4
2. Добавить в ст.40 ФЗ «О третейских судах»: «…считать решение третейского суда окончательным, даже если в третейском соглашении это не предусмотрено».
Глава 1. Теоретические основы деятельности третейских судов в Российской Федерации
1.1 История развития альтернативного судопроизводства в России
Основными характеристиками действующей государственной судебной системы, как правило, являются: длительные сроки рассмотрения дел; необходимость соблюдения достаточно сложной процедуры разбирательства; публичность и гласность разбирательства; необходимость разглашения конфиденциальной коммерческой информации при разбирательстве дела; нередкое отсутствие у судей специальных познаний, необходимых для разрешения дела с учетом его специфики (например, страховой и фондовый рынки); наличие правил подсудности, привязывающих рассмотрение дела к определенному суду и др. [II. 10. с. 47-53].
Поэтому эффективным средством для разрешения споров в гражданском обороте является создание третейских судов, создаваемых самими участниками гражданских правоотношений. Особенно интересным является создание третейских судов, специализирующихся на разрешении правовых конфликтов в определенной сфере гражданского оборота (фондового рынка, биржевой торговли, страхования, банковской деятельности). Такие третейские суды способны обеспечивать квалифицированное правоприменение, создавая прецеденты реализации прав и разрешения конфликтных ситуаций. Основные преимущества третейского разбирательства состоят в следующем:
1) оперативность и эффективность разрешения споров, упрощенная процедура разбирательства, возможность проведения разбирательства вне места постоянного пребывания третейского суда и в том числе непосредственно по месту нахождения сторон спора;
2) конфиденциальность третейского разбирательства и создание условий для сохранения коммерческой тайны;
3) наличие возможностей для выбора оптимального варианта организации третейского суда; самостоятельные разработка и утверждение документов, регламентирующих его деятельность и определение правовых процедур третейского разбирательства, а также корректировка их содержания по мере необходимости; формирование списка арбитров, назначение Председателя третейского суда, ответственного секретаря третейского суда и его персонала. Кроме того, само третейское разбирательство представляет собой, по сути, дополнительную услугу, которую оказывают организации закрытого типа (биржи, саморегулируемые организации) своим членам, избавляя их от необходимости разрешения конфликтов в системе государственной, юрисдикции.
4) создание позитивной судебной практики и появление необходимых прецедентов правоприменения;
5) возможность увидеть узловые проблемы экономической и юридической практики взаимоотношений в сфере гражданского оборота;
6) самоокупаемость третейского суда, экономия средств спорящих сторон, поскольку размер третейских сборов регулируется документами о третейском суде и может быть ниже, чем государственная пошлина в арбитражном суде или суде общей юрисдикции;
7) возможность привлечения к осуществлению третейского разбирательства не только юристов, но и специалистов со знанием экономики и, технологий фондового, финансового рынка в качестве арбитров и экспертов при разрешении споров;
8) принудительное исполнение решений третейского суда при отказе ответчика от его добровольного исполнения через систему исполнительного производства.
Все изложенные и многие другие причины определяют необходимость создания и деятельности третейского суда. Следует иметь в виду, что третейское разбирательство (или, точнее, арбитраж) является основной формой разрешения споров в самых различных сферах деятельности, например на фондовом рынке в США, Великобритании и других странах с рыночной экономикой. Так, достаточно давно и успешно функционирует арбитраж на Нью-Йоркской фондовой бирже, рассматривающий свыше 500 дел в год. В рамках NАSD и NАSDAO в США также работает собственный арбитраж, разрешающий конфликты, возникающие в связи с оборотом ценных бумаг. По свидетельству М.Керра, бывшего председателем Лондонского международного третейского суда, коммерческий арбитраж превратился в своего рода судебную промышленность, играющую вспомогательную роль по отношению к международной торговле и облегчающую разрешение конфликтов11 См.: Керр М. Роль судов и арбитража // Право и европейское сотрудничество. М.--Лондон, 2001. С. 2. [II. 16. с. 117-125].
Третейский суд является одной из древнейших форм разрешения споров. Исторически, как писал А.Вицин, суд посредников предшествовал суду общественной власти22 См.: Вицин А. Третейский суд по русскому праву. Историко-догматическое рассуждение. М., 2005. С. 3.. Гегель в свое время предлагал вменить сторонам в обязанность обращаться до официального суда к простому (третейскому, мировому) суду и попытках прийти к соглашению33 См.: Заозерский Н.А. Духовное лицо в звании третейского судьи. Св. Троице-Сергиева лавра. 2003. С. 18.
Развитие третейского разбирательства в нашей стране имеет длинную историю. В Ипатьевской летописи 1169г. рассказывается, например, о деле, рассмотренном по правилам третейского разбирательства44 См.: Вицин А.И. Третейский суд по русскому праву. М., 2005. С. 3.. В договорной грамоте князя Дмитрия Ивановича Донского с князем Серпуховским Владимиром Андреевичем Храбрым 1362 г. имеется следующая запись: «А чего я буду искать из твоих бояр, или будешь искать из моих бояр, мы пошлем каждый по боярину, они и будут судить, а если голоса их разделятся, то рассудит их третий, кого они изберут».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13