Центральный банк Российской Федерации
Министерство финансов Российской Федерации
Государственная налоговая служба Российской Федерации
ГРКЦ ГУ ЦБ
Областная Государственная налоговая инспекция
Коммерческий банк
Местные налоговые органы
Налогоплательщики
Рис. 1.2. Схема движения документов при банковской системе кассового исполнения федерального бюджета по зачислению доходов в бюджет
Исполнение федерального бюджета по расходам при банковской системе осуществлялось через счета отраслевых министерств и ведомств (рисунок 1.3). При этом фиксировались лишь две стадии бюджетного финансирования: первая - выделение объемов бюджетных назначений и вторая - осуществление кассовых расходов бюджетополучателями.
Счета главных распорядителей бюджетных средств
Центробанк
Счета распорядителей средств
Расчетные и текущие счета поставщиков
Счета бюджетополучателей (коммерческие банки)
Рис.1.3. Схема финансирования федеральных расходов при банковской системе кассового исполнения бюджета
Доведение бюджетных средств до бюджетополучателей осуществлялось в основном через коммерческие банки, что давало возможность последним "прокручивать" эти средства, участвовать на рынке государственных ценных бумаг, пополнять кредитные ресурсы за счет этих средств.
Напомню, что банковская система исполнения бюджетов действовала в России с 1925 года. Эта система посредством государственного банка обеспечивала кассовое исполнение бюджетов, включая сбор и учет доходов бюджетов, межбюджетное перераспределение доходов, открытие и ведение лицевых счетов бюджетополучателей, организацию учета и отчетности по всем операциям с бюджетными средствами.
Применение казначейской системы исполнения бюджета отличается от банковской прежде всего тем, что казначейство концентрирует оба потока денежных средств, которые возникают в процессе исполнения бюджета, - доходный и расходный - на одном счете. Такой порядок позволяет существенно ускорить процесс финансирования. Следует отметить, что современное законодательство не дает четкого определения понятия "казначейская система исполнения бюджета". В научной литературе наиболее удачно определение А.И. Романенкова: "при казначейской системе обязательства бюджетополучателей по принятию к исполнению и последующему непосредственному осуществлению платежей за предоставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги от имени и по поручению их берет на себя и осуществляет казначейство, обеспечивая при этом целевое использование бюджетных средств"11 А.И.Романенков. Федеральное казначейство и бюджетная реформа. - Псков: псковский педагогический институт им. С.М.Кирова, 2000. - 250с..
При казначейской системе процесс исполнения бюджета гораздо более детализирован. Он позволяет четко контролировать следующие показатели:
- объемы бюджетных назначений;
- гарантированные лимиты финансирования (исходя из степени реальной обеспеченности расходов источниками финансирования, в пределах которых бюджетная единица приобретает право принимать на себя финансовые обязательства);
- объемы фактически заключенных соглашений (в пределах предоставленных прав по финансовым обязательствам), объемы произведенных авансовых платежей по заключенным договорам, суммы счетов, предъявляемых к оплате, объемы других необходимых выплат;
- сумму средств, причитающихся к выплате после проверки обоснованности предъявленных счетов - фактур, подтверждения оприходования товарно-материальных ценностей и объемов выполненных работ, начисления заработной платы и других видов денежного содержания;
- сумму фактического перечисления средств со счета.
Наличие в Министерстве финансов сведений о состоянии и движении бюджетных средств по всему спектру показателей предоставляет ему и главным распорядителям средств широкие возможности для оперативного управления бюджетными ресурсами. С переходом к казначейской системе исполнения бюджетов не изменяется установленный порядок распределения полномочий в области бюджета между федеральной властью и властью на уровне субъектов Федерации.
За Федеральным казначейством закрепляется кассовое исполнение федерального бюджета. Права главных распорядителей средств бюджета, вертикальная подчиненность бюджетополучателей, экономический и организационный контроль - эта область вне деятельности органов казначейства.
Таким образом, в этом году исполняется 10 лет воссоздания в России казначейства. И главная заслуга в том, что казначейская система исполнения федерального бюджета позволяет повысить эффективность использования бюджетных средств в части обеспечения целевой направленности, своевременности и рациональности их расходования; ускорить оборачиваемость бюджетных средств за счет сокращения пробега средств от распорядителя до конечных получателей.
1.2. Федеральное казначейство в Российской Федерации: опыт формирования и развития
1.2.1. Динамика создания и развития органов федерального казначейства России
Создание казначейской системы в России как инструмента управления исполнением федерального бюджета началось с января 1993 года. Указом Президента РФ от 08.12.1992 года №1556 в принципиальном, а Постановлением Правительства России от 27.08.1993 года №864 в организационном плане был решен вопрос о создании Федерального казначейства.
В рамках Министерства финансов создается Главное управление Федерального казначейства. Возглавляет данное управление заместитель министра финансов - начальник Главного управления, которого назначает министр финансов. В составе Главного управления федерального казначейства (ГУФК) в настоящее время создано 18 отделов.
Подготовка к переходу на новую систему исполнения бюджета включала кроме создания центрального органа формирование соответствующих территориальных органов. Как известно, в Российской Федерации реализована асимметричная модель государства. В ее составе, как определено в Конституции РФ, республики, края, области, автономные области, автономные округа, города федерального значения. В соответствии с территориальным делением страны сформирована структура органов казначейства, представленная на рисунке 1. 4.
Переход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета происходил поэтапно, так как в составе Российской Федерации находится 89 национально-государственных и административно-территориальных образований, а также большое число главных распорядителей средств по федеральному бюджету.
Министерство финансов РФ
УФК по
г.Санкт-Петербург
ГУФК
УФК по г.Москве
УФК по автономным округам -10
Республикан-ские
УФК -21
Краевые
УФК -6
Областное
УФК -49
автономной
области- 1
- ОФК - 2239
Рис. 1.4. Структура органов Федерального казначейства
Функционирование вновь создаваемой системы планировалось начать с передачи ей вопросов финансирования федеральных расходов. В 1993 году предполагалось осуществить формирование руководящего состава территориальных органов. Однако в этом году казначейские органы были созданы только в 17 субъектах Федерации.
Наиболее успешными для становления органов Федерального казначейства были 1994-1995 годы. В этот период сформировалась развернутая периферийная сеть, были отработаны схема и порядок взаимодействия всех уровней управления федеральными бюджетными средствами, начато практическое исполнение федерального бюджета системой Федерального казначейства.
Таблица 1.2.
Динамика создания и развития органов федерального казначейства России
11993
11994
11995
11996
1997
1998
1999
2000
2001
Количество территориальных органов федерального казначейства, всего
В т.ч. в субъектах РФ
в городах и районах
37
1410
56
1354
1718
65
1653
2094
83
2011
2181
87
2230
2143
2234
2147
2239
2152
2248
88
2160
Количество казначейств, осуществляющих операции по учету доходов федерального бюджета
2193
2212
2156
2161
Количество казначейств, осуществляющих операции по учету средств федерального бюджета
2214
2226
2246
Количество казначейств, осуществляющих финансирование расходов через лицевые счета, открытые в органах казначейства
2202
2219
2237
Количество бюджетополучателей, финансируемых по смете
47831
49334
49521
49631
Количество БП, переведенных на финансирование через лицевые счета казначейства
37901
48091
48878
48951
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11