряд лет высказываются предложения придать для начала актам нескольких авторитетных постоянно действующих третейских судов в порядке эксперимента силу исполнительного документа. В дальнейшем же, если результаты окажутся положительными, закрепить это положение в нормативном порядке [II. 2. с. 365-378].

Для этого потребуется отказаться от представления рассмотренного в постоянно действующем третейском суде дела в суд государственный, компетентный выдать исполнительный лист на принудительное исполнение третейского суда. На заинтересованную в принудительном исполнении решений третейского суда сторону необходимо будет возложить обязанность представить в государственный суд надлежащим образом оформленное решение третейского суда или его заверенную копию, а также документы, подтверждающие отсутствие оснований для отказа в принудительном исполнении. Возможность отказа должна быть четко оговорена, например, наличием обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении в третейском процессе представителей одной из сторон, приведшем к вынесению неправильного решения, или об уголовно наказуемых преступлениях третейских судей, повлекших такие же последствия для дела.

2.2 Процедура судебного разбирательства в третейском суде

Подведомственность дел третейскому суду определяется соглашением сторон и императивными нормами законодательства РФ. Закон о третейских судах предусматривает возможность передачи на рассмотрение третейского суда споров, возникающих из гражданско-правовых отношений (ст.2 ГК), исключая из подведомственности третейского суда споры, возникающие из налоговых, финансовых, иных административных отношений, а также те споры, которые соответствующими законами прямо отнесены к ведению арбитражного суда или суда обшей юрисдикции (например, дела о банкротстве). Закон не ограничивает стороны только отношениями, носящими договорной характер. Стороны могут передать в суд спор и по поводу отношений из причинения вреда, защиты прав собственника и любых других прав, носящих гражданско-правовой характер.

Что касается подведомственности споров по субъектному составу, необходимо отметить, что закон относит к компетенции третейского суда споры с участием и физических лиц, и организаций. Существовавшие ранее правовые акты определяли подведомственность дел третейскому суду значительно уже. Временное положение о третейском суде для разрешения экономических споров от 24 июня 1992 г. не предусматривало передачу на разрешение третейского суда споров с участием граждан-непредпринимателей, а Положение о третейском суде (Приложение № 1 к ГПК 1964 г.) не допускало передачу в третейский суд споров между гражданами и юридическими лицами [II. 26. с. 74-110].

Соглашение сторон о передаче спора на рассмотрение третейского суда - третейское соглашение - является обязательным условием для принятия и рассмотрения спора третейским судом. По своей сути третейское соглашение представляет собой договор. Содержание третейского соглашения определяется сторонами. В него может включаться условие о передаче спора в какой-либо конкретный постоянно действующий третейский суд или приглашаемым для его рассмотрения арбитрам.

Стороны могут сразу в своем соглашении согласовать порядок будущего третейского разбирательства: место, язык разбирательства, кандидатуры судей (арбитров) или требования, предъявляемые к судьям, порядок Обмена корреспонденцией между сторонами и другие необходимые условия, которые в силу закона могут быть определены сторонами по своему усмотрению. Формулирование третейского соглашения сложная и достаточно специфическая работа. Для облегчения положения сторон, желающих передать свой спор на рассмотрение третейского суда, в постоянно действующих судах разработаны примерные формы третейских соглашений, рекомендуемые для использования.

Практике известны различнее виды третейских соглашений:

- третейский договор - соглашение, представляющее собой самостоятельный договор о разбирательстве в третейском суде возникающих между его сторонами споров (как уже возникших, так и тех, которые могут возникнуть в будущем);

- третейская оговорка - соглашение, включаемое сторонами в гражданско-правовой договор и являющееся одним из его условий о рассмотрении в третейском суде споров, возникающих из этого договора;

- третейская запись - соглашение о передаче на разрешение третейского суда уже возникшего спора.

Третейское соглашение может быть заключено как до возникновения спора, так и после, в том числе в ходе рассмотрения спора в государственном суде до принятия решения по существу спора судом первой инстанции.

Третейское соглашение должно быть заключено в письменной форме, т.е. составлено либо в документе, подписанном сторонами, либо путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксацию такого сообщения (телефакс, электронная почта и/или иные средства Интернета). ФЗ «О третейских судах» устанавливает также обязательные требования к форме и содержанию третейского соглашения, несоблюдение которых влечет признание его незаключенным [I. 4. ст. 7].

Необходимо обратить внимание на принцип автономии третейского соглашения, предусмотренный в ст.17 ФЗ «О третейских судах», согласно которому третейское соглашение, заключенное в виде оговорки в договоре, должно рассматриваться как не зависящее от других условий договора [I. 4. ст. 17]. Признание договора недействительным не влечет автоматического признания третейского соглашения недействительным [II. 12. с. 221-234].

Формирование состава третейского суда. Состав третейского суда определяется соглашением сторон для разрешения конкретного спора или правилами постоянно действующего третейского суда. Число третейских судей должно быть нечетным. Для рассмотрения дела может быть назначен (избран) и один третейский судья. Если договором сторон или правилами постоянно действующего третейского суда не определено число третейских судей, то избираются (назначаются) три третейских судьи.

Порядок избрания (назначения) третейских судей устанавливается правилами постоянно действующего третейского суда, а в третейском суде для разрешения конкретного спора - соглашением сторон. Если стороны не определят порядок формирования состава суда, то действует правило, установленное законом, в соответствии с которым при рассмотрении дела тремя судьями каждая из сторон должна избрать одного судью, два избранных таким образом третейских судьи избирают третьего. Если в течение 15 дней сторона не реализует свое право на избрание третейского судьи, то рассмотрение спора в третейском суде должно быть прекращено и данный спор может быть передан на разрешение компетентного суда.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.