Рефераты. Анализ и оценка предпринимательской деятельности предприятия ООО "Оберон"

Средний размер малого предприятия, измеряемый численностью работающих на одном МП, составил 10 человек, что подтверждает факт доминирования микробизнеса в малом предпринимательстве. Относительно более крупные малые предприятия с числом работников 14-15 человек функционируют в промышленности, строительстве, на транспорте. Самые мелкие предприятия, в среднем по 6 работников на каждом, заняты общей коммерческой деятельностью по обеспечению функционирования рынка.

Средние размеры МП по регионам отличаются незначительно - от 11 работников на малом предприятии в Северо-Западном федеральном округе до 9 работников -- в Центральном, Южном и Сибирском федеральных округах. Только 10% российских МП имеют более 25 работников. В промышленности, строительстве и на транспорте доля относительно крупных малых предприятий (более 25 работников) несколько выше - 18-20%.

Как указывалось выше, малые предприятия предоставляют рабочие места 6087,7 тыс. россиян, для большинства из которых они являются основным местом работы. Закономерен вопрос об уровне оплаты труда на малых предприятиях. По данным официальной статистической отчетности МП, он крайне невысок. Так, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников списочного состава в среднем по российским МП составила за 2000 год всего 1523 руб., что в 1,5 раза ниже аналогичного показателя по отраслям экономики в целом. Наибольший разрыв в оплате труда между крупными и малыми предприятиями зафиксирован в Сибирском федеральном округе, где заработная плата работников МП в 1,8 раза ниже, чем в среднем по региону. В отраслевом разрезе наиболее низкая оплата труда зафиксирована на малых предприятиях торговли и общественного питания, а также в сфере бытового обслуживания населения - 1121 руб. и 846 руб. соответственно. Приведенные данные, однако, ничего не говорят об уровне неформальных выплат работникам предприятий, который в малом бизнесе, по-видимому, выше, чем в крупном, а также выше в тех сферах, где деятельность сопряжена с наличным оборотом [27, с. 36-38].

Малые предприятия характеризуются не только небольшими размерами, но и непродолжительностью срока деятельности (см. табл. 5 приложений). «Средний возраст» малого предприятия не превышает 5 лет. Относительные «долгожители» - малые предприятия, функционирующие в сферах науки и научного обслуживания, а также оказывающие бытовые услуги населению. Их «средний возраст» составляет 6 лет, В торговле, общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка и в оптовой торговле продукцией производственного назначения ротация малых предприятий идет особенно быстро - здесь МП «живут» всего 4 года.

Основной группой собственников на малых предприятиях являются физические лица, которым принадлежит в среднем 70% уставного капитала. Второй по значимости группой собственников являются коммерческие организации (кроме финансово кредитных учреждений), которым принадлежит в среднем 29% уставного капитала МП. Доля иностранной собственности в целом по сектору МП не превышает 1%.

Следует отметить, что в соответствии с законодательством на долю коммерческих организаций, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не может приходиться более 25% уставного капитала МП. В таких отраслях, как промышленность и оптовая торговля продукцией производственного назначения, на долю указанной группы собственников приходится 23% и 24% уставного капитала соответственно. То есть МП в данных отраслях встроены в систему отношений собственности более крупного бизнеса в масштабах, максимально возможных в рамках действующего законодательства.

Наибольшая доля собственности в руках физических лиц зафиксирована в таких отраслях, как наука и научное обслуживание и непроизводственные виды бытового обслуживания населений 91% и 89% соответственно. Наименьшая доля - в оптовой торговле продукцией производственного назначения (38%),где в качестве собственника доминируют коммерческие организации (62% уставного капитала).

По результату финансово-экономической деятельности, измеряемому как доля убыточных предприятий в общем числе МП, малые предприятия основных отраслей экономики распределились следующим образом. В целом по России доли убыточных МП и всех убыточных предприятий и организаций совпадают - по 40% общего количества. Малые предприятия могут быть признаны наиболее эффективными а транспорте и в оптовой торговле. В промышленности, строительстве и торговле доля убыточных МП выше, чем по всему кругу предприятий и организаций. Не следует на этом основании утверждать, что малый бизнес в этих отраслях менее эффективен. Причина, возможно, в более высоком уровнем «серого» предпринимательства, что свойственно сектору МП.

Вклад малых предприятий в экономику регионов измерялся такими относительными показателями, как доля МП в общем объеме: промышленной продукции; платных услуг населению; розничной торговли; продаж организациями оптовой торговли; работ, выполненных по договорам строительного подряда; инвестиций в основной капитал.

Данные исследований свидетельствуют о достаточно значимом вкладе малых предприятий по таким позициям, как объем оптового товарооборота, объем работ, выполненных по договорам строительного подряда, объем розничного товарооборота [27, с. 36-38].

Динамика числа малых предприятий и численности занятых на МП по отраслям экономики. С 1997 по начало 2004 года количество российских МП изменило не сильно: увеличение составило всего 3,5%. При этом динамика была нестабильной: рост в 1997-1999 годах сменился снижением в 2000-2001-м. В последние два года число зарегистрированных МП снова растет, но невысокими темпами (так, на 1 января 2004 года показатель увеличился всего на 1,0% по сравнению с 1 января 2003-го) [27, с. 36-38].

Численность занятых на МП непосредственно после августовского кризиса 1998 года сократилась на 14,3%, главным образом за счет временно занятых. После кризиса можно констатировать постепенное восстановление численности - об этом свидетельствует общий положительный тренд. По итогам 2003 года средняя численность работников МП составила 95,2% от уровня предкризисного 1997 г.

Отраслевая структура малых предприятий - один из самых устойчивых показателей состояния данного сектора экономики. Ведущей отраслью малого предпринимательства по количеству предприятий из года в год остается торговля и общественное питание. За период с 1997 по 2003 год их доля в общем количестве зарегистрированных МП увеличилась с 43,3% до 46,8%. Отраслевая структура рабочих мест, предоставляемых малыми предприятиями, также мало изменилась за прошедшие годы. Первое место удерживает сфера торговли и общественного питания: за 1997-2003 годы ее доля выросла с 28,3% до 32,4%. Малые предприятия отраслей материального производства, главным образом промышленности и строительства, предоставили порядка половины всех рабочих мест в малом бизнесе. При этом следует, что на фоне роста торгового сектора доля названных отраслей имела в рассматриваемом периоде тенденцию к сокращению.

Динамика производства продукции (работ, услуг) и инвестиций в основной капитал. Серьезным образом на общем объеме выпуска продукции, работ и услуг на МП сказались последствия августовского кризиса 1998 года. По итогам 1998 года этот показатель с учетом изменения потребительских цен составил только 47% от уровня 1997 года. Конечно, оценивая эти показатели, нужно учитывать ряд обстоятельств. С одной стороны, последствия августовского кризиса могли подвигнуть ряд малых предприятий к приостановке своей деятельности, однако в статистических сводках, как уже отмечалось, это процесс отражен весьма слабо. С другой стороны, не вызывает сомнений тот факт, что в 1998 году усилилась тенденция перехода малых предприятий в теневой сектор, а практика сокрытия оборота стала еще одним средством выживания малого бизнеса под влиянием последствий кризиса. Косвенно это подтверждается значительным ростом производства уже в 1999 году, превышающим рост по кругу средних и крупных предприятий [27, с. 36-38].

С учетом сказанного и следует интерпретировать статистические данные, которые свидетельствуют о том, что кризис ударил по малым предприятиям сильнее, нежели по крупным и средним - роль МП в общем выпуске товаров и услуг, по данным Госкомстата сократилась. Если в 1997 году этот показатель составлял 8%, ц в 1999-м снизился до 6%.

Конечно, малый бизнес в значительно большей мере, чем средний и крупный, ориентирован на потребительский спрос и его сокращение под влиянием августовского кризиса сказалось на деятельности малых предприятий сугубо отрицательно. Одним из важнейших объективных факторов, определяющих послекризисное развитие МП, можно считать, таким образом, восстановление реальных денежных доходов населения, которые в 1997-1999 годах успели сократиться на 28%.

В наибольшей степени под влиянием кризиса снизилось производство на малых предприятиях в таких сферах, как торговля и общественное питание, оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения, общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка. По отношений к 1997 году данный показатель с учетом индекса потребительских цен (ИПЦ) в 1998 году в торговле и общественном питании составил только 37,6%, в то время как в промышленности - 75,4%. Данные за посткризисный период в целом позволяют утверждать, что малое предпринимательство смогло оправиться от последствий августовского кризиса. С 1998 года производство на МП неуклонно возрастает. По итогам 2003 года оно составило 120% предкризисного 1997 года.

Основным финансовым итогом деятельности предприятий является балансовая прибыль, то есть сальдирующий результат (прибыль-убыток). В той мере, в которой завершение годовых итогов хозяйственной деятельности с официально фиксируемой прибылью позволяет говорить о ее эффективности, можно утверждать: эффективность текущей деятельности в малом предпринимательстве по сравнению с бизнесом большего масштаба несколько выше как в целом по народному хозяйству, так и по основным отраслям производственной и непроизводственной сфер.

2 ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ОБЕРОН»

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия

Общество с ограниченной ответственностью «Оберон» расположено по адресу 241037, г. Брянск, пр. Станке Димитрова, д. 1. ООО «Оберон» является юридическим лицом, коммерческой организацией имеющей самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, печать и другие реквизиты. ООО «Оберон» было создано в 2001 г., учредителем выступило физическое лицо - Авдеенко С.С..

На данный момент организации принадлежит помещение магазина на территории студенческого городка БГИТА, кроме того предприятие арендует помещение столовой, буфета и 3 площадки для открытой розничной торговли.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.