Рефераты. Взгляд в прошлое, современное и будущее

Глобальный человеческий мир как единое целое не может двигаться к будущему сразу по разным путям. Развитие через «пробы и ошибки» становится очень рискованным: выбор ошибочного пути может завести все человечество в эволюционный тупик, непоправимая ошибка грозит гибелью уже не отдельному народу, а всему миру. Отныне на все народы и страны, на всех людей, своей деятельностью создающих условия для выбора путей в будущее, ложится ответственность за судьбы человечества.

Взгляд в будущее

Законы истории таковы, что предсказания будущего всегда сопряжены с неуверенностью и сомнениями. Футурология -- наука, предлагающая прогнозы будущего, -- строит свои выводы главным образом путем экстраполяции на него существующих в настоящем тенденций. Но линейные экстраполяции не годятся для нелинейных систем.

В английском журнале «Экономист» отмечалось, что если бы в 1880-х гг. кто-нибудь методом экстраполяции попытался спрогнозировать развитие городского транспорта, то он непременно пришел бы к выводу, что через 100 лет английская столица будет по вторые этажи завалена конским навозом. И вряд ли в те годы кто-либо пророчествовал о том, что Лондон через 100 лет будет задыхаться от выхлопных газов.

Удачными нередко оказываются предсказания выдающихся ученых, основанные на их интуитивном видении перспектив развития науки и техники. Так, Н. Винер еще в 1940-х гг. предсказал, что жизнь грядущих поколений перевернет усовершенствование обыкновенного арифмометра -- т. е. появление компьютера.

Академик А. Д. Сахаров в 1974 г. написал статью о том, как будет выглядеть мир через полвека -- в 2024 г. Он предсказывал, что возникнут сверхгорода с домами-горами и искусственным климатом, подземные города и «летающие города» на искусственных спутниках. В промышленности компьютеризация создаст возможность преодолеть стандартизацию и организовать выпуск индивидуализированной продукции.

В механических процессах будут использоваться управляемые «искусственные мускулы» из полимерных материалов, разовьется биотехника. Войдет в жизнь высокоскоростной железнодорожный транспорт на магнитной подвеске, появятся автомобили нового типа -- на аккумуляторах, с шагающими ногами, которые не требуют асфальтовых дорог и не портят травяной покров.

В сельском хозяйстве будут применяться сверх продуктивные искусственные почвы, возникнут новые виды земледелия -- морское, бактериальное, грибное, водорослевое. За счет развития промышленного производства заменителей живого белка сократится животноводство. Большие сдвиги произойдут в фармакологии и медицине. Широко распространятся операции с трансплантацией искусственных органов. В науке возникнут проблемы, связанные с появлением возможностей переделки биологической природы человека, насильственного изменения психики, создания «киборгов» -- людей с подключенным к мозгу компьютером.

Прошло уже более половины срока прогноза, сделанного Сахаровым. Одно из его предсказаний -- создание всемирной видеотелефонной информационной связи - осуществилось быстрее, чем он думал: эту связь дает Интернет. Предоставим читателю самому судить о том, насколько оправдываются другие предсказания великого ученого.

Стоит заметить, что иногда случаются поразительные совпадения, в которых события прошлого выглядят как предзнаменования или намеки на дела далекого будущего. Вл. Гаков разыскал в газете «Московские губернские ведомости» за 1848 г. любопытную заметку: «Мещанина Никифора Никитина за крамольные речи о полете на Луну сослать в отдаленное поселение Байконур».

К размышлению. Попробуйте предсказать изменения в вашей профессиональной области, которые, возможно, произойдут через 10-15 лет. Сохранив ваши предсказания, вы сможете по окончании этого срока проверить силу своей интуиции...

В современной науке основой для экономического, демографического, экологического прогнозирования служат теоретические модели и сценарии, построенные с помощью компьютеров. Широкую известность получили прогностические модели, созданные учеными под эгидой Римского клуба (Дж. Форрестер, супруги Медоуз, М. Месарович и др.).

В них предсказывалось, что в начале III тыс. человечество ожидают экологическая катастрофа, массовые эпидемии и голод. Под руководством акад. Н. Моисеева в 1980-х гг. были разработаны сценарии, показавшие ужасные экологические последствия, к которым приведет научно-технический прогресс, если он будет и дальше идти так, как шел, и еще более страшные последствия атомной войны («ядерная ночь» и «ядерная зима», после которой людей на Земле не будет).

Хотя социальные прогнозы и ненадежны, обойтись без них нельзя. Существует так называемый «эффект Эдипа», состоящий в том, что прогноз будущего способен изменить будущее (ибо люди, зная, что их ждет, получают возможность принять предупредительные меры). Поэтому не только научные прогнозы, но и научно-фантастические взгляды на будущее (у Уэллса, Станислава Лема, братьев Стругацких, Щекли, Азимова, Брэдбери и другие замечательных писателей) способны принести пользу, побуждая людей оценивать и учитывать даже самые маловероятные перспективы, чтобы быть готовыми к любым неожиданностям.

Существуют разнообразные теоретические подходы к пониманию социальных проблем, с которыми будет сталкиваться развитие человечества в глобальном мире. Понятно, что выводы, к которым они приводят, неоднозначны. Среди множества предлагаемых в научной литературе прогнозов заслуживают внимания следующие возможные варианты хода всемирной истории в XXI в.

Модернизация. Под этим термином понимаются процессы, ведущие к внедрению в жизнь достижений западной (евро-американской) цивилизации. Согласно У. Ростоу, Ш. Эйзенштадту и др. авторам теории модернизации, такие процессы происходят с большей или меньшей скоростью во всех государствах мира. Повсюду идет рост индустрии, ведущий к обществу с развитой экономикой и высоким уровнем потребления, что неизбежно должно повлечь за собою принятие социально-политических и культурных установок Запада. Отсталые страны будут проходить те же стадии экономического роста, которые уже пройдены передовыми, и постепенно будут подтягиваться к последним, приближаясь к их образу жизни. Теория модернизации, по сути дела, возрождает в новом обличье идеи европоцентризма (точнее -- евро-американского «западоцентризма»). К концу XX в., однако, надежды на скорое выравнивание уровня экономического развития отсталых и передовых стран угасли. Сторонники теории модернизации возлагают вину за это на правящую элиту «бедных» государств, неспособную обеспечить их экономический прогресс по западным образцам. Критики же теории модернизации говорят о ее принципиальной несостоятельности.

Разделение центра и периферии. В противоположность теории модернизации предполагается, что хотя в современную эпоху и образуется единая мировая экономическая система, но между различными странами в ее составе сохраняется и даже увеличивается экономическое неравенство. Эта мысль проводится И. Валлерстайном. Согласно развиваемому им «мир-системному» подходу к пониманию социальной реальности, «единицами истории» являются не государства, а «миры-системы», которые представляют собою целостные социальные образования, могущие включать в себя в качестве своих частей разные государства. «Мир-система -- это не мировая система, а система, являющаяся миром», -- поясняет Валлерстайн. Ее скрепляет общий рынок и единое разделение труда (но не обязательно единство политической власти и культуры). Из многих существовавших в прошлом «мир-систем» до наших дней дожила одна -- европейская, которая начала складываться в XVI в. и, расширяясь, к настоящему времени стала единственной, распространившейся по всей Земле капиталистической «мир-системой». В ней есть «ядро» -- несколько экономически самых развитых государств, а остальные страны образуют ее «периферию» и «полупериферию» (к полупериферийным странам Валлерстайн относит и Россию). Страны, входящие в ядро, процветают за счет выкачивания ресурсов из периферии и полупериферии. Между этими частями «мир-системы» идет борьба: государства внутри ядра борются за гегемонию, периферийные государства -- за переход в полупериферию или в ядро. «Великая иллюзия теории модернизации состояла в обещании сделать всю систему ядром без периферии. Сегодня вполне очевидно, что это невыполнимо», -- утверждает Валлерстайн.

К «мир-системному» подходу примыкают работы представителей латиноамериканской экономической школы (Р. Пребиш, Т. Дос-Сантос и др.), в которых развивается концепция «периферийного капитализма». Эта концепция предполагает, что ныне на Земле утвердилась единая цивилизация, представляющая собою систему всемирного капитализма. Однако следует различать капитализм развитых государств, принадлежащих к «авангардному» центру мировой системы, и «периферийный капитализм», который развивается в слаборазвитых «арьергардных» странах. Это специфический -- зависимый, деформированный -- капитализм. Страны периферийного капитализма лишены возможности достичь уровня жизни «центровых» государств. Им свойственен особый тип капиталистического производства, который Р. Пребиш характеризует как «производство обездоленности». Он ведет в эволюционный тупик, из которого в существующей системе нет выхода. Отношения периферии к центру подобны классовым отношениям по Марксу, только в роли господствующего, эксплуататорского класса выступают страны центра, а роль угнетенного, эксплуатируемого выпадает на долю периферийных стран.

«Столкновение цивилизаций». С. Хантингтон, автор этой концепции, полагает, что на нынешней стадии развития человечества единой мировой цивилизационной системы не существует. Всемирные экономические связи не устраняют фундаментальных культурных различий между исторически образовавшимися цивилизациями, и они еще долго будут сохраняться: в обозримом будущем не сложится единой универсальной цивилизации. Напротив, мир будет состоять из непохожих друг на друга цивилизаций. Хантингтон утверждает, что главную роль в мире будут играть взаимоотношения между западной и не западными цивилизациями. В последних (исламской, буддийской, конфуцианской, африканской, православно-славянской и др.) пропаганда таких западных идей, как индивидуализм, либерализм, конституционализм, свободный рынок, зачастую вызывают враждебную реакцию. На «линиях разлома» между цивилизациями, особенно вдоль границ исламского мира, постоянно возникают конфликты. Возможны три варианта поведения не западных цивилизаций, определяющих дальнейшее развитие мировой истории:

попытки примкнуть к Западу;

курс на изоляцию от него;

объединение и наращивание военной мощи для борьбы с Западом.

Как можно видеть, специалисты не склонны рисовать перспективы на XXI в. в розовом свете. Переход к постиндустриальному обществу и глобальному миру -- это отнюдь не триумфальное шествие человека ко всеобщему счастью. Новый тип социальной реальности не сулит человечеству райской жизни. Избавляя человечество от одних забот, он приносит другие. Очевидно, глобальная самоорганизация человечества в масштабах всей нашей планеты сама по себе -- не панацея от всех бед, а лишь условие, при котором должны вестись поиски ответа на возникающие вызовы истории.

Сейчас трудно судить о том, как рождающийся единый общечеловеческий социальный организм будет преодолевать «испытания на прочность», которые, если верить приведенным выше предсказаниям, предстоит ему вынести в ближайшем будущем. Однако есть надежда, что эти испытания не разрушат его, и проблемы XXI в. будут решаться мирным путем.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.