Рефераты. Бюджетная система Российской Федерации и ее развитие

Городские бюджеты формировались за счет доходов от город-ских предприятий (боен, бань, водопроводов и др.), сдачи в аренду земельных участков, сборов с недвижимого имущества городских жителей, сборов с владельцев лошадей, конских экипажей и др.

Местные бюджеты не входили в состав государствен-ного бюджета России. Таким образом, в России до революции дейст-вовала двухзвенная бюджетная система унитарного государства.

2.2. Бюджетная система СССР

В первые месяцы после Октябрьской революции 1917 г. вследствие развала органов государственного и местного управ-ления, саботажа чиновников и банков поступление налогов в бюджетную систему практически прекратилось. Для финансиро-вания неотложных нужд новые органы власти вынуждены были прибегнуть к контрибуции с имущих слоев населения, главным образом, как писали в то время, «с купцов и спекулянтов, на-жившихся за время войны и расходующих непроизводительно свои капиталы». Пролетарская революция. -- 1925. -- №3 -- С. 162, 163. До ноября 1918 г. в 57 губерниях в виде кон-трибуций было мобилизовано в бюджет 816,5 млн. руб.

Успешное существование нового строя напрямую зависело от состояния финансов в стране. Уже 17 мая 1918 г. открылся Все-российский съезд представителей финансовых отделов Советов, на котором глава правительства В.И. Ленин, выступая с докла-дом, подчеркнул:

- Мы должны во что бы то ни стало добиться прочных финансовых преобразований, но надо помнить, что всякие радикальные реформы наши обречены на неудачу, если мы не будем иметь успеха в финан-совой политике. Ленин В.И. Полн. собр. соч. -- Т. 36 -- С. 351

Исходя из тяжелого экономического положения в стране было признано необходимым перейти к строгой централизации в области финансов, с тем чтобы обеспечить поступление средств в бюджет и их эффективное использование. Это положение стало основопола-гающим в формировании финансовой политики Советского государ-ства на всех последующих этапах истории СССР.

Эти принципы были зафиксированы в июле 1918 г. в первой Конституции РСФСР, в статье 79 которой были сформулирова-ны цели государственной финансовой политики:

Финансовая политика РСФСР в настоящий переходный момент дик-татуры трудящихся способствует основной цели -- экспроприации буржуазии и подготовления условий для всеобщего равенства граждан республики в области производства и распределения богатств. В этих целях она ставит себе задачей предоставить в распоряжение органов советской власти все необходимые средства для удовлетворения мест-ных и общегосударственных нужд Советской республики, не останав-ливаясь перед вторжением в право частной собственности. Конституция 1918 г. установила федеративное устройство РСФСР и заложила основы бюджетного устройства государства. Принцип централизации всех финансов выразился в установле-нии единства государственного бюджета и всей финансовой сис-темы Российской Федерации, включении государственных дохо-дов и расходов в общегосударственный бюджет. Вместе с тем в Конституции предусматривалось разделение государственного и территориальных бюджетов (бюджетов автономных республик и областей), т. е. разделение государственных и территориальных доходов и расходов. Государственные бюджеты Украинской Со-циалистической Республики и Белорусской Социалистической Республики существовали отдельно.

В 1920 г. доходная часть государственного бюджета имела следующие состав и структуру (%):

Доходы от государственных предприятий, имуществ и угодий 97,5

в том числе:

от промышленности 35,6

транспорта 14,1

сельского хозяйства 5,1

налоги и сборы 0,3

прочие поступления 2,2

Территориальные бюджеты формировались за счет: поступ-лений от налогов, устанавливаемых губернскими, уездными, го-родскими, волостными Советами, взимаемыми на местные нуж-ды; надбавок (в пределах 40%) к государственному подоходному налогу; доходов от местных советских предприятий и имущест-ва; ссуд и пособий из государственного бюджета.

Однако в условиях военного времени, экономической разру-хи, отсутствия средств в местных бюджетах (например, в 1919 г. расходы местных бюджетов Петроградской губернии составили 950 млн. руб., а поступления от местных налогов -- 44 млн. руб., или 4,6%) сессией ВЦИК в июне 1920 г. было принято решение о слиянии государственного и территориальных бюджетов.

С окончанием Гражданской войны, переходом к новой эко-номической политике (нэпу) и восстановлению народного хозяй-ства в связи с необходимостью стабилизации финансов, усиления хозрасчетных отношений, в том числе в местном хозяйстве, и по-вышения экономической деятельности местных Советов в октяб-ре 1921 г. ВЦИК принял Постановление «О мерах по упорядоче-нию финансового хозяйства», в соответствии с которым государ-ственный и территориальные бюджеты были разъединены.

С образованием в 1922 г. Союза Советских Социалистиче-ских Республик и выходом в 1924 г. Конституции СССР были внесены изменения в бюджетную систему. Образуется государст-венный бюджет СССР, в который вошли государственные бюд-жеты социалистических республик, составляющих СССР, был создан союзный бюджет, на который было возложено финансо-вое обеспечение общесоюзных нужд и мероприятий, главным образом в области хозяйственного и культурного строительства и оборонного значения.

При формировании доходной части всех бюджетов использо-вался принцип подведомственности, в соответствии с которым предприятия и хозяйственные организации были распределены между различными уровнями власти и вносили отчисления от прибылей в соответствующий бюджет. Таким образом, предпри-ятия союзного подчинения, т. е. находившиеся в ведении союз-ных ведомств, вносили свои платежи из прибыли в союзный бюджет, а предприятия (республиканского, областного, город-ского подчинения) -- в соответствующие бюджеты. В свою оче-редь из соответствующих бюджетов финансировались предпри-ятия, организации и учреждения союзного, республиканского и местного подчинения.

Следовательно, доходы союзного бюджета формировались за счет общесоюзных государственных доходов, главным из кото-рых были отчисления от прибылей предприятий союзного под-чинения и общегосударственные налоги и доходы, например, доходы от внешнеэкономической деятельности.

Следует отметить, что местные бюджеты (бюджеты автоном-ных республик, краевые, областные, городские, районные, а с 1929--1930 гг. -- сельские бюджеты) не включались в состав бюджетов союзных республик и в государственный бюджет СССР.

Большую роль в развитии народного хозяйства и бюджетной системы СССР сыграла налоговая реформа 1930 --1932 гг. Она зало-жила основы налоговой системы, главные элементы которой суще-ствуют и в настоящее время. В ходе реформы было унифицировано 86 действовавших ранее платежей в бюджет, устранена многократ-ность обложения налогоплательщиков, укреплен финансовый кон-троль за хозяйственной деятельностью предприятий. Около 60 налогов и сборов были объединены в основные платежи -- налог с оборота, отчисления от прибыли государственных предприятий и подоходный налог для кооперативных предприятий.

В ходе налоговой реформы был введен принципиально новый метод формирования доходов территориальных бюджетов. В соот-ветствии с Постановлением ЦИК и СНК «О республиканских и местных бюджетах» от 21 декабря 1931 г.» в территориальные бюджеты стала передаваться часть государственных доходов -- налога с оборота, поступлений от реализации государственных займов и др. Передача этих средств осуществлялась в порядке бюджетного регулирования в виде процентных отчислений от общегосударственных налогов и доходов, ставших регулирую-щими источниками для сбалансирования территориальных бюд-жетов. Общность источников доходов стала важным фактором усиления связи между всеми бюджетами, входящими в бюджетную систему СССР. В дальнейшем этот принцип стал распро-страняться на другие общегосударственные источники. Он ис-пользуется и в ныне действующей бюджетной системе России.

Окончательное формирование бюджетной системы СССР связано с Конституцией 1936г. Усиление централизованного начала в управлении народным хозяйством и финансами госу-дарства нашло отражение в статье 14 Конституции СССР, где было зафиксировано, что к ведению союзных органов власти относилось не только утверждение государственного бюджета СССР и отчета о его исполнении, но и установление налогов, поступающих в союзный бюджет, бюджеты союзных республик и местные бюджеты.

Тенденция к централизации выразилась и в Постановлении СНК СССР от 10 июля 1938 г., в соответствии с которым в го-сударственный бюджет СССР были включены местные бюдже-ты. В 1938 г. в государственный бюджет СССР также был вклю-чен бюджет государственного социального страхования.

Таким образом вплоть до 1991 г. бюджетная система страны имела следующую схему построения (рис.1):

рис.1. Схема построения бюджетной системы СССР до 1991г.

В зависимости от степени централизации распределение фи-нансовых ресурсов между бюджетами менялось, что можно про-следить по следующим данным:

1928/29 г 1938 г 1946 г 1965 г 1988 г

Государственный бюджет СССР (расходы)

100%

100%

100%

100%

100%

в том числе союзный бюджет

60,7%

72,2%

79,5%

42,5%

56,9%

Бюджеты союзных республик

39,3%

27,8%

20,5%

57,5%

43,1%

из них бюджеты АССР и ме-стные бюджеты

26,5%

21,5%

13,9%

20,8%

15,9%

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.