Рефераты. Анализ системы обеспечения реализации интересов жителей муниципального образования

Единство аналитических аспектов исследования способствовало выявлению социально-политических особенностей муниципальных интересов, которые объективированы неразрывностью общественного и государственного начал в содержании местного самоуправления: удовлетворение интересов муниципальных сообществ - деятельность направленная как на решение вопросов местного значения, так и на утверждение общегосударственного начала (местное самоуправление - одна из основ конституционного строя).

Во-первых, местное самоуправление и его интересы неотделимы от осуществления особой формы народовластия и исполнения на муниципальной территории отдельных государственных полномочий.

Во-вторых, определяющее социально-политическое качество муниципальных интересов в их влиянии на устойчивость единой (трехуровневой) системы публичной власти в Российской Федерации.

В-третьих, существенная социально-политическая особенность муниципальных интересов в воздействии на социальную стабильность, так как эффективное функционирование муниципальных образований - основа социально-экономического развития локальных территорий и благополучия местного населения.

В-четвертых, важнейшая социально-политическая особенность муниципальных интересов в том, что их обеспечение неотделимо от культивации правовой и политической культуры у жителей муниципальных образований [9, с. 206].

Таким образом, в условиях муниципальной реформы, на основе удовлетворения муниципальных интересов объективируется конкретная обусловливающая развития гражданского самосознания и активности, а вместе с этим формирования институтов гражданского общества в современной России.

1.2 Система управления интересами жителей муниципального образования

Местное самоуправление - это посредник отношений между гражданами и государственной властью, аккумулирующий практические формы обеспечения интересов населения муниципального образования, охватывающие не только хозяйственную, но и другие сферы жизнедеятельности местного сообщества; местное самоуправление наделено конкретными атрибутами самостоятельности: муниципальные права и муниципальные обязанности, организационная самостоятельность и финансовая автономия (местный бюджет, муниципальное имущество, местные налоги). Как институт публичной власти и система управленческой деятельности на локальной территории местное самоуправление это и форма «ответственного управления», при этом полнота ответственности за решение вопросов местного значения «принятых к своему ведению» возлагается на население и органы местного самоуправления [10, с. 23].

Как феномен реализации муниципальных интересов местное самоуправление исследуется и как система управления с присущими признаками, принципами организации, формирования и развития, функциями регулирующего воздействия на различные типы отношений в местном сообществе:

- отношения, возникающие в процессе выбора населением организационных форм местного самоуправления, его структуры, формирования органов местного самоуправления;

- отношения, связанные с деятельностью местного самоуправления, его органов по управлению муниципальной собственностью, муниципальным хозяйством, формированием и исполнением местного бюджета, управленческой и контрольной деятельностью;

- отношения, возникающие в процессе осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий;

- отношения, связанные с реализацией органами местной власти конституционного права на судебную защиту своих интересов и на компенсацию расходов [11, с. 38].

На основе системных характеристик выявлено единство «организационного» и «функционального» аспектов развития, обусловливающее право и способность местного самоуправления выступать конкретной управленческой системой обеспечения, реализации и защиты муниципальных интересов в современной России.

Организационный аспект при этом ориентирует на исследование многообразия организационных форм и моделей, механизмов формирования органов и структур местного самоуправления, соотносим с основными принципами развития органических систем. Функциональный аспект позволяет акцентировать внимание на функциях местного самоуправления как системы в целом, так и ее составляющих элементов. Автор приходит к выводу, что только при наличии эффективной организационной и функциональной основы местное самоуправление способно обеспечивать интересы населения в различного рода услугах в хозяйственной, социальной и культурной сферах местной жизни [12, с. 52].

Социально-экономическое развитие муниципального образования - это управляемый процесс качественного изменения социальной и экономической сфер, не ухудшающий состояние окружающей среды и приводящий к улучшению условий жизни населения, то есть дающий возможность местным сообществам более полно удовлетворять свои потребности с меньшими затратами.

Развитие муниципальной экономики обусловливает необходимость учета особенностей муниципального хозяйства и удовлетворения интересов местного сообщества, связанных с сохранением и укреплением муниципальной собственности, развитием сферы хозяйственных услуг и муниципального заказа, кооперации в системе муниципального хозяйства как способа организации деятельности и объединения усилий мелких хозяйствующих субъектов. Обеспечение муниципального развития неотделимо и от создания благоприятного инвестиционного климата на территории муниципалитета, эффективных мер поддержки и защиты интересов, активного вовлечения в орбиту местного хозяйства малого бизнеса.

Важнейшая практическая задача органов местного самоуправления заключается в вовлечении предпринимательского сектора не только в сферу услуг, но и в сферу производственной деятельности, понимаемой как составной элемент “муниципальной экономики” [13, с. 77].

Посредством правоустанавливающей деятельности реализуется руководящий принцип в отношении местного самоуправления, закрепляемый в кодексах и законах Российской Федерации, в законах и нормативных актах субъектов Российской Федерации, в актах и постановлениях органов исполнительной власти, выборных должностных лиц системы государственной власти и управления. Федеральные и региональные органы государственной власти определяют компетенцию местного самоуправления как власти подзаконной, полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения и исполнению отдельных государственных полномочий, обеспечивают разграничение предметов ведения государственных и муниципальных органов.

Важными задачами правоустанавливающей деятельности на региональном уровне являются обеспечение адекватного правового пространства в субъектах Российской Федерации для осуществления реформы местного самоуправления и реализации графика переходных положений на период 2004-2007 гг. [14, с. 15].

Гарантирующая деятельность государственных органов обусловлена тем, что местное самоуправление не обладает суверенитетом, а органы местного самоуправления не наделены правом “устанавливать компетенцию”. Территориальная организация местного коллектива, осуществление населением непосредственных форм самоуправления, органами местного самоуправления опосредованных форм народовластия, выбор модели внутриорганизационного устройства, организационная и структурная самостоятельность, обеспечение финансовой автономии муниципальных образований - все это гарантируются государством.

Регулирующая деятельность органов государственной власти и управления в отношении местного самоуправления выявляется в многообразии направлений: регулирование исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, регулирование ответственности органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, регулирование основ муниципальной службы, регулирование особенностей организации местного самоуправления на закрытых территориях и др.

Конкретной формой регулирующего воздействия государственных органов является контролирующая деятельность: за законностью решений и действий органов местной власти по предметам собственного и совместного ведения; за целесообразностью решений и действий при исполнении отдельных государственных полномочий.

Автор убежден, что совершенствование системы государственного контроля в отношении местного самоуправления и реализация мер по повышению его эффективности (утверждение новых институтов, организационных форм и способов реализации контрольных функций, например введение временной финансовой администрации) важнейшее условие обеспечения муниципальных интересов на современном этапе [15, с. 142].

Государственная поддержка местного самоуправления в единстве конкретных форм - системная составляющая субъектного обеспечения муниципальных интересов.

Так, необходимость финансовой поддержки муниципалитетов обусловлена слабостью их материально-финансовой базы и зависимостью местных бюджетов от государственных дотаций, отсутствием эффективного механизма выравнивания экономического состояния муниципальных образований. Финансовая поддержка нацелена на преодоление неравенства и подъем уровня жизни населения муниципальных образований, на поддержку рыночного сектора и создание конкурентной среды на муниципальном уровне, неотделима от выстраивания новой системы межбюджетных отношений, формирования сильных и независимых в хозяйственном отношении муниципалитетов, прежде всего на поселенческом уровне [16, с. 79].

Различное понимание сущности развития неизбежно отражается на характере управления социально-экономическим развитием муниципального образования, что отражено в предлагаемой нами типологии подходов к определению содержания управления социально-экономическим развитием (таблица 1.1).

Таблица 1.1 - Типология подходов к определению содержания управления социально-экономическим развитием

Подход

Субъекты воздействия (управления)

Результаты

Объективный (эволюционный)

Не рассматриваются

Определенные изменения, которые могут быть как положительными, так и отрицательными

Командно-административный

Государственные органы (отраслевые министерства и ведомства)

Удовлетворение потребностей отраслевых министерств и ведомств, плановая застройка территории

Хозяйственный (инфраструктурный)

Муниципальные органы

Развитие инфраструктуры, повышение эффективности хозяйственной деятельности и управления муниципальной собственностью

Комплексный

Различные субъекты (в первую очередь, государственные и муниципальные органы власти)

Достижение определенного уровня развития для удовлетворения потребностей населения и государства на данной территории

Качественный

Множественность субъектов/стейкхолдеров (государственные и муниципальные органы власти, население и предпринимательский сектор)

Улучшение благосостояния населения (более полное удовлетворение потребностей), вовлечение его в управление и сохранение среды обитания

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.