Рефераты. Административно-правовые методы выявления и предупреждения незаконного оборота наркотических средств

В связи о вышеизложенным представляет научный и практический интерес изучение опыта двустороннего и регионального сотрудничества государств в борьбе с наркобизнесом и, в первую очередь, его правовой основы с целью дальнейшего совершенствования форм такой деятельности. Основное внимание в данной статье будет уделено анализу правовой основы сотрудничества государств в борьбе с наркобизнесом в рамках Содружества Независимых Государств.

Основу взаимодействия государств - участников СНГ в различных областях, в том числе в вопросах борьбы с наркобизнесом, составляют нормативные акты, на основании которых было создано данное образование. В соответствии со статьей 4 Устава Содружества Независимых Государств 1993 г., к сферам совместной деятельности государств-членов относятся, наряду с иными, вопросы борьбы с организованной преступностью.

В качестве основной правовой базы межгосударственных отношений в рамках Содружества Устав определяет (ст. 5) многосторонние и двусторонние соглашения в различных областях взаимоотношений государств-членов.

Вопросы борьбы с незаконным оборотом наркотических средств нашли свое отражение в различных соглашениях, принятых в рамках СНГ.

В первую очередь необходимо упомянуть соглашения, регулирующие такие сферы межгосударственных отношений, без организации четкого взаимодействия в рамках которых нельзя говорить об эффективном противодействии наркобизнесу. Речь идет о сотрудничестве в пограничных и таможенных вопросах.

Так, в соответствии со статьей 4 Соглашения о сотрудничестве государств - участников Содружества по обеспечению стабильного положения на их внешних границах 1992 г. стороны, в целях поддержания стабильного положения на внешних границах договорились о взаимодействии погранвойск, служб государственной (национальной) безопасности, внутренних дел, таможенных органов, служб фитосанитарного контроля и консульских служб.

На основании Соглашения о Таможенном союзе между Республикой Беларусь и Российской Федерацией 1995 г. государства-участники договорились об организации совместного контроля за перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств, что непременно повысит эффективность противодействия незаконному обороту наркотических средств. 11 Действующее международное право / Сост. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. Т. 3. М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1997. С. 72.

Особую роль в правовой регламентации взаимодействия государств - участников СНГ в борьбе с наркобизнесом играют соглашения по вопросам борьбы с преступностью.

Так, в соответствии с Соглашением о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью 1998 г. стороны обязались сотрудничать в предупреждении, пресечении, выявлении, раскрытии и расследовании целого ряда преступных деяний, в том числе незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.

В этом же Соглашении имеется указание на особую роль специальных органов, осуществляющих борьбу с преступностью. В соответствии со статьей 1 названного нормативного акта государства «...через свои компетентные органы осуществляют сотрудничество в борьбе с преступностью, особенно в ее организованных формах, в соответствии с положениями настоящего Соглашения и при соблюдении своего законодательства и международных обязательств». Тем самым поощряется заключение международных соглашений межведомственного характера.

В рамках СНГ уже заключен ряд таких международно-правовых актов: Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в борьбе с преступностью 1992 г., Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве таможенных служб в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ 1994 г. и др.

Отдельные явления, с которыми сталкивается мировое сообщество на современном этапе, создают предпосылки для осложнения криминогенной ситуации. Одним из таких явлений можно назвать незаконную миграцию, которая способствует активизации деятельности преступных групп, в том числе и занимающихся незаконным оборотом наркотиков.

С целью противодействия данному явлению в 1998 г. было принято Соглашение о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией, которое создает правовую основу для взаимодействия.

Вопросы оказания правовой помощи в процессе борьбы с преступностью регламентированы в Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. и в Протоколе 1997 г. к названной Конвенции. 11 Действующее международное право / Сост. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. Т. 3. М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1997. С. 73.

Борьба с преступностью на территории государств СНГ осуществляется в различных формах. В целях ее координации в 1997 г. было создано Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников Содружества Независимых государств, а также были учреждены: Совет Министров внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств (1996); Координационный совет Генеральных прокуроров государств - участников Содружества Независимых Государств (1995).

В соглашениях, специально посвященных вопросам борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, формы сотрудничества конкретизируются применительно к данному направлению деятельности. Так, в Соглашении о взаимодействии и сотрудничестве таможенных служб в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ 1994 г. достаточно детализированы вопросы информационного обмена. Информация разделена на две группы:

- направляемая постоянно депозитарию Соглашения, который по запросу рассылает такую информацию любой стороне;

- направляемая по собственной инициативе или по запросу заинтересованной стороне.

К первой группе относятся:

- информация о методах борьбы с незаконным оборотом наркотиков;

- информация об использовании технических средств и специально тренированных собак;

- информация о специалистах, имеющих опыт обучения методам борьбы с незаконным оборотом наркотиков;

- нормативные акты, публикации, научные, профессиональные и учебные работы по вопросам борьбы с незаконным оборотом наркотиков;

- информация о новых видах наркотиков, технологиях и местах их производства, маршрутах их незаконной перевозки и способах их сокрытия;

- информация об изменениях цен на наркотики в различных странах и регионах;

- информация о принципах организации таможенного контроля за наркотиками, новых способах и методах их обнаружения;

- информация о химических веществах, используемых для незаконного производства наркотических средств и психотропных веществ, включенных в таблицу I и II Конвенции ООН 1988 г. о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, следующих из этих государств или через их территорию;

- подлинные образцы наркотиков и других опасных веществ растительного и синтетического происхождения;

- информация в области идентификации и лабораторного анализа наркотиков.

Во второй группе представлена информация:

- о конкретных фактах и событиях, связанных с обнаружением незаконного перемещения наркотиков с территории одного государства - участника Соглашения на территорию другого;

- о подозреваемых или известных лицах, причастных к незаконному обороту наркотиков;

- о транспортных средствах, грузах и почтовых отправлениях, используемых в незаконном обороте наркотиков, следующих транзитом через территорию любого государства-участника или нелегально ввозящихся на такую территорию;

- о методах сокрытия и маскировки, применяемых при транспортировке наркотиков.

В отношении передаваемой и получаемой информации введено требование о ее конфиденциальности, а также ограничение на передачу сведений (без согласия одного из государств-участников, если распространение сведений может нанести ущерб его интересам или интересам совместных действий) средствам массовой информации.

Кроме того, в названном Соглашении предусматриваются и иные формы сотрудничества: 11 Сборник нормативных актов, регулирующих взаимодействие государств -- участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью. Вып. 1. Мн., 1998. С. 141.

- осуществление наблюдения за въездом и выездом лиц, подозреваемых в участии в незаконном обороте наркотических средств, а также за грузами, транспортными средствами и почтовыми отправлениями, в отношении которых имеются подозрения, что они используются в незаконном обороте наркотиков;

- осуществление согласованных мероприятий и операций по перекрытию каналов незаконного перемещения наркотических средств, включая проведение контролируемых поставок;

- обеспечение выступления официальных лиц одного государства-участника в качестве свидетелей или экспертов перед судом или властями другого государства на основании официального запроса последнего в связи с нарушением законов, касающихся оборота наркотиков;

- проведение взаимных консультаций с целью координации и повышения эффективности сотрудничества.

Названные формы сотрудничества в обобщенном виде нашли свое закрепление в Соглашении о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с преступностью 1998 г. 11 Сборник нормативных актов, регулирующих взаимодействие государств -- участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью. Вып. 1. Мн., 1998. С. 141 - 142.

Таким образом, правовая основа сотрудничества государств - участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств представлена различными категориями международно-правовых актов:

- уставными документами Содружества;

- нормативными актами, регламентирующими отдельные сферы сотрудничества (пограничные, таможенные и др.);

- международно-правовыми документами, специально посвященными данной проблеме.

В них регламентированы следующие формы сотрудничества:

- исполнение запросов;

- обмен информацией;

- содействие в проведении оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий;

- обмен опытом работы, научными разработками, учебной литературой;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.