Рефераты. Административная ответственность за правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования

Не являются предметом незаконной порубки деревья и кустарники, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения (за исключением лесозащитных насаждений), на приусадебных, дачных и садовых участках, ветровальные и буреломные деревья и т.п. Под незаконной добычей рыбы или водных животных понимаются действия, направленные на фактическое завладение рыбой или водными животными, осуществляемые без надлежащего на то разрешения, либо в запретное время, либо в недозволенных местах, либо недозволенными орудиями, способами и приемами, независимо от наступившего результата. Незаконной охотой признается поиск, выслеживание и преследование с целью добычи или добыча диких зверей и птиц, обитающих в состоянии естественной свободы, без надлежащего на то разрешения, в запрещенных для этого местах, или в запретное время, либо запрещенными орудиями и способами. Нахождение в охотничьих угодьях лиц с охотничьим оружием и другими орудиями охоты или добытой продукцией охоты, с охотничьими собаками, спущенными с поводка, а также нахождение на дорогах общего пользования лиц с расчехленным охотничьим оружием или добытой продукцией охоты приравнивается к охоте (ч. 2 ст. 43 Закона "Об охране и использовании животного мира"). К недозволенным орудиям и способам при незаконной добыче рыбы или водных животных следует относить такие средства и приемы добычи рыбы, водных животных, которые могут привести к их массовой гибели, вылову и уничтожению, другому существенному ущербу рыбным запасам и животному миру (например, использование взрывчатых, химических или отравляющих веществ, огнестрельного оружия, сетей). Если виновный использует при незаконной добыче рыбы или водных животных орудия лова, работа которых основана на действии электромагнитного поля, ультразвука, или взрывчатые вещества, его действия следует квалифицировать по ч. 2 ст. 281 Уголовного Кодекса Республики Беларусь независимо от количества добытого при этом. Запрещенными орудиями охоты следует признавать те средства добычи зверей и птиц, которые определены таковыми Правилами охоты в Республике Беларусь. Преступления, предусмотренные ст.ст. 281, 282 Уголовного Кодекса Республики Беларусь, считаются оконченными с момента совершения действий, направленных на непосредственное завладение предметом охоты, рыбой или водными животными. Это может выражаться в преследовании, установке капканов, сетей, приспособлении иных средств и орудий незаконной охоты, добычи рыбы или водных животных независимо от того, были ли фактически добыты предметы охоты, рыба или водные животные.

Уголовная ответственность по ч. 1 ст. 281 или ч. 1 ст. 282 Уголовного Кодекса Республики Беларусь наступает только при наличии признаков административной преюдиции, а именно: необходимо, чтобы лицо ранее привлекалось к административной ответственности за незаконную добычу рыбы и водных животных или незаконную охоту и после наложения на него взыскания в течение года вновь совершило такое же нарушение. При этом необходимо иметь в виду, что административную преюдицию образуют не любые нарушения Положений и Правил об охоте и любительском рыболовстве, а только те, которые указаны в диспозициях соответствующих статей Уголовного Кодекса Республики Беларусь. За совершение других правонарушений наступает только административная ответственность. При рассмотрении уголовных дел суду надлежит проверять законность привлечения к административной ответственности. Для квалификации содеянного по ч. 2 или ч. 3 ст.ст. 281 и 282 Уголовного Кодекса Республики Беларусь административная преюдиция не требуется. Для квалификации действий виновного по признакам причинения крупного или особо крупного размера ущерба в результате незаконной порубки деревьев и кустарников, незаконной добычи рыбы, водных животных или незаконной охоты следует исходить из специально утвержденных такс для возмещения причиненного ущерба, действующих на день совершения преступления. Для признания размера ущерба крупным или особо крупным необходимо, чтобы установленная такса соответствовала кратности базовых величин, указанной в примечаниях к ст.ст. 275, 276, 281 Уголовного Кодекса Республики Беларусь, или превышала ее независимо от индивидуального характера и особенностей предметов охоты, добычи рыбы или водных животных. Ответственность по ч. 2 ст. 281 или ч. 2 ст. 282 Уголовного Кодекса Республики Беларусь за незаконную добычу рыбы или водных животных, занесенных в Красную книгу Республики Беларусь, а также зверей и птиц, на которых охота полностью запрещена, наступает лишь в том случае, когда виновный, завладевая ими, осознает, что эта рыба, водные животные, звери и птицы находятся под особой охраной. Осуществляя незаконную охоту на территории заповедника, национального парка, заказника, в зонах экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации, лицо должно осознавать, что совершает незаконные действия в пределах этих территорий (ч. 2 ст. 282 Уголовного Кодекса Республики Беларусь). В целях правильного разрешения вопросов, требующих специальных познаний в области экологии, судам следует назначать соответствующие экспертизы, привлекая к их проведению в качестве экспертов экологов, гидрометеорологов, санитарных врачей, зоологов, ихтиологов, ботаников, лесоводов, охотоведов, почвоведов и других специалистов. Действия должностных лиц, совершивших незаконную добычу рыбы, водных животных или незаконную охоту с использованием своих служебных полномочий, охватываются ч. 3 ст. 281 или ч. 3 ст. 282 Уголовного Кодекса Республики Беларусь и дополнительной квалификации за преступления против интересов службы не требуется.

Должностные лица, использовавшие свои служебные полномочия при необоснованной выдаче разрешительных документов на добычу рыбы, водных животных или охоту, а также на порубку леса и кустарников, несут ответственность за преступления против интересов службы.

Осуждая лиц, совершивших преступления с использованием своего служебного положения, при наличии предусмотренных законом оснований судам надлежит обсуждать вопрос о лишении их права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Под использованием механических наземных, водных или воздушных транспортных средств при незаконной охоте (ч. 3 ст. 282 Уголовного Кодекса Республики Беларусь) следует понимать их эксплуатацию в качестве орудия преступления непосредственно в процессе охоты (преследование, выслеживание, загон животных, отстрел и т.п.). Если транспортные средства использовались лишь для доставки нарушителя к месту незаконной охоты и перевозки добытого, то такое их применение не является основанием для квалификации действий виновного по ч. 3 ст. 282 Уголовного Кодекса Республики Беларусь. Незаконная добыча рыбы, водных животных либо незаконная охота с использованием незаконно изготовленного гладкоствольного охотничьего оружия требует дополнительной квалификации содеянного по ч. 1 ст. 295 Уголовного Кодекса Республики Беларусь. Когда такие действия совершены с использованием незаконно хранившегося, изготовленного или приобретенного иного огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, действия виновного, в зависимости от обстоятельств дела, подлежат дополнительной квалификации по ч.ч. 2, 3 или 4 ст. 295 Уголовного Кодекса Республики Беларусь. Рассматривая дела о незаконной добыче рыбы или водных животных, а также о незаконной охоте, суды должны применять специальную конфискацию незаконно добытого, орудий лова и охоты, технических средств, с помощью которых совершались или облегчались преступные действия (ч. 6 ст. 61 Уголовного Кодекса Республики Беларусь).

Действия виновных лиц, выразившиеся в незаконной добыче рыбы, водных животных, зверей и птиц, выращиваемых организациями и лицами в специально устроенных или приспособленных для этого водоемах и местах, либо завладение рыбой, водными животными, зверями и птицами, отловленными или находящимися в питомниках и вольерах, следует квалифицировать как хищение имущества. Такой же квалификации подлежат действия лица по завладению деревьями, которые срублены и приготовлены к складированию, сбыту или вывозу другими лицами. Если виновному не было известно о том, что он добыл рыбу, водных животных, зверей и птиц в указанных водоемах и вольерах, его действия должны рассматриваться как незаконная добыча рыбы, водных животных или незаконная охота. В случае умышленного уничтожения добытого действия виновного квалифицируются по ст. 218 Уголовного Кодекса Республики Беларусь при наличии в них признаков, указанных в данной статье. При назначении наказания лицам, виновным в совершении преступлений против экологической безопасности и природной среды, судам следует тщательно выяснять и учитывать всю совокупность обстоятельств совершенного преступления и прежде всего характер допущенных нарушений, тяжесть последствий, размер причиненного вреда, данные о личности обвиняемого. По общим правилам вред, причиненный правонарушениями против экологической безопасности и природной среды, в соответствии с ст. 933 ГК и ст. 101 Закона "Об охране окружающей среды" подлежит возмещению в полном объеме лицом, виновным в его причинении. При определении размера возмещения вреда судам необходимо руководствоваться положениями, правилами, методиками и таксами, принятыми и утвержденными полномочными органами, устанавливающими порядок исчисления размера вреда, возврата и определения стоимости незаконно добытых нарушителями природных объектов. Размер вреда при отсутствии нормативных правовых актов, устанавливающих порядок его исчисления, определяется по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды с учетом упущенной выгоды (ст. 101 Закона "Об охране окружающей среды"). В случае причинения вреда лицом, деятельность которого связана с повышенной опасностью для окружающей среды, ответственность наступает независимо от вины, если причинитель вреда не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы (ст. 948 Гражданского Кодекса Республики Беларусь). Суд вправе уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином, с учетом его имущественного положения, кроме случаев, когда такой вред причинен умышленными действиями (ч. 3 ст. 952 Гражданского Кодекса Республики Беларусь). При определении размера вреда судам следует руководствоваться таксами, установленными в соответствующих нормативных актах, действующих на день постановления решения. Такой же порядок определения размера вреда применяется и при разрешении дел о возмещении вреда, причиненного правонарушениями в области охраны окружающей среды работниками при исполнении ими трудовых обязанностей.

При подготовке дел к судебному разбирательству судам необходимо принимать меры к тому, чтобы истцами были представлены сведения об изъятии у ответчиков незаконно добытых природных объектов, об их стоимости, а также сведения о том, определена ли указанная стоимость и размер причинения вреда в соответствии с действующими положениями, правилами, методиками, таксами, утвержденными постановлениями Совета Министров Республики Беларусь или Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды на момент предъявления иска в суд.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.