Рефераты. Административно-правовое регулирование управления административно-политической сферой

§5 Взаимоотношения органов управления обороной с органами внутренних дел

Взаимоотношения органов управления обороной с органами внутренних дел базируются на основе сотрудничества и взаимодей-ствия. Органы внутренних дел участвуют в организации террито-риальной обороны Российской Федерации, организуют совместные действия с Вооруженными Силами, другими войсками и воински-ми формированиями по осуществлению обороны. МВД России производит в установленном порядке согласование с Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации размещение основных видов вооружения, подлежащих ограничению (контро-лю) в соответствии с международными договорами России.

Органы внутренних дел обязаны оказывать военным комиссариатам помощь и содействие в проведении призыва граждан на действительную военную службу (военные сборы), в контроле за соблюдением гражданами правил воинского учета. Органы внутренних дел организуют и осуществляют розыск лиц, укло-няющихся от призыва на военную службу.

Граждане Российской Федерации приобретают статус воен-нослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием этой службы. На граждан, призванных на военные сборы, статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, предусмотренных вышеуказанным законом и иным законодательством Российской Федерации. На членов семей во-еннослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и чле-нов их семей распространяются льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные пользуются политическими, социально-экономическими права-ми и свободами и несут обязанности граждан Российской Феде-рации. Особенности правового статуса военнослужащих в обществе определяются возложенными на них обязанностями по вооруженной защите государства, связанными с необходимо-стью беспрекословного выполнения поставленных задач в лю-бых условиях, в том числе с риском для жизни.

Права и льготы военнослужащих. С учетом особенностей военной службы им предоставлены определенные льготы. Так, военнослужащие получают за счет государства денежное доволь-ствие, продовольственный паек (денежную компенсацию вместо выдачи пайка), обеспечиваются вещевым имуществом. Они име-ют право на бесплатный проезд и почтовые отправления, пользу-ются льготами по налогам, имеют льготы по оплате жилья. Для военнослужащих предусмотрены льготные условия при трудо-устройстве. Граждане, уволенные с военной службы, пользуются преимущественным правом поступления в государственные об-разовательные учреждения.

Обязанности военнослужащих подразделяются на общие, должностные и специальные. К общим обязанностям относятся: защита суверенитета и территориальной целостности России, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения и другие, которые составляют существо воинского долга. Военнослужащий обязан: быть верным Военной присяге, строго соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы, требования общевоинских уставов Вооруженных Сил Россий-ской Федерации, беспрекословно выполнять приказы команди-ров (начальников); совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество; быть бдительным, хранить государственную и военную тайну и др.

Должностные обязанности военнослужащих и порядок их исполнения определяются законодательными актами, воински-ми уставами и другими нормативными документами. Военнослу-жащие, находящиеся на боевой службе (дежурстве), в суточном и гарнизонном нарядах, привлеченные для ликвидации последствий стихийных бедствий, а также при других чрезвычайных обстоя-тельствах, выполняют специальные обязанности. Для выполнения специальных обязанностей военнослужащие могут наделяться до-полнительными правами (на применение оружия, силы, предъяв-лять требования, обязательные к исполнению, и др.), которые определяются законодательством.

Ответственность военнослужащих. В зависимости от харак-тера и тяжести совершенного правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность.

Военнообязанные и призывники за нарушение правил воин-ского учета, неявку по вызову в военный комиссариат без уважи-тельных причин, за умышленную порчу или небрежное хранение военных билетов, повлекшие их утрату, привлекаются к админи-стративной ответственности. Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы влечет уголовную ответст-венность по ст. 328 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

2. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ

§1 Понятие, содержание и особенности управления безопасностью

Безопасность -- это неприкосновенность государственного суверенитета, территориальной целостности и обороноспособно-сти Российской Федерации, ее конституционного строя, прав, свобод и законных интересов личности.

Управление безопасностью представляет деятельность госу-дарственных органов по обеспечению безопасности личности, общества и государства, состоящую в осуществлении контрраз-ведывательных и разведывательных мероприятий; в предупреж-дении, пресечении и раскрытии деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильст-венное изменение конституционного строя Российской Федера-ции и предусмотренных законом других преступлений; в обеспечении защиты сведений, составляющих государственную тайну; в охране Государственной границы России.

Управление безопасностью имеет свои особенности. Во-пер-вых, оно не ограничивается пределами отрасли управления, ибо защита прав, свобод граждан, государственных интересов, госу-дарственной тайны является функцией всех государственных органов, предприятий, учреждений и организаций. Во-вторых, органы, обеспечивающие безопасность, помимо управленческой деятельности осуществляют оперативно-розыскные мероприя-тия, проводят дознание и предварительное следствие по дела, которые отнесены законом к их ведению. В-третьих, для управ-ления безопасностью, так же как и для управления обороной, характерны централизация, единоначалие, особый порядок про-хождения службы в органах безопасности, строгая дисциплина.

Управление безопасностью отнесено Конституцией Россий-ской Федерации к ведению России. Федеральные органы пред-ставительной и исполнительной власти образуют органы и службы безопасности, определяют их правовой статус, а также решают другие вопросы по обеспечению безопасности. Так, Фе-деральное Собрание Российской Федерации принимает законы по вопросам безопасности. Президент России издает указы, осуществляет руководство деятельностью органов безопасности, Правительство Российской Федерации принимает меры по обес-печению безопасности России.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся защита прав и свобод челове-ка и гражданина, режим пограничных зон и др.

К органам исполнительной власти, непосредственно осуще-ствляющим управление безопасностью, относятся: Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Служба безопасно-сти Президента Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Служба внешней разведки Рос-сийской Федерации. Федеральная пограничная служба Россий-ской Федерации и др.

§2 Система и правовое положение органов федеральной службы безопасности и других служб безопасности

Органы федеральной службы безопасности являются состав-ной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и в пределах предоставленных им полномочий обеспечивают без-опасность личности, общества и государства.

Руководство деятельностью органов федеральной службы безопасности осуществляют Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

Система органов федеральной службы безопасности. Органы федеральной службы безопасности представляют собой единую централизованную систему. В состав этой системы входят: Феде-ральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ Рос-сии); управления (отделы) ФСБ России по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности); управления (отделы) ФСБ России в Вооруженных Силах Российской Федерации, войсках и иных военных форми-рованиях, а также в их органах управления (органы безопасно-сти в войсках). Территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках находятся в прямом подчинении Феде-ральной службе безопасности России.

Органы Федеральной службы безопасности в своем подчине-нии имеют предприятия, учебные заведения, научно-исследова-тельские, экспертные и военно-медицинские учреждения и подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения и др.

Возглавляет систему органов безопасности Федеральная служба безопасности Российской Федерации, которая является органом исполнительной власти. Она создает территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках, осущест-вляет руководство ими и организует их деятельность, издает в пределах своих полномочий нормативные и иные акты, непос-редственно реализует основные направления деятельности орга-нов безопасности.

Структура и организация деятельности ФСБ России опреде-ляются Положением о ней, утверждаемым Президентом Россий-ской Федерации. ФСБ России возглавляет директор на правах федерального министра.

Деятельность органов ФСБ осуществляется на основе принципов: законности; уважения и соблюдения прав и свобод чело-века и гражданина; гуманизма; единства системы органов федеральной службы безопасности и централизма управления ими; конспирации, сочетания гласности и негласных методов и средств деятельности.

Административно-правовой статус органов федеральной службы безопасности. Правовую основу деятельности органов ФСБ составляют Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 22 февраля 1995 г. «Об органах феде-ральной службы безопасности в Российской Федерации», Поло-жение о федеральной службе безопасности Российской Федерации. Деятельность органов ФСБ России осуществляется также в соответствии с международными договорами Российской Феде-рации.

Федеральный Закон об органах федеральной службы без-опасности в Российской Федерации определяет назначение, сис-тему, правовые основы, принципы, направления деятельности, полномочия, силы и средства органов ФСБ, а также порядок контроля и надзора за их деятельностью.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.