Наряду с партиями фактором открытого госу-дарства могут стать общественные объединения. Их сила в многочисленности и разнообразии вы-ражаемых ими интересов, а слабость в том, что они мозаичны и почти не связаны друг с другом. Предстоит найти механизмы продвижения к оп-ределенной системности. С этой целью в конце 2001 г. по инициативе Президента РФ был созван «Гражданский форум» с участием всего спектра общественных объединений. В результате разго-вора о путях укрепления гражданского общества было рекомендовано создавать при министерст-вах общественные наблюдательные советы. Это еще одна форма проникновения структур граж-данского общества в государственный аппарат Лысенко В.И. и др. Открытое государство: политико-правовое видение. // Государство и право. 2003, № 5. С.65.. Такой структурой являются и создаваемые реги-ональные комиссии по помилованию. Сюда же можно отнести мировых судей и суды присяжных.
В целом, учитывая роль выборных органов и выборов в концепции открытого государства, не-обходимо Там же., во-первых, дальнейшее реформирова-ние порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ (в рамках Конститу-ции) на основе прямых выборов избирателями из числа кандидатур, выдвигаемых региональными законодательными и исполнительными органами государственной власти. Во-вторых, отстаивать принципы формирования Конституционного со-брания, которые обеспечивали бы сходство с по-рядком выборов и формированием палат парла-мента, а также сочетание государственного (пу-тем вхождения депутатов и членов палат) и общественного начала (по одному представителю от всех общероссийских общественных полити-ческих объединений). В-третьих, повышать пра-вовую культуру избирателей и организаторов вы-боров на основе государственных и обществен-ных программ. В-четвертых, добиться создания современной политической инфраструктуры вы-боров в соответствии с деятельностью современ-ных политических партий парламентского типа. В-пятых, принять комплекс мер, гарантирующих беспристрастность в освещении избирательной кампании всеми средствами массовой информа-ции, реализации права человека и гражданина на поиск и распространение правдивой информации о выборах, кандидатах, политических партиях и их предвыборных платформах (программах). В-шестых, развивать избирательное законода-тельство опережающими темпами по отношению к сроку выборов с тем, чтобы участники выборов имели возможность для обращения в Конститу-ционный Суд РФ с запросом о конституционности Закона о выборах или отдельных его положений, что позволит снять недоверие к правовой основе выборов и легитимности результатов выборов. В-седьмых, сформировать обновленную систему стандартов (на базе международных) в области организации избирательного процесса, которая исключит «двойные» стандарты в оценке выбо-ров и их результатов Лысенко В.И. и др. Открытое государство: политико-правовое видение. // Государство и право. 2003, № 5. С.66..
4. Языковые, национально-культурные отноше-ния и открытое государство
Создание открытой публичной организации политической власти предполагает выявление реальных угроз общест-ву. Одна из них - формирование в ряде субъектов Федерации так называемой этнократической мо-дели власти, в рамках которой немаловажную роль играет язык «титульных наций», получив-ший законодательное закрепление в качестве го-сударственного языка соответствующих субъек-тов Российской Федерации Лысенко В.И. и др. Открытое государство: политико-правовое видение. // Государство и право. 2003, № 5. С.67.. Как свидетельствует практика, введение государственного языка, хотя частично и способствует развитию национально-го языка, но в гораздо большей мере сказывается на состоянии и развитии межнациональных отно-шений. Порой требования к обязательному его знанию не соотносится с его функциональными возможностями и национальным составом насе-ления. Отсутствие гражданского согласия в обла-сти языковых отношений непосредственно ска-зывается на состоянии открытости общества и государства. В этой связи для демократического развития общества и государства чрезвычайно важно удержание единого языкового пространст-ва не только за счет более мощной технической оснащенности федеральных (общегосударственных) средств массовой информации, но и за счет вещания последних на языках всех наиболее крупных этнических общностей.
Одним из способов предотвращения межнаци-ональных конфликтов, сохранения межнацио-нального согласия (консенсуса) является созда-ние национально-культурных автономий (НКА), призванных удовлетворять главный жизненный интерес национальностей - сохранение их нацио-нальной идентичности путем предоставления им возможностей для изучения и усвоения родного языка, своей культуры и истории, сохранения своего национального самосознания при уваже-нии других народов и их культур Лысенко В.И. и др. Открытое государство: политико-правовое видение. // Государство и право. 2003, № 5. С.67.. НКА - самоде-ятельная и самоуправляющаяся организация для решения данных задач как с использованием соб-ственных интеллектуальных, духовных и матери-альных ресурсов, так и с материальной и органи-зационной помощью государства. Закон РФ «О национально-культурной автономии» предус-матривает формирование Консультативных со-ветов НКА при исполнительных органах власти всех уровней. Таким образом, НКА выступает как один из каналов вхождения гражданского об-щества (его национальных сообществ) в федера-тивное государство. Чем более органы государст-ва будут открыты для взаимодействия с НКА, тем более стабильными будут межнациональные от-ношения. Развитие канала этой связи - один из способов расширения открытости государства, через который власти будут получать информа-цию не только о положении отдельных нацио-нальностей, их взаимоотношениях, но и общества в целом, регулировать эту область жизни.
Межнациональные конфликты могут являть-ся определенным инструментом в политике: как средство борьбы за власть, либо удержания влас-ти, либо как инструмент геополитического со-перничества (подтверждением являются чечен-ские события последних лет). Опираясь на прин-цип легитимности власти, предстоит разрешать межнациональные конфликты преимущественно путем переговоров, политических компромиссов и других консенсуальных технологий Там же..
Заключение
Создание правового государства необходимо для гармонизации общественных отношений, что невозможно без адекватного правового регули-рования. Проблема открытого правового государства акту-альна для современной цивилизации См.; Острем В. Смысл американского федерализма. М., 1994. С. 80-85. . Концеп-ция открытого государства является одним из проявлений относительно новой области научно-го познания политико-правовой действительнос-ти: юридической политологии.
Предметная область, теоретико-методологи-ческий инструментарий и понятийный аппарат конституционного права носят междисципли-нарный характер. Современное конституционное право, в политиче-ской системе, уделяет внимание политико-правовым аспектам разделения властей и демократии, соотношению легальности и легитимности политической влас-ти, политико-правовым режимам, значению пра-ва и правовых институтов в политической модер-низации и политическом развитии, политической роли судов (особенно конституционных и верхов-ных), правам и свободам человека, прежде всего политическим, нормативно-правовым факторам участия граждан в политике и в управлении делами общества и государства, правовым основам пуб-личного (административно-политического) уп-равления, политико-правовой и электорально-правовой культуре, избирательного права и изби-рательного процесса, взаимовлиянию выборов, избирательных систем и политических партий, юридическим средствам разрешения политичес-ких и иных конфликтов Лысенко В.И. и др. Открытое государство: политико-правовое видение. // Государство и право. 2003, № 5. С.68..
Проблемы властно-государственной организа-ции общества, соотношения права и политики, политических, юридических и неюридических норм, роли судов в обеспечении демократии, прав и свобод человека и гражданина, юридических норм и процедур в предотвращении и разрешении политических конфликтов, значения конституци-онного и административного права в политико-административном управлении находятся в цент-ре политической науки.
На мой взгляд, вслед за возвращением в орбиту политологии проблема-тики государства и иных политических институ-тов, развивается и «новый нормативизм», в рам-ках же юриспруденции усиливаются процессы становления «нового политологизма». В новом нормативизме формируется и концепция правового государства. Концепция правового государ-ства ориентирована на поиски политико-юриди-ческих составляющих открытой, прозрачной, публичной и эффективной организации полити-ческой власти, тесно связанной с гражданским об-ществом Лысенко В.И. и др. Открытое государство: политико-правовое видение. // Государство и право. 2003, № 5. С.68..
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6