Рефераты. Административная ответственность в области предпринимательства

o самостоятельная имущественная ответственность. Юридическое лицо отвечает по своим обязательствам только своим имуществом: ни учредители, ни участники не отвечают по долгам юридического лица и наоборот. Исключение могут составлять случаи, когда иные правила ответственности юридического лица зафиксированы в его учредительных документах;

* участие в гражданском обороте от своего имени. Юридическое лицо приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде от своего имени.

Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. В ГК РФ указаны те правовые формы, те имущественные права, в которых может быть выражено имущественное обособление юридического лица, а именно:

o право собственности (ст. 209);

o право хозяйственного ведения (ст. 294);

* право оперативного управления (ст. 296).

Коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество, называется унитарным предприятием. Имущество унитарного предприятия, согласно ст. 113 ГК РФ, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Устав унитарного предприятия должен содержать, помимо сведений, указанных в п. 2 ст. 52 ГК РФ, сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования.

В форме унитарного предприятия могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Права унитарного государственного или муниципального предприятия являются или правом хозяйственного ведения или правом оперативного управления.

Право хозяйственного ведения представляет предприятию более широкие права в отношении имущества, чем право оперативного управления.

Содержание права хозяйственного ведения и оперативного управления предусмотрено в ст. 294, 296 ГК РФ. Права собственника имущества, закрепленного за унитарным предприятием, регламентированы в ст. 295, 296, 297 ГК РФ и различаются в зависимости от того, основано предприятие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Право оперативного управления -- это принадлежащее предприятиям и учреждениям право владения, пользования и распоряжения закрепленным за ними имуществом, ограниченное законом, заданиями собственника, назначением имущества и целями их деятельности. Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления имуществом, находящимся в федеральной собственности, называются казенными.

Учредителями юридического лица могут быть дееспособные (в случае создания кооператива -- частично дееспособные) граждане, в том числе зарегистрированные в качестве предпринимателей без образования юридического лица, и юридические лица, как российские, так и иностранные.

С переходом России к рыночным отношениям отпали многие ограничения, в том числе в сфере внешнеэкономической деятельности. В нашей стране стало быстрее развиваться предпринимательство с участием иностранного капитала (совместные предприятия, инвестиционная деятельность, международные договора купли-продажи и др.). «Субъектами инвестиционной деятельности могут быть физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государства и международные организации» (ст. 2 Закона РСФСР от 26 июня 1991 г. «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»).

В настоящее время в России большое внимание уделяется развитию малого предпринимательства. 14 июня 1995 г. принят Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Согласно ст. 3 данного Закона под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, общественных и религиозных организаций не превышает 25 %. Доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 %. Кроме того, средняя численность работников в таких организациях не может быть выше следующих предельных уровней (малые предприятия):

o в промышленности -- 100 человек;

o в строительстве -- 100 человек;

o на транспорте -- 100 человек;

o в сельском хозяйстве -- 60 человек;

o в научно-технической сфере -- 60 человек;

o в оптовой торговле -- 50 человек;

o в розничной торговле и бытовом обслуживании населения -- 30 человек;

o в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности,-- 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым с учетом того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота данного предприятия или годовом объеме прибыли.

Субъекты малого предпринимательства подлежат государственной регистрации. К основным направлениям, по которым осуществляется государственная поддержка малого предпринимательства, относятся: создание фондов поддержки малого предпринимательства; льготное кредитование субъектов малого предпринимательства; предоставление возможности субъектам малого предпринимательства применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства в размере, в два раза превышающем нормы, установленные для соответствующих видов основных фондов, и другие важнейшие положения стимулирующего характера. Субъектам малого предпринимательства предоставляются условия по реализации задачи, направленной на ускорение оборачиваемости оборотных средств.

К оборотным средствам предприятия относятся производственные запасы сырья, материалов и топлива, незавершенное производство, полуфабрикаты собственного изготовления, расходы по освоению новой продукции, запасы готовых изделий, товары, отгруженные покупателем, денежные средства, а также средства, находящиеся в незаконченных расчётах с поставщиками и покупателями. В основе расположения составляющих оборотных средств лежит критерий ликвидности -- способность к превращению средств производства в денежные средства -- важный показатель эффективности хозяйственной деятельности, на основе которого оценивается стабильность финансового положения организации.

1.2 Порядок регистрации и ответственность субъектов предпринимательской деятельности

Любой гражданин, достигший 18-летнего возраста, имеет право заниматься предпринимательской деятельностью, как индивидуально, так и в качестве юридического лица (в том числе объединившись с другими гражданами).

Предпринимательская деятельность граждан (индивидуальных предпринимателей) регулируется в основном теми же нормами ГК РФ, которые установлены для юридических лиц. И граждане, и организации вправе: заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, не запрещенными законом; совершать от своего имени любые разрешенные законом сделки; использовать наемный труд (выступать в качестве работодателей). Однако имеются и некоторые различия в правах и обязанностях субъектов предпринимательской деятельности.

В отношении граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, закон устанавливает следующее:

o гражданин имеет право заниматься предпринимательской деятельностью с момента регистрации в качестве предпринимателя без образования юридического лица (индивидуального предпринимателя), отсутствие регистрации в качестве предпринимателя не освобождает гражданина, осуществляющего деятельность, которая может быть классифицирована как предпринимательская, от обязанностей и ответственности за несоблюдение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, предусмотренных для предпринимателей.

o Таким образом, каждый гражданин, предполагающий занятие предпринимательской деятельностью, должен быть зарегистрирован в законодательно установленном порядке.

o Для того чтобы зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, достаточно подать в органы администрации города (района, поселка, села) по месту своего постоянного жительства заявление и уплатить регистрационный сбор. В заявлении необходимо указать, какие виды деятельности гражданин намеревается осуществлять.

o Документом, подтверждающим регистрацию, является свидетельство установленной формы. Регистрационное свидетельство выдается без ограничения срока его действия, однако оно дает право на занятие только теми видами деятельности, которые в нем будут указаны.

o После регистрации индивидуальный предприниматель должен встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщика и в органах государственных внебюджетных фондов, (пенсионном и обязательного медицинского страхования) в качестве плательщика страховых взносов.

o Юридическое лицо также считается созданным с момента его государственной регистрации (с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр юридических лиц).

o Порядок регистрации юридического лица более сложен (в частности, необходимо представить более широкий перечень документов), чем порядок регистрации индивидуального предпринимателя, и зависит от вида юридического лица.

o Летом 2001 г. был принят Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц», во исполнение которого постановлением Правительства РФ от 8 августа 2001 г. функции по регистрации юридических лиц переданы в ведение органов Министерства РФ по налогам и сборам. В качестве регистрационных органов определены инспекции Министерства РФ по налогам и сборам.

o Правительством РФ разработаны также Правила ведения единого государственного реестра юридических лиц, утвержденные постановлением 19 июня 2002 г.

o В Федеральном законе «О государственной регистрации юридических лиц» определен перечень документов, которые необходимо представить на регистрацию. Так, в ст. 12 указано, что при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

o а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством РФ требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.