Рефераты. Государственный финансовый контроль

Для усиления роли и повышения статуса КРУ Министерства финансов России постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 года № 276 «О Департаменте государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов Российской Федерации» в составе центрального аппарата министерства создан новый департамент, возложив на него задачи и функции упраздненного Контрольно-ревизионного управления. Я считаю, что для большей преемственности все-таки надо было образовать не департамент, а Главное контрольно-ревизионное управление.

В данное время на местах были созданы подчиненные указанному департаменту контрольно-ревизионные управления (как самостоятельные юридические лица) во главе с начальниками управлений (а не главными контролерами-ревизорами, как раньше). А в этих управлениях работают не только «рядовые» контролеры-ревизоры I и II категории (как раньше), но и старшие, ведущие и главные контролеры-ревизоры. Вот и зарплата у них стала выше, и престиж этой работы реально повысился.

Работники территориальных органов федерального казначейства проверяют, в основном, только те средства федерального бюджета, которые прошли непосредственно через них платежными поручениями. А вот о возможности получения организацией бюджетных средств минуя систему ГУФК (например, через свое ведомство или вышестоящие организации), они не всегда «догадываются». Тем более, очень сложно проверить случаи "финансирования" из федерального бюджета "суррогатами" денежных знаков, в виде сельхозпродукции, путем получения кредитов в коммерческих банках и т.д.

В данное время органы федерального казначейства исполняют функции "централизованной бухгалтерии" и расходуют средства федерального бюджета, предназначенные для конечных получателей бюджетных средств, непосредственно со своих централизованных счетов в банке (а ГУФК - это не Центральный Банк), они могут осуществлять реальный текущий контроль за правильностью расходования этих средств. Попросту говоря, они не исполняют незаконные и сомнительные распоряжения руководителей соответствующих бюджетных организаций. В таком случае органам федерального казначейства нет смысла осуществлять последующий контроль за целевым и рациональным использованием средств федерального бюджета и они практически освобождены от исполнения этой функции.

В то же время контрольные функции Департамента государственного финансового контроля (бывшее Контрольно-ревизионное управление) должны быть сохранены в полном объеме. Поскольку органы федерального казначейства начинают уже сами непосредственно распоряжаться средствами федерального бюджета, возникает настоятельная необходимость в контроле за работой самих этих "контролирующих" органов, а Счетная палата Российской Федерации просто не в состоянии охватить их полностью своими контрольными мероприятиями.

В связи с тем, что Счетная палата Российской Федерации не имеет своих штатных представителей или подведомственных организаций в субъектах Российской Федерации, в Государственную Думу был внесен законопроект о создании региональных отделений Счетной палаты в крупных экономических районах Российской Федерации, но Президент Российской Федерации его не подписал. Думаю, что большей экономической эффективности (в смысле экономии командировочных расходов) от создания региональных отделений Счетной палаты Российской Федерации мы бы все равно не получили, поскольку и региональным инспекторам придется работать не только в своем родном городе (районе), а на оплату гостиничных номеров тратится более 80 % командировочных расходов. Потому целесообразней иметь в каждом крупном регионе одного своего представителя (регионального инспектора Счетной палаты Российской Федерации). И для практической помощи работникам Счетной палаты Российской Федерации необходимо в кратчайшие сроки образовать органы парламентского контроля во всех субъектах Российской Федерации.

Отсюда вытекает и другой не менее маловажный фактор повышения эффективности государственного контроля, а именно - координация деятельности всех органов государственного финансового контроля. Ранее эти функции исполняли органы народного контроля, но после их ликвидации и до образования Счетной палаты Российской Федерации никто не имел таких полномочий, утвержденных законодательно.

Поэтому Счетной палате Российской Федерации необходимо шире использовать свои права и привлекать к проводимым ею контрольным мероприятиям другие контролирующие органы. Для этого, правда, надо заранее согласовывать между собой планы контрольно-ревизионной деятельности.

Для этого план работы самой Счетной палаты Российской Федерации на очередной год необходимо принимать поэтапно. При этом сначала нужно согласовать и принять перечень конкретных контрольных мероприятий, которые проводятся совместно с другими органами государственного, финансового контроля. Потом утвердить комплексные ревизии и проверки, которые проводят совместно несколько направлений контроля внутри самой Счетной палаты. Затем утвердить комплексные ревизии и проверки, которые будут проводиться силами одного аудиторского направления. И лишь после этого утвердить план работы Счетной палаты Российской Федерации на год в целом.

Практика проведения комплексных ревизий и проверок за ряд лет показывает, что должного взаимодействия нет даже внутри основных направлений контроля Счетной палаты. Поэтому необходимо создать в Счетной палате Российской Федерации головную инспекцию по организации и проведению комплексных ревизий и проверок, с непосредственным подчинением ее руководителю аппарата Счетной палаты или его заместителю. При этом эта инспекция должна быть укомплектована кадрами исключительно из числа лиц, которые умеют быстро и качественно проводить комплексные ревизии и проверки, являются примером для подражания в морально-этическом плане и, главное, могут этому научить и других.

В таком случае эта инспекция могла бы стать не только центром методологии контрольно-ревизионной работы, но и организовывать стажировку на конкретных рабочих местах студентов-практикантов и менее опытных инструкторов. При необходимости указанная инспекция могла бы осуществлять и перепроверки результатов отдельных контрольных мероприятий.

Необходимо также иметь в виду, что для повышения эффективности работы контролирующих органов огромное значение имеет состояние бухгалтерского учета в подконтрольных организациях и достоверность периодической отчетности.

При рассмотрении проекта федерального бюджета на очередной год начинается бесконечный процесс деления денег, которых нет. Пора бы уж всем нам понять, что первична доходная часть бюджета, а не расходная. Потому в первую очередь надо думать о том, как упростить и облегчить работу налоговых инспекторов, чтобы на этой основе повысить эффективность их работы.

Например, у многих коммерческих организаций юридический адрес (а это нередко адрес жилой квартиры) не совпадает с фактическим. И в Москве можно найти кучу примеров, когда коммерческие организации не стоят на учете в государственной налоговой инспекции (ГНИ) по месту своего фактического нахождения. Это еще ничего, если их контролирует другая инспекция по месту их юридического адреса. Но для уточнения этого факта или установления их фактического места нахождения инспектора вынуждены тратить свое драгоценное время.

Намного хуже, если коммерческая организация встала на учет в государственной налоговой инспекции в одном месте, а фактически находится совершенно в другом городе или районе. Тогда уж ГНИ лишний раз эту организацию не проверит, если удастся ее вообще найти.

Особенно непонятно, когда в сегодняшней тяжелейшей ситуации в стране отдельным коммерческим структурам разрешено зарегистрироваться в отдельных экономически свободных (от значительной части налогов) зонах.

Поэтому настоятельно необходимо принять федеральный закон о том, что каждая хозрасчетная коммерческая организация должна быть зарегистрирована (и перерегистрирована) исключительно по месту своего фактического нахождения (в т.ч. и самостоятельных ее филиалов).

О том, что коммерческие банки были созданы, в основном, для «прокрутки» бюджетных и внебюджетных средств, сегодня уже никто не сомневается. А государственные внебюджетные фонды были задуманы как надежный источник их «подпитки». Кроме того, в последнее время слишком часто стали встречаться факты подделки банковских документов коммерческими банками, а во главе некоторых из них стали даже мошенники с поддельными документами. Поэтому работники контролирующих органов уже не могут (просто не имеют права) полностью доверять банковским документам, как это было раньше, когда по всей стране действовала система Государственного Банка СССР.

В связи с этим, для более эффективного использования государственных средств, необходимо восстановить отделения Центрального Банка России во всех городах и районах страны, чтобы средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов доходили до конечных получателей быстро и без потерь.

Проблемы формирования и использования кадрового потенциала органов государственного финансового контроля также входят в состав наиболее актуальных проблем, связанных с повышением эффективности их работы.

На сегодняшний день требования к государственным служащим, в т.ч. работникам федеральных органов государственного финансового контроля, определены Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 5 июля 1995 года и Указом Президента Российской Федерации от 30 января 1996 года № 123 "О квалификационных требованиях по государственным должностям федеральной государственной службы".

Так, для высших и главных государственных должностей государственной службы установлено, что граждане, претендующие на эти должности, должны иметь высшее профессиональное образование по специализации государственных должностей государственной службы или образование, считающееся равноценным, с дополнительным высшим профессиональным образованием по специализации государственных должностей государственной службы.

При этом, для занятия ведущих, главных и высших государственных должностей государственной службы необходимо проработать не менее двух лет на государственных должностях предыдущей группы или иметь стаж работы по специальности не менее 3-5 лет.

Наиболее эффективными формами поиска кандидатов являются конкурсный подбор кадров и организация кадрового резерва. Проведение открытого конкурса в значительной степени способствует получению наиболее объективного представления о претендентах на занятие конкретной вакантной должности. А создание резерва кадров позволяет заранее выявлять и целенаправленно готовить работников для замещения определенных государственных должностей государственной службы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.