Рефераты. Административная ответственность в области предпринимательства

К возбуждению дел об административных правонарушениях в сфере предпринимательства законодатель отнес исключительно правонарушения, предусмотренные частями 1 и 2 ст. 14.25 КоАП.

Одной из важнейших процессуальных особенностей данной категории дел является применение такого вида административного наказания, как дисквалификация (ст. ст. 14.12., 14.13., 14.21., 14.22., 14.25. КоАП). Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей11 Ч. 1 ст. 3.11. КоАП.. Применяя правила ч. 2 и 3 ст. 3.11 настоящего кодекса, нужно обратить внимание на то, что дисквалификация (как вид административного наказания) устанавливается на определенный срок. При этом: минимальный срок назначения дисквалификации - 6 календарных месяцев. Отсчет начинается со следующего дня (после дня назначения административного наказания) и заканчивается в 24 часа последнего дня 6-го месяца; максимальный срок назначения дисквалификации - 3 года. Дисквалификация допустима в отношении, также лица, выполняющего организационно-распорядительные функции в органе иностранного юридического. Как видно из содержания вышеприведенных статей об административных правонарушениях в сфере предпринимательской деятельности, дисквалификация назначается только в качестве основного административного наказания. При этом она может сочетаться и с дополнительным административным наказанием.

Назначая дисквалификацию, судья должен исходить из общих правил назначения административного наказания; учитывать обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность; иметь в виду, что за административное правонарушение, влекущее применение дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении - в пределах одного года со дня его обнаружения. Лицо, к которому применено такое административное наказание вправе обжаловать постановление судьи в вышестоящий суд11 См. Гуев А. Н. Постатейный комментарий к кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. С. 73-74..

Копия вступившего в силу постановления о дисквалификации направляется вынесшим его судом в орган, уполномоченный Правительством РФ, либо его территориальный орган.

Постановление о дисквалификации должно быть немедленно исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности, путем прекращения управления юридическим лицом.22 Ст. 32.11. КоАП. Исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом.

В соответствии со ст. 32.11. КоАП органом, уполномоченным Правительством РФ, должен быть сформирован реестр дисквалифицированных лиц, информация из которого должна быть открытой для ознакомления. Информацию из такого реестра в виде выписок о конкретных дисквалифицированных лицах заинтересованные лица вправе получить за плату. Порядок формирования и ведения реестра, а также размер платы за предъявление информации из него определяется Правительством РФ.

Лицо, заключающее договор (контракт) на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом, обязано запросить информацию о наличии дисквалификации физического лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц.

В соответствии с п. 2 ст. 5.27 КоАП нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Согласно ст. 14.12. КоАП фиктивное банкротство, т. е. заведомо ложное объявление руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности, в том числе обращение этих лиц в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом при наличии у него возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, влечет в качестве одной из санкций дисквалификацию на срок до трех лет; преднамеренное банкротство, т. е. умышленное создание или увеличение неплатежеспособности юридического лица или индивидуального предпринимателя влечет дисквалификацию на тот же срок.

В соответствии со ст. 14.21 КоАП ненадлежащее управление юридическим лицом, т. е. использование полномочий по управлению организацией вопреки ее законным интересам и (или) законным интересам ее кредиторов, повлекшее уменьшение собственного капитала организации и (или) возникновение убытков, влечет наложение административного штрафа или дисквалификацию в том числе на срок до трех лет.

Кроме того, согласно ст. 14.22 КоАП, дисквалификация на срок до трех лет или наложение административного штрафа предусмотрены в качестве санкций за заключение лицом, выполняющим управленческие функции в организации, сделок или совершение им иных действий, выходящих за пределы его полномочий.

Дисквалификация как альтернатива наложению административного штрафа предусмотрена также п. 4 ст. 14.25 КоАП для должностных лиц за предоставление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Особое внимание следует обратить на ст. 14.23 КоАП, предусматривающую административный штраф за осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом в течение срока дисквалификации - это правонарушение влечет наложение административного штрафа в размере пятидесяти минимальных размеров оплаты труда. Заключение с дисквалифицированным лицом договора (контакта) на управление юридическим лицом, а также неприменение последствий прекращения его действия влечет наложение на юридическое лицо штрафа в размере до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда.

Законодатель в данном случае предусмотрел создание механизма жесткого контроля, направленного на недопущение к профессиональной деятельности дисквалифицированных лиц в течение срока дисквалификации. Братчикова Н. В. «Административный арест и дисквалификация: основания, условия и порядок применения». // «Адвокат». 2003. № 4. Информационная система ГАРАНТ-ПРОФЕССИОНАЛ: Версия 2004.

Глава 3. Особенности применения ОВД мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в сфере предпринимательской деятельности

В целях пресечения административного правонарушения, установления личности правонарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления проступка, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, а также исполнения принятого по делу постановления о наложении наказания, в соответствии со ст. 27.1 Кодекса предусмотрены применение мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Данный перечень является исчерпывающим.

Следует отметить, что в соответствии с Федеральными законами установлены ограничения применения мер обеспечения производства в отношении: Президента Российской Федерации, в том числе прекратившего исполнение своих полномочий; члена Совета Федерации; депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации; депутата, члена выборного органа местного самоуправления; выборного должностного лица местного самоуправления на территории муниципального образования; зарегистрированного кандидата в депутаты органа местного самоуправления на территории муниципального образования; Судьи Конституционного Суда Российской Федерации; мирового судьи; присяжного и народного заседателя во время исполнения им своих обязанностей в суде; прокурора и следователя органов прокуратуры; Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты и аудитора Счетной палаты Российской Федерации; Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации; иностранного гражданина, пользующийся иммунитетом в соответствии с международными договорами Российской Федерации и члена его семьи.

Доставление (ст.27.2 Кодекса). Доставление лица, совершившего административное правонарушение, представляет собой принудительное препровождение физического лица только для составления протокола об административном правонарушении, если это невозможно сделать на месте выявления или совершения административного правонарушения, если составление протокола является обязательным.

Перечень должностных лиц, наделенных правом доставления лиц, подозреваемых в совершении правонарушений, и место доставления (помещение органа внутренних дел и др.), определены в ч.1 ст.27.2 Кодекса. Временные рамки собственно доставления гражданина в служебное или иное помещение конкретно не определены, доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок. По каждому случаю доставления составляется протокол или делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

Административное задержание (ст.27.3 Кодекса). Под административным задержанием понимается кратковременное ограничение свободы гражданина. Задержание применяется лишь в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, а также исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание может быть применено в отношении психически больных, нахождение которых в общественных местах представляет опасность для окружающих, а также самих больных.

Началом административного задержания считается момент доставления нарушителя в орган внутренних дел.

Должностные лица, осуществившие административное задержание, в кратчайший срок уведомляют об этом родственников, администрацию по месту работы или учебы, а также защитника при поступлении соответствующей просьбы со стороны задержанного. В случае же задержания несовершеннолетнего - уведомляют родителей или иных законных представителей.

Задержанному должны быть разъяснены его права и обязанности (в частности, право на ознакомление со всеми материалами дела, дачу объяснений, представления доказательств, заявлений, ходатайств и отводов, право на пользование юридической помощью защитника).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.