Рефераты. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность

осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от наказания, а также без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической и экологической безопасности России.

Законом РФ «О внутренних войсках МВД РФ» от 24 декабря 1992 г. Закон РФ «О внутренних войсках МВД РФ» от 24 декабря 1992 г //Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. №42. Ст. 2334. регламентируется правовой статус, структура соответствующих структур в системе МВД России, позволяющие внутренним войскам выполнять возложенные на них задачи, связанные с охраной общественного порядка и обеспечением общественной безопасности.

Таким образом, условием существования формирующегося в России гражданского общества является обеспечение безопасности граждан, государства и общества в целом.

Безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Защищенность, таким образом, суть общественной безопасности.

Законом РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. Закон РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. №15. Ст. 769. к основным объектам безопасности отнесены:

личность - ее права и свободы;

общество - его материальные и духовные ценности;

государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность (ст. 1).

Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, которое в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории России и за ее пределами.

Основными принципами обеспечения безопасности являются:

законность;

соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства;

взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению правопорядка;

интеграция с межгосударственными системами безопасности.

Безопасность в ее современном состоянии может быть разделена на три вида: техническая безопасность, экологическая безопасность и социальная безопасность.

Надо сказать, что к такому понятию как социальная безопасность путь был долгий. В условиях СССР официально признавался лишь один вид социальной безопасности - государственная безопасность, охрану которого осуществляло мощное ведомство - Комитет государственной безопасности. О безопасности личности и общества в законодательстве речи не было. Иногда применялся термин «общественная безопасность» как часть общественного порядка. Действующее законодательство впервые определяет само понятие социальная безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Только в новом КоАП РФ законодатель, наряду с термином «общественный порядок» Веремеенко А. Сущность и понятие общественного порядка // Государство и право 1982. №3. С.25. закрепил термин «общественная безопасность».

Ранее глава 13 КоАП РСФСР имела название «Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок», теперь формулировка главы 20 нового КоАП РФ звучит так: «Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность».

В условиях происходящих в стране социально-экономических перемен, сопровождающихся расширением демократии и гласности, необходимостью укрепления законности, особую актуальность приобретает обеспечение правопорядка на улицах и в других общественных местах городов, поселков и других населенных пунктов.

В целях обеспечения охраны общественного порядка при производственных авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных обстоятельствах, при групповых антиобщественных проявлениях, массовых беспорядках, проведении мероприятий по розыску и задержанию вооруженных преступников в столицах республик, входящих в Российскую Федерацию, краевых и областных центрах в составе полков, отдельных батальонов и рот патрульно-постовой службы созданы специальные подразделения милиции. В обычных условиях эти подразделения привлекаются в районах со сложной оперативной обстановкой.

По мнению автора, общественная безопасность не может рассматриваться в отрыве от охраны общественного порядка, и наоборот. Эти понятия взаимосвязаны и взаимозависимы. Осуществляемая органами внутренних дел охрана общественного порядка не может рассматриваться в отрыве от иной сферы жизни общества - общественной безопасности, входящую составной частью в понятие национальной безопасности.

Под общественным порядком в отечественной юридической литературе понимается определенное качество (свойство) системы общественных отношений, состоящее в такой упорядоченности социальных отношений, которое ведет к согласованности и ритмичности общественной жизни, беспрепятственному осуществлению участниками общественных отношений своих прав и обязанностей и защищенности их интересов, общественному и личному спокойствию Лазарев В.В., Попов Л.Л., Розин Л.М. Правовые основы обеспечения общественного порядка. М., 1967..

А.П. Коренев интерпретирует общественный порядок как систему общественных отношений, закрепленную нормами права, морали и правилами общежития, определяющую права и обязанности участников этих отношений, призванную обеспечить жизнь, неприкосновенность, честь, достоинство и иные права граждан, охрану государственного и общественного имущества, спокойствие в общественных местах, поддержание необходимых условий для нормального функционирования предприятий, организаций и должностных лиц Административная деятельность ОВД / Под ред. А.П. Коренева. М., 1996. С. 23..

Большой вклад в отечественную юридическую науку внес Ф.Е. Колонтаевский, исследовавший проблемы деятельности милиции при обеспечении охраны общественного порядка и общественной безопасности Колонтаевский Ф.Е. Понятие и содержание организации охраны общественного порядка // Теория и практика совершенствования общественного порядка. М., 1985. С. 24-30; он же. Организация и совершенствование милиции общественной безопасности. Учебное пособие. М., 1995 и др. работы..

По мнению М.И. Ерошкина и ряда других ученых-юристов, под охраной общественного порядка следует понимать проведение государственными органами в тесной связи с общественностью разнообразных мер по обеспечению неприкосновенности граждан, защите их прав и законных интересов, народного достояния, по созданию обстановки спокойствия, нормальных условий для работы государственных, общественных предприятий, организаций и учреждений Ерошкин М.И., Попов Л.Л. Административно-правовая охрана общественного порядка. Л., 1973. С. 8..

По моему мнению, под охраной общественного порядка следует понимать общественно-политическую и правовую категорию, выраженную в виде совокупности правовых норм, мер и средств государства и общества, направленных на поддержание и обеспечение режима законности в общественных местах, защиту прав и свобод личности, имущества, чести и достоинства, интересов государства и общества в целом, с целью сохранения порядка, общественного спокойствия, нормального функционирования предприятий, учреждений и организаций, транспорта, средств коммуникаций и устранения причин и субъектов их дестабилизирующих.

Сохранить стабильность в обществе, обеспечить надлежащий порядок и общественную безопасность призваны, в первую очередь, правоохранительные органы и Вооруженные Силы России, находящие поддержку, одобрение и помощь граждан и общества в целом, а также различные негосударственные общественные объединения и органы местного самоуправления, которые должны быть в этом заинтересованы.

Основными причинами, связанными с нарушениями общественного порядка в российском обществе, по мнению автора, являются: социально-экономические (низкий уровень жизни, проблемы межнациональных отношений, деление общества на очень богатых и очень бедных), политическая нестабильность в обществе, нигилизм по отношению к государству и праву, ограниченная правовая культура населения страны, несовершенство законодательства, издержки деятельности правоохранительных органов, отсутствие действенного механизма реализации конституционной ответственности государства перед личностью и обществом. Все эти причины в той или иной мере влияют на эффективность не только охраны общественного порядка и обеспечение общественной безопасности на территории России, но и на процесс формирования гражданского общества.

Рассмотрим далее отдельные виды правонарушений, посягающие на общественный порядок, безопасность и общественную нравственность.

2.2.Характеристика наиболее распространенных правонарушений,

посягающих на общественный порядок и общественную безопасность

Как мы уже указывали, правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность помещены в главу 20 КоАП РФ и содержат 27 составов, т.е. более чем в два раза больше, чем это было предусмотрено предыдущим КоАП РСФСР. Перечислим их:

1. Мелкое хулиганство (ст.20.1);

2. Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (ст.20.2);

3. Демонстрирование фашистской атрибутики или символики (ст.20.3);

4. Нарушение требований пожарной безопасности (ст.20.4);

5. Нарушение требований режима чрезвычайного положения (ст.20.5);

6.Невыполнение норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ст.20.6);

7. Нарушение правил гражданской обороны (ст. 20.7);

8. Нарушение правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему (ст.20.8);

9. Установка на гражданском или служебном оружии приспособления для бесшумной стрельбы или прицела (прицельного комплекса) ночного видения (20.9);

10. Незаконное изготовление, продажа или передача пневматического оружия (ст.20.10);

11. Нарушение сроков регистрации (перерегистрации) оружия или сроков постановки его на учет (ст.20.11);

12. Пересылка оружия, нарушение правил перевозки, транспортирования или использования оружия и патронов к нему (ст.20.12);

13. Стрельба из оружия в неотведенных для этого местах (ст.20.13);

14. Нарушение правил сертификации оружия и патронов к нему (ст.20.14);

15. Продажа механических распылителей, аэрозольных и других устройств, снаряженных слезоточивыми или раздражающими веществами, электрошоковыми устройствами либо искровыми разрядниками, без соответствующей лицензии (ст.20.15);

16. Незаконная частная детективная или охранная деятельность (ст.20.16);

17. Нарушение пропускного режима охраняемого объекта (ст.20.17);

18. Блокирование транспортных коммуникаций (ст.20.18);

19.Нарушение особого режима в закрытом административно-территориальном образовании (ЗАТО) (ст.20.19);

20. Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (ст.20.20);

21. Появление в общественных местах в состоянии опьянения (ст.20.21);

22. Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (ст.20.22);

23. Нарушение правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (ст.20.23);

24. Незаконное использование специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, в частной детективной или охранной деятельности (ст.20.24);

25. Самовольное оставление места отбывания административного ареста (ст.20.25);

26. Самовольное прекращение работы как средство разрешения коллективного или индивидуального трудового спора (ст.20.26);

27. Невыполнение в зоне проведения контртеррористической операции законного распоряжения лица, проводящего указанную операцию (ст.20.27).

Даже при первоначальном ознакомлении с перечнем данной группы правонарушений очевидно, что законодатель сместил акценты: перечень правонарушений, где в качества объекта посягательства выступают общественный порядок и общественная безопасность, существенно расширился.

2.2.1. Административные проступки в сфере общественного порядка

Мелкое хулиганство

Мелкое хулиганство, то есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, влечет наложение штрафа в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.(ст.20.1 КоАП РФ)

С объективной стороны мелкое хулиганство представляет собой действие, нарушающее порядок и спокойствие граждан. Такими действиями являются, в частности, нецензурная брань в общественных местах и оскорбительное приставание к гражданам. Перечень таких действий этим не исчерпывается, что подчеркивается словами статьи «и другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан».

Хулиганством может быть нарушен общественный порядок в любой сфере жизни и деятельности граждан: на производстве, в быту, в культурно-просветительных учреждениях; в любом нахождении людей: на улицах, в квартирах, в лесу и т.д.

Обычно мелкое хулиганство совершается при непосредственном присутствии людей, ибо именно в такой обстановке нарушителю удается в наибольшей мере продемонстрировать свое неуважение к обществу. Однако для наличия состава указанного проступка признак публичности не обязателен. Мелкое хулиганство будет иметь место и в том случае, когда лицо сделало непристойные надписи на заборе в отсутствие людей или когда ночью демонстративно нарушается покой спящих людей.

С субъективной стороны мелкое хулиганство характеризуется умыслом, обычно прямым. Лицо сознает, что его действия противоправны, оно предвидит, что в результате их совершения будут нарушены общественный порядок и спокойствие граждан, и желает этого. Но возможны случаи, когда нарушитель не желает этого, но сознательно допускает. В таких случаях мелкое хулиганство совершается с косвенным умыслом. Элементом субъективной стороны мелкого хулиганства является мотив удовлетворения индивидуальности потребностей самоутверждения путем игнорирования достоинства других людей.

Субъектом мелкого хулиганства может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Основаниями для применения в качестве меры взыскания административного ареста являются, например, совершение наряду с мелким хулиганством другого серьезного административного правонарушения, например, совершение в прошлом хулиганских действий.

Мелкое хулиганство отличается от хулиганских действий, наказуемых по ч.1 ст. 213 УК РФ, меньшей степенью нарушения общественного порядка. Грубые нарушения общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающиеся применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, а равно уничтожением либо повреждением чужого имущества, образуют состав указанного преступления, а не административного проступка.

В соответствии с разъяснением Пленума Верховного Суда РСФСР, содержащимся в постановлении от 24 декабря 1991 года за № 5 (с внесенными в него в последующем изменениями) «О судебной практике по делам о хулиганстве» Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 24 декабря 1991 года №5 (с внесенными в него в последующем изменениями) «О судебной практике по делам о хулиганстве» // Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 24 декабря 1991 г. // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации). М., 1995. С. 531.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.