Рефераты. Административная ответственность за правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования

2. самостоятельно или совместно с другими государственными органами, иными организациями осуществляет проверки соблюдения юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, требований актов законодательства в области охраны и использования диких животных, относящихся к объектам охоты и рыболовства, а также древесно-кустарниковой растительности и иных дикорастущих растений, используемых в заготовительных целях;

3. запрашивает у должностных лиц государственных органов, иных юридических лиц, а также у физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, объяснения причин нарушений, выявленных проверками;

4. в пределах своей компетенции выдает обязательные для исполнения государственными органами, иными юридическими лицами, а также физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, предписания об устранении в установленные сроки выявленных нарушений;

5. в пределах своей компетенции осуществляет производство по делам об административных правонарушениях и предъявляет иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде в результате незаконного изъятия или уничтожения диких животных, а также незаконного повреждения или уничтожения древесно-кустарниковой растительности и иных дикорастущих растений, используемых в заготовительных целях;

6. в пределах своей компетенции подготавливает и в установленном порядке вносит проекты нормативных правовых актов по вопросам охраны и использования животного и растительного мира, согласовывает подготовленные другими государственными органами и иными организациями проекты нормативных правовых актов по этим вопросам;

7. взаимодействует с лицензирующими органами по вопросам лицензирования ведения охотничьего и рыболовного хозяйства, в том числе согласовывает выдачу специальных разрешений (лицензий) на указанные виды деятельности;

8. согласовывает порядок выдачи разрешений на пользование объектами животного и растительного мира в научных и иных целях с изъятием их из природной среды, а также разрешений на регулирование количества отдельных видов диких животных в соответствии с законодательством об охране и использовании животного мира;

9. в пределах своей компетенции вносит предложения об ограничении или запрещении отдельных видов пользования объектами животного и растительного мира, согласовывает установление этих ограничений и запретов;

10. осуществляет контроль за состоянием рыбозащитных сооружений, проведением на водных объектах, в прибрежных полосах и водоохранных зонах работ, оказывающих воздействие на состояние объектов животного и растительного мира, за возмещением вреда, причиненного объектам животного и растительного мира;

11. запрашивает у республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения задач, возложенных на Государственную инспекцию;

12. в установленном порядке привлекает специалистов государственных органов и других организаций к выполнению работ, связанных с осуществлением государственного контроля в области охраны и использования диких животных, относящихся к объектам охоты и рыболовства, а также древесно-кустарниковой растительности и иных дикорастущих растений, используемых в заготовительных целях;

13. в пределах своей компетенции осуществляет международное

сотрудничество;

14. выполняет иные функции, предусмотренные законодательством. Должностными лицами Государственной инспекции, имеющими право

осуществлять государственный контроль за охраной и использованием объектов животного и растительного мира (далее - должностные лица Государственной инспекции), являются начальник Государственной инспекции, его заместители, начальники областных и межрайонных инспекций и иные работники Государственной инспекции, назначенные на должности старшего государственного инспектора, государственного инспектора, участкового государственного инспектора, младшего государственного инспектора.

Должностные лица Государственной инспекции в пределах своей компетенции имеют право:

1. проверять документы на право использования объектов животного и растительного мира, останавливать транспортные, плавучие средства и производить досмотр вещей, транспортных средств и судов, орудий охоты и рыболовства, заготовки дикорастущих растений, добытой и заготовленной продукции и других предметов, а также личный досмотр физических лиц, совершивших правонарушения;

2. беспрепятственно посещать в любое время суток и без предварительного уведомления (при наличии служебного удостоверения) предприятия и иные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также военные и иные специальные объекты в порядке, установленном законодательством, для осуществления государственного контроля в области охраны и использования объектов животного и растительного мира;

3. составлять протоколы об административных правонарушениях в области охраны и использования животного и растительного мира, получать объяснения от лиц, совершивших правонарушения, по поводу нарушения ими законодательства об охране и использовании животного и растительного мира;

4. составлять по результатам проверок акты и выдавать обязательные для выполнения предписания по устранению выявленных недостатков;

5. изымать у лиц, нарушающих законодательство в области охраны и использования животного и растительного мира, орудия добычи животных, заготовки дикорастущих растений, транспортные и плавучие средства, устройства и предметы, послужившие орудием правонарушения, незаконно добытую и заготовленную продукцию, а также соответствующие документы;

6. в порядке, установленном законодательством, доставлять в милицию лиц, совершивших правонарушения в области охраны и использования животного и растительного мира;

7. пользоваться иными правами в соответствии с законодательством.

ГЛАВА 3. Практика применения судами законодательства об ответственности за правонарушения против экологической безопасности и природной среды

Строгое соблюдение законодательства об охране окружающей природной среды является условием обеспечения экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов. В силу этого при рассмотрении дел о нарушении законодательства об охране окружающей природной среды судам следует обеспечивать всестороннее и полное исследование обстоятельств противоправного деяния, учитывать характер наступивших последствий, не допускать необоснованного освобождения виновных от ответственности, а также от возмещения ущерба, причиненного вредным воздействием на окружающую природную среду.

Судам надлежит иметь в виду, что особенностью правовых норм, устанавливающих ответственность за нарушение законодательства об охране окружающей природной среды, является их отсылочный и бланкетный характер. Поэтому при их применении необходимо обращаться к нормативным правовым актам и международным договорам Республики Беларусь, регулирующим отношения в области охраны и рационального использования природных объектов, а также порядок возмещения причиненного вреда.

Основными нормативными правовыми актами в сфере охраны окружающей природной среды являются: Кодекс Республики Беларусь о земле, Кодекс о недрах, Лесной кодекс, Водный кодекс; Законы Республики Беларусь: от 26 ноября 1992 г. "Об охране окружающей среды" (в ред. от 20.07.2006 г.), от 19 сентября 1996 г. "Об охране и использовании животного мира", от 20 октября 1994 г. "Об особо охраняемых природных территориях" (в ред. от 29.06.2006 г.), от 15 апреля 1997 г. "Об охране атмосферного воздуха" (в ред. от 20.07.2006 г.), от 14 июня 2003 г. "О растительном мире" (в ред. от 20.10.2006 г.), от 12 ноября 1991 г. "О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. от 20.07.2006 г.), от 18 июня 1993 г. "О государственной экологической экспертизе" (в ред. от 14.07.2000 г.), от 12 ноября 2001 г. "Об охране озонового слоя" (в ред. от 29.06.2006 г.), а также принятые в соответствии с ними постановления Совета Министров Республики Беларусь, акты Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды и иных уполномоченных на то государственных органов.

В процессуальных документах (протоколе об административном правонарушении, постановлении о наложении административного взыскания, постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, исковом заявлении, мотивировочной части решения суда (в случае ее составления), должно быть указано, требования какого нормативного акта не соблюдены, в чем конкретно выразились нарушения природоохранного законодательства, какой вред причинен или мог быть причинен окружающей природной среде или ее отдельным объектам. При этом обусловленная бланкетным признаком противоправность деяния определяется с учетом положений нормативного правового акта, который действовал на день совершения деяния.

Судам необходимо устанавливать причинную связь между совершенными действиями (бездействием) и наступившими вредными последствиями либо между деянием и возникновением угрозы причинения физического или экологического вреда и выяснять, не вызваны ли эти последствия иными факторами и не наступили ли они вне зависимости от установленного нарушения, а равно и то, не совершены ли действия в состоянии крайней необходимости.

Устранение виновными лицами последствий нарушения и приведение природного объекта в первоначальное состояние не является основанием для освобождения их от ответственности за допущенное правонарушение. Если причиненный вред не был устранен или возмещен до рассмотрения дела, суд должен принять меры по его возмещению. Основанием уголовной ответственности за преступления с признаками административной преюдиции является умышленное совершение виновным запрещенного уголовным законом деяния. Документы, а также вещи, являющиеся орудием или средством совершения административного правонарушения, обнаруженные при задержании, личном досмотре или досмотре вещей, должны направляться в суд вместе с протоколом об административном правонарушении или сохраняться органом, его составившим, до рассмотрения дела в суде. При вынесении постановления они подлежат приобщению к материалам дела, безвозмездному обращению в собственность государства или уничтожению.

Под загрязнением земель, вод, лесов, атмосферы, влекущим наступление административной или уголовной ответственности, следует понимать изменение качества плодородного слоя почвы, внешнего и структурного состояния леса, поступление в водный объект загрязняющих веществ (бытовых, производственных отходов, сточных вод), нарушающих состав и свойства воды, в том числе вследствие эксплуатации на предприятиях неисправных очистных сооружений, нарушений правил транспортировки, хранения, использования минеральных удобрений и других препаратов, поступление в атмосферу с превышением установленных нормативов предельно допустимых или временно согласованных выбросов загрязняющих веществ, ионизирующих излучений, а также электромагнитное, шумовое или иное вредное воздействие на нее с превышением нормативов предельно допустимого уровня. Если загрязнение соответствующего природного объекта было вызвано несоблюдением требований безопасности при производстве, хранении, использовании, транспортировке, захоронении или ином обращении с радиоактивными, бактериологическими, химическими веществами или отходами производства и потребления, то содеянное должно влечь административную или уголовную ответственность только за нарушение правил безопасности при обращении с экологически опасными веществами и отходами. Если же при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, консервации, демонтаже, сносе или в процессе эксплуатации промышленных, научных или иных объектов были допущены нарушения требований экологической безопасности, что повлекло загрязнение земель, вод, лесов, атмосферного воздуха, повлекло по неосторожности смерть человека или заболевания людей, либо причинило ущерб в особо крупном размере, то ответственность виновных лиц должна наступать по ст. 265 Уголовного Кодекса Республики Беларусь. В случае совершения одного деяния, вызвавшего загрязнение нескольких природных объектов (земель, вод, лесов, атмосферного воздуха), содеянное при наличии оснований и условий ответственности образует совокупность соответствующих правонарушений. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Республики Беларусь "О применении судами законодательства об ответственности за правонарушения против экологической безопасности и природной среды" от 18.12.2003 № 13 (в ред. от 22.12.2005) под незаконной порубкой деревьев и кустарников, влекущей ответственность по ст. 277 Уголовного Кодекса Республики Беларусь, следует понимать действия, направленные на рубку, спиливание, а равно повреждение до прекращения их роста, без разрешительного документа или хотя и по разрешительному документу, но выданному с нарушением установленного порядка, а также рубку, производимую не на отведенном участке, сверх установленного количества, не тех пород, которые указаны в разрешительном документе, до или после указанных сроков, совершенные в лесах первой группы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.