Рефераты. Государственный финансовый контроль

По результатам проведенных контрольных мероприятий Счетная палата Российской Федерации направляет органам государственной власти Российской Федерации, руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации и бесхозяйственности.

Представление Счетной палаты Российской Федерации должно быть рассмотрено в указанный в представлении срок или, если срок не указан, в течение 20 дней со дня его получения. О принятом по представлению решении и о мерах по его реализации Счетная палата должна уведомляться незамедлительно.

В случаях выявления при проведении проверки или ревизии хищения государственных денежных или материальных средств, а также иных злоупотреблений Счетная палата Российской Федерации незамедлительно передает материалы проверки или ревизии в правоохранительные органы.

При выявлении на проверяемых объектах финансовых нарушений, наносящих государству прямой непосредственный ущерб и требующий в связи с этим безотлагательного пресечения, а также в случаях умышленного или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты, создания препятствий для проведения контрольных мероприятий Счетная палата Российской Федерации имеет право давать администрации проверяемых предприятий, учреждений и организаций обязательные для исполнения предписания.

При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Счетной палаты Коллегия Счетной палаты Российской Федерации может по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций.

Инспектора Счетной палаты Российской Федерации при выполнении своих служебных обязанностей имеют право:

- беспрепятственно посещать государственные органы, предприятия учреждения и организации, банки и иные кредитно-финансовые учреждения независимо от форм собственности, воинские части и подразделения, входить в любые производственные, складские, торговые и канцелярские помещения, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

- опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады и архивы, а при обнаружении подделок, подлогов, хищений и злоупотреблений - изымать необходимые документы, оставляя в делах акт изъятия и копии или опись изъятых документов.

Требования инспекторов Счетной палаты Российской Федерации, связанные с исполнением ими своих служебных обязанностей, являются обязательными для государственных органов, а также для предприятий, учреждений и организаций независимо от их подчиненности и форм собственности.

Воздействие на должностных лиц Счетной палаты Российской Федерации с целью воспрепятствовать исполнению ими своих служебных обязанностей либо добиться принятия решения в чью-либо пользу, насильственные действия, оскорбления, а равно клевета либо распространение искаженной информации о выполнении ими служебных обязанностей влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Независимость и объективность контроля Счетной палаты Российской Федерации обеспечивается необходимой организационной и функциональной независимостью от подконтрольных ему институтов, а также установлением равного права влияния на определение объекта и предмета контроля для субъектов с противоположно направленными интересами. Этот принцип реализуется путем предоставления равного права и большинству и меньшинству (в 20 %) депутатов Государственной Думы или членов Совета Федерации дать поручения Счетной палате на проведение контрольного мероприятия.

Объективность внешнего государственного контроля, осуществляемого Счетной палатой Российской Федерации, обеспечивается сочетанием коллегиальности при принятии решений с персональной ответственностью каждого члена Коллегии Счетной палаты по вопросам об объектах и предмете контроля. Такое сочетание достигается посредством процедуры оформления членом Коллегии Счетной палаты, несогласным с ее решением, “особого мнения”, являющегося неотъемлемым приложением к этому решению.

Одним из важнейших принципов деятельности Счетной палаты Российской Федерации, обеспечивающим объективность и законность контроля - является гласность. По существу, это механизм обеспечения общественного контроля за деятельностью уже самой Счетной палаты. И Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации", кроме установления гласности как одного из основных принципов деятельности Счетной палаты, определяет и обязанность регулярного представления информации о результатах проведенных контрольных мероприятий средствам массовой информации.

Необходимо отметить, что не все вопросы деятельности Счетной палаты регламентированы Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации" в расчете на то, что они должны были быть конкретизированы в принятом Коллегией Счетной палаты Регламенте Счетной палаты Российской Федерации. Однако, с учетом непростых взаимоотношений между членами Коллегии Счетной палаты, решение отдельных спорных вопросов должны взять на себя депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации.

5. Актуальные проблемы повышения

эффективности государственного финансового контроля

Одним из важнейших условий повышения эффективности работы органов государственного финансового контроля является своевременное обеспечение необходимой законодательно - нормативной базой, а также конструктивная поддержка высших органов государственной власти не на словах, а на деле.

Ведь до сих пор законодательно не определено, какие именно организации относятся к органам государственного финансового контроля. Необходимо, также, законодательно уточнить периодичность проведения ревизий и проверок, а также ревизуемый период.

На практике большие споры вызывают и порядок подписания актов ревизий и проверок. С одной стороны, руководители проверенных организаций иногда совершенно необоснованно отказываются их подписать. С другой стороны, в некоторых организациях отдельные руководители обязывают подписать акт комплексной ревизии не только руководителя ревизионной группы, но и всех членов бригады, независимо от их количества.

А для защиты интересов проверяемой стороны необходимо законодательно установить сроки и порядок предварительного уведомления о предстоящей ревизии (проверке), а также минимальный срок, который должен проходить после предыдущей проверки или ревизии.

И категорически необходимо запретить проведение каких-либо ревизий или проверок в одной и той же организации одновременно (но врозь!) несколькими органами государственного контроля, чтобы они как можно быстрей научились координировать свои действия и проводить комплексные ревизии и проверки совместно.

Длительное время на рассмотрении в Государственной Думе находятся проекты федеральных законов «О государственном финансовом контроле в Российской Федерации» и «Об основах организации и деятельности контрольно-счетных органов в субъектах Российской Федерации», в которых значительное внимание уделено вопросам государственного финансового контроля. Будем надеяться, что они будут доработаны с учетом общегосударственных интересов и приняты как можно быстрее.

Во-вторых, необходимо упорядочить систему органов государственного финансового контроля исполнительной власти, разграничить функции между ними и даже отдельными их подразделениями. Сегодня этот вопрос особенно актуален во взаимоотношениях между подразделениями Министерства финансов России, налоговых и других органов, которые непосредственно осуществляют государственный финансовый контроль за поступлением и расходованием бюджетных средств и средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов.

Для выполнения своих задач органы федерального казначейства наделены широкими правами преимущественно контрольного характера. Осуществляя исполнение федерального бюджета, органы федерального казначейства являются своеобразным каналом, по которому денежные средства должны поступать в государственную "казну" и после их распределения на основе федерального закона о федеральном бюджете на очередной год, доводиться до соответствующих получателей бюджетных средств.

Придание органам федерального казначейства функций оперативного контроля по своевременному зачислению платежей в бюджет направлено не только на более рациональное использование потенциала контролирующих (в т.ч. налоговых) органов, но и позволяет закрыть лазейку для злоупотреблений. Однако такой вид контроля (в т.ч. и по поступлению средств в государственные внебюджетные фонды) органам федерального казначейства целесообразно осуществлять только в виде текущего контроля (т.е. без выезда в организации) исключительно по платежным документам.

А последующий контроль за полнотой и своевременностью перечисления платежей в бюджет и обязательных отчислений в государственные внебюджетные фонды должны осуществлять налоговые органы при проведении комплексных проверок непосредственно в организациях. В связи с чем необходимо значительно сократить штаты в аппаратах государственных внебюджетных фондов, чтобы они не дублировали функции работников налоговых органов.

В настоящее время последующий контроль за целевым и рациональным использованием средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов осуществляет, в основном, Департамент государственного финансового контроля (бывшее Контрольно-ревизионное управление), а также ГУФК. То есть, эти два подразделения Министерства финансов России иногда дублируют работу друг друга.

А вот говорить о том, что Счетная палата Российской Федерации дублирует работу Департамента государственного финансового контроля (бывшее Контрольно-ревизионное управление) и ГУФК Министерства финансов России совершенно неуместно, поскольку финансовую деятельность высших органов исполнительной власти может проверить только такой независимый от них орган - как Счетная палата Российской Федерации.

В то же время, финансовую деятельность Государственной Думы и Совета Федерации для большей объективности Счетной палате Российской Федерации желательно проверять совместно с ГКУ Президента России и Департаментом государственного финансового контроля (бывшее Контрольно-ревизионное управление) Министерства финансов России.

Необходимо отметить, что традиционно наиболее опытные и высококвалифицированные кадры сосредоточены в системе Департамента государственного финансового контроля (бывшее Контрольно-ревизионное управление) Министерства финансов России. Поэтому в настоящее время даже неуместно ставить вопрос о переподчинении региональных контролеров-ревизоров Департамента государственного финансового контроля (бывшее Контрольно-ревизионное управление) руководителям территориальных органов федерального казначейства. А вот вопрос о повышении зарплаты высококвалифицированным работникам контрольно-ревизионных подразделений, имеющим разъездной характер работы (где нужно еще иметь и "железные" нервы), давно назрел.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.