Рефераты. Анализ и оценка платёжеспособности предприятия на примере открытого акционерного общества "Виктория"

Структура бухгалтерского баланса представлена двумя основными частями:

а) актив баланса;

б) пассив баланса.

Структура и группировка данных баланса не раз претерпевала существенные изменения в России. Но в любом случае основным принципом бухгалтерского баланса остаётся равновесие актива и пассива баланса. В активе баланса на отчётную дату отражается состав имущества организации. В пассиве баланса - источники формирования данного имущества.

В практике некоторых западных стран активы уравновешиваются с собственным капиталом и обязательствами, которые для удобства пользователей несколько трансформируются:

Актив = Обязательства + Собственный капитал

Активами считаются «хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем» Шеремет А.Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. - М.: Инфра-М, 2004. С. 26.

Обязательствами считается существующая на отчетную дату задолженность организации, которая образовалась вследствие осуществления проектов ее хозяйственной деятельности и расчеты по которой должны привести к оттоку активов.

Капитал представляет собой вложения собственников и прибыль, накопленную за все время деятельности организации.

В международной системе финансовой отчётности (МСФО) дается следующее определение этих элементов отчетности.

Активы - это ресурсы, контролируемые компанией в результате событий прошлых лет, от которых компания ожидает экономические выгоды в будущем.

Обязательства - это текущая задолженность компании, возникающая из событий прошлых периодов, урегулирование которой приведет к оттоку из компании ресурсов, содержащих экономическую выгоду.

Капитал - это доля в активах компании, остающаяся после вычета всех ее обязательств.

Эти формулировки позволяют четко определить содержание и построение баланса. Так, до недавнего времени в бухгалтерском балансе Российских предприятий в составе активов показывались убытки (к настоящему времени это правило устранено), что явно противоречило международной практике. Таким образом, актив должен признаваться в балансе, когда существует вероятность притока будущих экономических выгод в организацию, когда он может быть надежно оценен и имеет стоимость. Например, отгруженные, но не оплаченные товары создают дебиторскую задолженность, которая в дальнейшем принесёт выгоду в результате поступления денежных средств в кассу или на расчётный счёт предприятия.

Будущие экономические выгоды, заключенные в активе, прямо или косвенно войдут в поток денежных средств или их эквивалентов. Важно то, что активы контролируются организацией, а совсем не обязательно принадлежат ей на праве собственности (например, долгосрочно арендуемые основные средства).

Активы и обязательства отражаются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним составляет не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные.

Отчет о прибылях и убытках содержит информации о прибыли, полученной от производственной и финансовой деятельности. Он дополняет сведения, содержащиеся в балансе предприятия. В сочетании с балансом предприятия отчет о прибылях и убытках позволяет определить и проанализировать показатели рентабельности фирмы.

В приложении к балансу приводятся данные: о движении фондов; движении заемных средств; дебиторской и кредиторской задолженности; составе нематериальных активов; наличии и движении основных средств; финансовых вложениях; социальных показателей; движении средств финансирования капитальных вложений и других финансовых вложений.

Эффективность производственной, инвестиционной и финансовой деятельности фирмы выражается в достигнутых финансовых результатах. Под финансовым результатом подразумевается прибыль или убыток полученные фирмой в процессе хозяйственной деятельности. Главная задача любой фирмы -- максимизация прибыли. Поскольку прибыль -- это разность между доходами и расходами, то увеличить прибыль можно либо за счет увеличения доходов либо за счет уменьшения расходов.

Анализ финансовых результатов показывает реальную отдачу от вложения собственных и заемных средств и вклад каждого подразделения в общий финансовый результат фирмы. В анализе финансовых результатов используются следующие понятия.

Выручка от реализации характеризует общий финансовый результат (валовой доход) от реализации работ, услуг. В западной литературе этот показатель называют валовая выручка. Выручка от реализации является одним из важных показателей финансовой деятельности, по которому определяют рейтинг фирмы.

Выручка (валовой доход) от реализации продукции (работ, услуг) включает: выручку (доходы) от реализации готовой продукции, полуфабрикатов собственного изготовления; работ и услуг; покупных изделий (приобретенных для комплектации), строительных, научно-исследовательских работ; товаров в торговых, снабженческих и сбытовых предприятиях; услуг по перевозке грузов и пассажиров на предприятиях транспорта. Выручка от реализации может быть определена по моменту поступления денег на расчетный счет или в кассу. Документально это оформляется выпиской банка с расчетного счета предприятия или кассовыми документами, на основе которых зачисляются наличные денежные средства. Предприятия могут определять выручку от реализации и финансовый результат и по моменту отгрузки продукции (выполнения работ, услуг), что оформляется соответствующими документами об отгрузке.

Разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство реализованной продукции (работ, услуг) называется валовой прибылью от реализации. Валовая прибыль от реализации (прибыль от реализации продукции) является важным финансовым результатом. Этот результат используется при принятии финансовых решений фирмы.

Фирма может иметь расходы, как связанные, так и не связанные с основной деятельностью, что учитывается при определении общего финансового результата ее деятельности. Общий финансовый результат (прибыль, убыток) на отчетную дату получают балансированием общей суммы всех прибылей и всех убытков. Общий финансовый результат называют балансовой прибылью. В балансовую прибыль включают: прибыль (убыток) от реализации продукции, работ, услуг; прибыль (убыток) от реализации товаров; прибыль (убыток) от реализации материальных оборотных средств и других активов; прибыль (убыток) от реализации и прочего выбытия основных средств; доходы и потери от валютных курсовых разниц; доходы от ценных бумаг и других долгосрочных финансовых вложений, включая вложения в имущество других предприятий; расходы и потери, связанные с финансовыми операциями; внереализационные доходы (потери).

Из балансовой прибыли в соответствии с законодательством о налогах на прибыль производятся обязательные платежи. Балансовая прибыль за минусом налогов называется чистой прибылью.

Механизм формирования и использования прибыли показан на схеме (см. Рисунок 1.1). Показатели прибыли выражают абсолютный эффект деятельности фирмы. Для характеристики эффективности применяемых ресурсов и текущих затрат используются показатели рентабельности, которые будут рассмотрены далее в ВКР. Но прежде следует остановиться на методике оценки финансового состояния и ликвидности фирмы.

1.3 Методика анализа платёжеспособности и ликвидности предприятия

Предварительная оценка финансового положения предприятия осуществляется на основании данных бухгалтерского баланса, «Отчета о движении денежных средств», а также ф. № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу». На данной стадии анализа формируется первоначальное представление о деятельности предприятия, выявляются изменения в составе имущества предприятия и их источниках, устанавливаются взаимосвязи между показателями.

Анализ начинается с обзора основных показателей деятельности предприятия. В ходе этого обзора необходимо рассмотреть следующие вопросы:

а) имущественное положение предприятия на начало и конец отчетного периода;

б) условия работы предприятия в отчетном периоде;

в) результаты, достигнутые предприятием в отчетном периоде;

д) перспективы финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Имущественное положение предприятия на начало и конец отчетного периода характеризуются данными баланса. Сравнивая динамику итогов разделов актива баланса, можно выяснить тенденции изменения имущественного положения. Информация об изменении в организационной структуре управления, открытии новых видов деятельности предприятия, особенностях работы с контрагентами и др. обычно содержится в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности. Результативность и перспективность деятельности предприятия могут быть обобщенно оценены по данным анализа динамики прибыли, а также сравнительного анализа элементов роста средств предприятия, объемов его производственной деятельности и прибыли.

Далее осуществляется оценка и анализ экономического потенциала организации. Экономический потенциал организации может быть охарактеризован двояко: с позиции имущественного положения предприятия и с позиции его финансового положения. Обе эти стороны финансово-хозяйственной деятельности взаимосвязаны -- нерациональная структура имущества, его некачественный состав могут привести к ухудшению финансового положения и наоборот. Устойчивость финансового положения предприятия в значительной степени зависит от целесообразности и правильности вложения финансовых ресурсов в активы.

В процессе функционирования предприятия величина активов, их структура претерпевают постоянные изменения. Наиболее общее представление об имевших место качественных изменениях в структуре средств и их источников, а также динамике этих изменений можно получить с помощью вертикального и горизонтального анализа отчетности.

Вертикальный анализ показывает структуру средств предприятия и их источников. Вертикальный анализ позволяет перейти к относительным оценкам и проводить хозяйственные сравнения экономических показателей деятельности предприятий, различающихся по величине использованных ресурсов, сглаживать влияние инфляционных процессов, искажающих абсолютные показатели финансовой отчетности.

Горизонтальный анализ отчетности заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные показатели дополняются относительными темпами роста (снижения). Степень агрегированности показателей определяется аналитиком. Как правило, берутся базисные темпы роста за ряд лет (смежных периодов), что позволяет анализировать не только изменение отдельных показателей, но и прогнозировать их значения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.