Рефераты. Организация исполнения расходов на разных уровнях бюджетной системы РФ

Методологической основой работы послужили труды отечественных экономистов в области теории и практики государственных финансов и межбюджетных отношений, законодательные и нормативные акты по проблемам бюджетной системы и бюджетной политики, материалы семинаров и конференций по вопросам внедрения казначейской системы исполнения бюджетов, совершенствования исполнения федерального бюджета и межбюджетных отношений; методические и инструктивные документы Министерства Финансов, Главного Управления Федерального Казначейства; материалы периодических изданий по исследуемым вопросам; отчеты по исполнению федерального, областного и местного бюджета на территории Новгородской области.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе сформулированы теоретические положения и выводы, которые используются при исполнении бюджета и реализации принципов бюджетного федерализма. Выработанные на основе проведенного анализа предложения по совершенствованию применяемых процедур позволят модернизировать исполнение бюджетов, перейти к казначейской системе исполнения бюджетов всех уровней.

Объем и структура работы обусловлены поставленной целью и задачами исследования. Данная работа представлена комплексным исследованием, подготовленной группой слушателей:

Проблемы совершенствования казначейский технологий исполнения бюджета - Гарипова Н. А.;

Пути совершенствования исполнения федерального бюджета на территориальном уровне - Голубкова Г. Ф.;

Актуальные проблемы организации исполнения расходов на различных уровнях бюджетной системы РФ - Касаткина Т. А.;

Проблемы организации контроля исполнения бюджета - Кищенко В.

Таким образом, за десять лет функционирования казначейства сделано главное - создана система, позволяющая все операции со средствами федерального бюджета проводить по счетам федерального казначейства, обеспечивая при этом контроль за соблюдением бюджетного законодательства и своевременный учет этих операций. А в работе, в том числе направленной на реформирование финансовой системы России, следует не только достойно продолжать традиции предшественников, но и использовать лучшие мировые образцы устройства государственных финансов.

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАЗНАЧЕЙСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА

1.1. Казначейская система как фактор повышения эффективности управления бюджетными средствами

1.1.1. Зарубежный опыт деятельности казначейства

В любой стране бюджет - это наиболее точная форма выражения существа государственной власти, а взаимоотношения отдельных звеньев бюджетной системы в различных странах имеют свои особенности. В настоящее время различают два варианта бюджетного устройства страны: унитарные и федеративные бюджетные системы. Унитарным бюджетным системам соответствует высокий уровень централизации бюджетных средств, отсутствие или незначительный объем бюджетных прав нижестоящих органов власти. Странам с федеративной бюджетной системой присуща высокая степень самостоятельности территориальных бюджетов при соблюдении единства общегосударственных интересов. Принципы, на основе которых функционируют федеративные бюджетные системы, называют принципами бюджетного федерализма.

Различные варианты бюджетного устройства страны определенным образом влияют на процесс исполнения бюджета, и, прежде всего, на организацию межбюджетных отношений. Поэтому представляет интерес изучение процессов исполнения бюджетов как в федеративных, так и в унитарных странах. Для анализа процедур исполнения бюджетов рассмотрим опыт Австралии, Бразилии, Испании, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Соединенных Штатов Америки, Швеции, Франции и Японии, исполнение бюджетов в которых осуществляется по казначейской системе. В таблице 1.1. приведена классификация вышеперечисленных государств по типу государственного устройства.

Таблица 1.1.

Классификация стран по типам государственного устройства

Страна

Тип государственного устройства

Австралия, Бразилия, США

Федеративный

Испания, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Швеция, Франция, Япония

Унитарный

Основным предназначением национального казначейства во всех странах является содействие оптимальному финансовому управлению государственными ресурсами. Казначейство своевременно обеспечивает бюджетные учреждения необходимыми средствами для их функционирования. Однако международный опыт показывает, что учреждения, которые называются одинаково - Казначейство, - выполняют различные обязанности из того диапазона функций, которые входят в управление государственными финансами.

С учетом исторических и других факторов, экономического положения страны, соотношения сил между государственными учреждениями, отвечающими за вопросы управления экономикой, Казначейство выполняет различные функции в следующих областях:

- планирование и контроль исполнения бюджета центрального правительства и контроль за операциями внебюджетных фондов, органов управления регионального и местного уровня;

- текущее управление наличностью, включая контроль за поступлениями и выплатами по правительственным счетам в банковской системе;

- управление государственным долгом;

- управление государственными финансовыми активами, включая пакеты акций в государственных предприятиях;

- учет операций органов государственного управления, разработка и обеспечение функционирования государственной финансовой информационной системы.

Роль казначейства в различных странах может быть пассивной, когда Казначейство лишь выделяет ресурсы бюджетным учреждениям согласно их утвержденным сметам, и активной, когда Казначейство вправе устанавливать лимиты на обязательства и на оплату расходов на основе заранее установленных критериев. Казначейство в различной степени участвует в управлении государственным долгом. Наконец, Казначейство может отвечать за выполнение учетных функций.

Единой модели управления государственными финансами и организационной структуры Казначейства не существует. Число его отделов и управлений, их конкретные функции определяются в каждой стране по-разному. Кроме того, функции Казначейства со временем могут изменяться.

Проанализируем, как распределяются казначейские функции между различными государственными структурами на примере некоторых стран.

В Австралии существует казначейский департамент, который имеет статус Министерства и подчиняется Правительству. Основная его функция - макроэкономическая политика и сбор поступлений. В составе Казначейского департамента находится налоговое управление, через которое Казначейство контактирует с налогоплательщиками и получает налоговые платежи, за исключением внешних поступлений, сбором которых занимается Таможенная служба.

Исполнение бюджета по расходам осуществляется по запросам бюджетополучателей. В стране установлены юридические нормы по принятию бюджетных обязательств бюджетополучателя и способы проверки целевого и рационального использования бюджетных средств, которые реализуются отраслевыми министерствами. Казначейский департамент при этом играет пассивную роль.

Казначейству Австралии поручено управление государственным долгом. В этой части оно контролирует выпуск ценных бумаг, решает вопросы объема их выпуска, сроков погашения, структуры и т.д.

Кроме казначейского департамента, казначейские функции в Австралии выполняет Финансовый департамент. В его компетенцию входят контроль расходов, разработка бюджета, регулирование бухгалтерского учета и ведение центральной регистрационной системы. Государственные средства страны концентрируются на едином счете Казначейства. Финансовый департамент устанавливает процедуры и условия действия механизма единого банковского счета.

Региональные и местные органы власти в Австралии контролируют исполнение своих бюджетов сами. Вместе с тем, лимиты на их потребление в заимствовании устанавливаются в рамках общих потребностей в заимствовании государственного сектора.

В Бразилии организация управления государственными финансами несколько отличается от австралийской. Основные функции возложены на Казначейский секретариат (КС) - подразделение второго уровня в Министерстве финансов. Кроме того, в подчинении Министерства финансов находятся Секретариат федеральных доходов и Секретариат федерального контроля, которые также выполняют некоторые казначейские функции.

В функции Казначейского секретариата входят контроль всех поступлений и выплат по единому счету и установление кассовых лимитов по типам расходов каждого министерства. Министерства распределяют лимиты среди своих бюджетополучателей и через систему Казначейского секретариата выполняют все административные действия по принятию обязательств, проверке и оплате при условии, что соблюдаются бюджетные и финансовые лимиты. Хотя бюджетополучатели и осуществляют непосредственный контроль, Казначейский секретариат через свою информационную систему жестко контролирует ситуацию и имеет широкие полномочия по ведению наличных лимитов. Он также координирует и контролирует процесс выплат. С этой целью Казначейский секретариат готовит скользящий финансовый план с разбивкой по месяцам и по текущему месяцу с разбивкой по дням.

Казначейство участвует в обсуждении макроэкономических параметров, прогнозов поступлений и финансового долга на начальных этапах составления бюджета.

Казначейский секретариат контролирует внешний и внутренний долг. Он определяет сроки, объемы и условия любого заимствования в тесной координации с Центральным банком, который выступает в качестве агента на аукционах и в обслуживании долга, осуществляет контроль за ссудами, выдаваемыми правительством. Установление нормативов бухгалтерского учета также относится к функциям КС. Он определяет процессы учета, которым автоматически следует информационная система, заполняет неавтоматизированные учетные регистры и координирует подготовку правительственных годовых отчетов. Сбор налогов координируется Секретариатом федеральных доходов.

Хочется остановиться на действующей в Бразилии государственной информационной финансовой системе. Она позволяет производить обработку всех государственных операций, бюджетных или внебюджетных, всех центральных органов государственного управления, включая судебные и законодательные органы, учреждения социального обеспечения, самостоятельные ведомства, фонды и некоторые государственные предприятия. Система автоматически составляет реестры и готовит все виды финансовой и учетной информации. Все этапы бюджетных операций регистрируются и автоматически контролируются системой, которая не допускает проведения операций, выходящих за рамки бюджетных и финансовых лимитов. Система работает в диалоговом режиме в реальном масштабе времени, детальная информация представляется оперативно.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.