Рефераты. Административная ответственность за правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования

Законами Республики Беларусь также предусматривается и возможность проведения общественной экологической экспертизы. Она осуществляется независимыми группами специалистов по инициативе граждан или любой заинтересованной организации, общественных объединений. Ее заключения рассматриваются органами, осуществляющими государственную экологическую экспертизу. Общественная экологическая экспертиза проводится за счет средств заинтересованной стороны или на общественных началах.

1.2 Национальная система мониторинга окружающей среды Республики Беларусь

Национальная система мониторинга окружающей среды Республики Беларусь (НСМОС) представляет собой совокупность систем наблюдений, оценок и прогноза состояния природных сред и явлений, а также биологических откликов на изменение окружающей среды под влиянием естественных и техногенных факторов с организацией сбора, обработки и представления мониторинговой информации органам управления и хозяйствования для решения общегосударственных задач рационального природопользования.

Основные задачи НСМОС состоят в следующем:

* получение информации о состоянии окружающей среды в соответствии с утвержденной структурной организацией НСМОС по пунктам наблюдений и контролируемым показателям, размещение и состав которых определены Техническим проектом НСМОС;

* объединение информационных систем отдельных видов мониторинга и создание единой автоматизированной информационной системы для сбора, хранения, обработки, обобщения и представления данных о состоянии окружающей среды;

* выполнение оперативных оценок состояния окружающей среды (покомпонентных и комплексных) и составление прогнозов его изменения под влиянием естественных факторов и техногенного загрязнения;

* подготовка периодической информации о состоянии окружающей среды в виде обзоров, ежегодников, справочников и других информационных материалов.

Работы по созданию и обеспечению функционирования НСМОС начаты после принятия Постановления Совета Министров Республики Беларусь "О создании национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь (НСМОС)" от 20.04.1993 г. №247 (в ред. от 14.07.2003). Организующая и координирующая роль в выполнении этих работ принадлежит Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Национальная система мониторинга окружающей среды Республики Беларусь включает в себя 13 отдельных видов мониторинга, объединенных общностью решаемых задач, назначением, реализуемыми функциями и информационным взаимодействием:

1. медицинский мониторинг;

2. мониторинг окружающей среды;

2.1 мониторинг атмосферного воздуха;

2.2. мониторинг гидросферы;

2.3. мониторинг земель (почв);

2.4. мониторинг общего содержания атмосферного озона;

2.5. сейсмический мониторинг;

2.6. мониторинг физических явлений (факторов);

2.7. радиационный мониторинг;

2.8. комплексный экологический мониторинг;

3. биологический мониторинг;

3.1. мониторинг растительности;

3.2. мониторинг животного мира;

4. импактный мониторинг;

4.1. мониторинг чрезвычайных ситуаций;

4.2. локальный мониторинг.

В выполнении работ по Программе НСМОС принимает участие 22 организации, являющиеся субъектами НСМОС.

К настоящему времени разработаны и утверждены в установленном порядке:

* Концепция НСМОС;

* Программа НСМОС;

* Технический проект НСМОС;

* Государственный реестр пунктов наблюдений НСМОС;

* Технологический регламент сбора, обработки и представления данных НСМОС;

* Положение об информации НСМОС;

* Положение о локальном мониторинге;

* Типовая инструкция о порядке организации и ведения локального мониторинга окружающей среды на отдельном предприятии, в организации, учреждении;

* Положение о Главном информационно-аналитическом центре НСМОС;

* Положение о Территориальном центре локального мониторинга;

* Рекомендации по организации комплексного экологического мониторинга.

НСМОС базируется на упорядоченной системе сбора информации о состоянии компонентов природной среды, получаемой с пунктов наблюдений стационарной сети по долговременным программам, которые включены в Государственный реестр пунктов наблюдений.

Информация Национальной системы мониторинга окружающей среды является официальной государственной информацией о состоянии окружающей среды в Республике Беларусь.

По результатам мониторинга окружающей среды начато издание ежегодных сборников "Национальная система мониторинга окружающей среды Республики Беларусь: результаты наблюдений". Кроме того, в серии Библиотека Национальной системы мониторинга окружающей среды Республики Беларусь издаются ежеквартальные информационные бюллетени "О превышениях нормативов выбросов/сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду предприятиями Республики Беларусь".

ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ

2.1 Природоохранная деятельность органов внутренних дел

Конституция Республики Беларусь 1994 г. в ст. 46 законодательно определила право каждого гражданина на благополучную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

Закон Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-ХII (в ред. от 20.07.2006) "Об охране окружающей среды" регламентирует права граждан на здоровую и благополучную окружающую природную среду, также особо выделяет право граждан, экологических и иных общественных объединений, выполняющих экологические функции, требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране.

Владение этой информацией, свободный доступ к ней является той основой, которая реально может создавать и уже создает необходимые предпосылки к реализации каждым гражданином своего конституционного права на жизнь в условиях благоприятной окружающей среды.

В последние годы государством, его исполнительными властными структурами предприняты существенные усилия, чтобы граждане Республики Беларусь владели этой информацией.

Ее анализ позволяет более точно определить не только общее состояние окружающей природной среды, но и сформулировать приоритетные задачи в области ее охраны, в том числе и с помощью правоохранительных органов.

В соответствии с экологическим законодательством органы внутренних дел призваны обеспечивать взаимодействие с территориальными органами Минприроды, Министерства Здравоохранения Республики Беларусь и др. В области охраны окружающей природной среды они в объеме своей компетенции осуществляют: предупреждение и пресечение экологических преступлений; совместно с Министерством здравоохранения Республики Беларусь надзирают за соблюдением санитарных правил содержания улиц, дворов и других территорий населенных пунктов, а также загородных мест отдыха трудящихся и пляжей; оказывают соответствующим органам содействие в осуществлении мер по охране и защите от загрязнения природных богатств, борьбе с браконьерством и нарушениями правил охоты и рыболовства; производят регистрацию, учет, а также надзор за техническим состоянием автотранспортных средств, принадлежащих предприятиям, учреждениям и гражданам; осуществляют подразделениями милиции охрану объектов природы или природных комплексов; обеспечивают проведение мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов (земель, лесов, вод и других объектов природы).

Так, например, Главное управление охраны общественного порядка (ГУООП) МВД Республики Беларусь в объеме своей компетенции организует работу, изучает и обобщает деятельность периферийных органов милиции по оказанию содействия соответствующим органам в осуществлении мер по охране и защите от загрязнения природных богатств, борьбе с браконьерством и нарушениями правил охоты и рыболовства, взаимодействию с общественностью. ГУООП МВД Республики Беларусь правомочен давать предложения по совершенствованию форм и методов борьбы с браконьерством. От имени МВД Республики Беларусь Главное управление обеспечения общественного порядка правомочно рассматривать и давать заключения по проектам правил, инструкций, стандартов и норм различных ведомств, регламентирующих порядок охоты, рыболовства и охраны лесов.

ГУООП в рассматриваемой деятельности тесно взаимодействует с Государственной инспекцией по безопасности дорожного движения (ГИБДД). Главным управлением по борьбе с экологической преступностью (ГУБЭП), Главным следственным управлением и другими службами органов внутренних дел. Оно организует деловую связь с Министерством лесного хозяйства и другими органами государственного управления, осуществляющими надведомственный контроль за рациональным использованием и охраной природных ресурсов, и, в первую очередь, с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Беларусь.

В МВД, ГУВД, УВД, ГУИН и ряде других специальных подразделениях создаются постоянно действующие комиссии по экологическим проблемам из представителей заинтересованных служб для организованного контроля и координации природоохранной деятельности в регионах.

Наиболее распространенными формами содействия со стороны внутренних дел природоохранным органам (рыбоохране, воднадзору, охотнадзору и др.) являются: совместная разработка комплексных планов, участие в задержании правонарушителей, установлении его личности; проверка орудий и способов охоты и рыболовства; осмотр добытых животных и рыб: организация и проведение патрулирования, рейдов и засад; изъятие у браконьеров орудий незаконной охоты и рыболовства; получение от должностных лиц и граждан объяснения по поводу нарушений ими природоохранительного законодательства; составление протоколов и т.п.

Таким образом, органы внутренних дел относятся к числу специальных отраслевых государственных органов, решающих, в том числе в объеме своей компетенции, и задачи в области охраны природы с помощью организационно правовых средств, реализация которых направлена на укрепление экологического правопорядка и обеспечения экологической безопасности на территории Республики Беларусь.

Важным направлением деятельности органов внутренних дел в области охраны природы является профилактика экологических правонарушений. Если исходить из того, что достижение наивысшей эффективности эколого-правовой деятельности органов внутренних дел проявляется в определенном снижении экологических правонарушений, то их важнейшей задачей становится выявление причин и условий, способствующих совершению экологических правонарушений, и разработка мер по их предупреждению.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.