Рефераты. Взгляд в прошлое, современное и будущее

Взгляд в прошлое, современное и будущее

Реферат

«Взгляд в прошлое, современное и будущее»

Взгляд в прошлое

Возникающие в истории бифуркации делают ее поливариантной: разные общества, оказавшись на исторических «развилках», в силу конкретных обстоятельств становятся на разные пути развития.

Когда общество сталкивается с трудностями, грозящими ухудшением условий его жизни или даже самому его существованию, перед ним встает задача: как справиться с этими трудностями. Английский историк А. Тойнби называет подобные ситуации «Вызовами», а попытки решения задачи -- «Ответами». Разные общества могут отвечать на один и тот же Вызов по-разному. Это значит, что Вызов рождает бифуркацию, и различные Ответы на него -- это ее ветви, т. е. различные пути дальнейшего хода истории.

Так, в Древней Греции Вызовом стала нехватка продовольствия. На этот вызов было найдено несколько Ответов.

Создание колоний на новых землях -- стандартный Ответ, избранный многими античными городами-государствами.

Ответ Спарты -- отвоевание земель у соседей (и соответственно милитаризация общества).

Ответ Афин -- ставка на торговлю, развитие ремесел и искусств.

Мы можем считать, что наиболее удачным был Ответ афинян. Но что считать удачным Ответом и как предсказать, какой Ответ лучше?

Вблизи момента бифуркации в обществе обычно возникают расхождения в оценке возможных Ответов на Вызов. В конечном счете оценку дает история. Как говорил С. Кьеркегор, жизнь может быть понята только в обратном направлении, но должна быть прожита -- в прямом. Прошлое обретает смысл, когда на него смотрят глазами будущего. Необходимо иметь общий взгляд на ход истории, чтобы выяснить реальные возможности, имевшиеся у данного общества в данных условиях, и роль, которую сыграл выбор одной из них.

В работах М. Кагана показано, что уже на выходе человека из первобытного состояния возникла бифуркация, наметившая три ветви исторического процесса, связанные с доминированием: 1) скотоводства, 2) земледелия, 3) ремесленного производства и торговли. Все эти варианты были реализованы: первый -- многими народами Евразии и Америки, второй -- на плодородных землях Ближнего и Дальнего Востока, третий -- древними греками и римлянами. В результате образовались разные типы стабильных, длительно существовавших социальных систем.

Однако общество скотоводов-кочевников, живущих всегда «в дороге» и не склонных к созиданию вокруг себя «второй природы», устойчивой материально-технической среды, и общество земледельцев со свойственным ему замкнутым и консервативным образом жизни оказались не способными к выходу на новый аттрактор. В конус нового аттрактора -- в «зону притяжения» будущей научно-технической цивилизации, базирующейся на принципах открытого общества, -- попала лишь траектория развития общества третьего типа, берущая начало в античности. Путь, наметившийся в античном мире, вел к росту городов и превращению их в хозяйственные, торговые, культурные центры, к совершенствованию техники и расширению масштабов ремесленного производства до последующего перехода от него к крупной машинной индустрии.

Новая цивилизация родилась в Европе. Правда, и здесь не обошлось без социальных катаклизмов. Римская империя пала не в силу внутренних причин, а под внешним воздействием: ее разрушили варвары. Варварское нашествие на несколько столетий задержало продвижение общества по намеченному в античности пути. Но возникшее в средневековой Европе на развалинах Римской империи феодальное аграрное общество стало «строительной площадкой», на которой постепенно возводился фундамент будущего здания -- общества индустриального.

Сокрушив Римскую империю, варвары не смогли уничтожить сохранившиеся в ее руинах элементы античной культуры. Слой варварских обычаев лишь временно прикрыл их, но они упрямо выступали наружу -- в виде римского права (в том числе, что очень важно, права частной собственности на землю), городского самоуправления, гражданских свобод. Сложившиеся в этих условиях феодальные государства средневековой Европы не могли распоряжаться территорией и подданными как своей собственностью. Рядом с государством стояли самостоятельные, неподвластные ему силы -- наследственная аристократия, городские общины, ремесленные цеха, церковь. Развитие культуры и экономики могло идти независимо от государства. Все это сделало возможным взлет эпохи Возрождения, за которой последовал век Просвещения, принесший идеалы социального прогресса и ставший истоком быстрого роста капиталистической промышленности в западноевропейских странах.

Вместе с переселенцами из Европы через Атлантический океан в Северную Америку была перенесена и тенденция движения к индустриальному обществу открытого типа. Там это движение, освобожденное от груза сословных и иных ограничений, существовавших в европейских странах, пошло в ускоренном темпе и вывело США в XX в. на передние рубежи в мировой экономике и политике. Этому немало способствовала открытость американского общества для вливания в него других культур и, в особенности, активное заимствование достижений западноевропейской культуры.

Конечно, в разных странах новый тип общества обретал национальные особенности. Развитие его, как и всякое историческое развитие, также шло через большие и малые, локальные и глобальные бифуркации, через кризисы и зигзаги. Но сила притяжения к аттрактору преодолевала силы, тянущие в сторону от него.

А параллельно с «пучком траекторий», ведущих к индустриальному открытому обществу, в мире воплощались в действительность и иные варианты исторического процесса. Долгое время взаимодействие Европы со странами Востока и Юга было слабым и практически не оказывало влияния на них. Они вели обособленную жизнь. Различными путями там шло медленное движение от скотоводства к земледелию, от земледелия к городу. Но города становились, главным образом, политическими центрами, их экономическая и культурная функция развивалась слабо. Хозяйственная роль ремесленного производства оставалось малозначительной, заинтересованности в совершенствовании его технической оснащенности не было. В результате складывались и приобретали застойное существование различные формы до индустриального (традиционного, аграрного) закрытого общества.

Наиболее отчетливо характерные черты этого общества выступают в государствах, которые обычно называют государствами «восточного» типа (Восток тут -- не просто географическое понятие). Власть и собственность в таких государствах неразделимы, причем власть первична, а собственность вторична. Государство -- верховный собственник всей земли, так же как и живущего на ней населения. Все экономические процессы, частное предпринимательство, торговля находятся под контролем бюрократического аппарата. Чиновники всесильны и пользуются своим положением как средством обогащения. Никакой самоорганизации населения не допускается.

«Сильное государство -- слабый народ» -- так сформулировал главный принцип устройства восточного общества древнекитайский философ и политический деятель Шан Ян (390-338 до н. э.), создатель теории деспотического государства.

Города в восточных государствах не имели самоуправления и не могли стать, как это было в Западной Европе, носителями нового типа общественных отношений. При скованном неизменными традициями образе жизни, созерцательно-пассивном отношении к миру, Деспотизме и всеобщем бесправии не мог появиться тип свободного гражданина, члена самоуправляющейся городской общины, не было простора для социального и научно-технического новаторства. Отсюда -- застойная бедность восточного общества.

Переход к индустриальному открытому обществу в подобных условиях становится возможным только благодаря контакту с европейской цивилизацией и усвоению ее достижений. Но рост этого контакта ведет к постепенному формированию единого мирового культурного, экономического, политического пространства и вхождению путей развития различных стран в зону притяжения к индустриальному открытому обществу.

На этом этапе история вновь приводит к возникновению разных траекторий эволюции, на этот раз, однако, сходящихся в направлении к единому аттрактору. Если Западная Европа проложила один вариант пути к индустриальному открытому обществу, то Япония прокладывает другой, Россия -- третий... Вариантов тут может быть много: каждая страна в зависимости от географического положения, исторических условий, особенностей национальной культуры, личных качеств лидеров и множества случайностей идет своим особенным путем. Но «зов аттрактора» неодолим, и раз траектории эволюции вошли в его конус, движение к нему остановить невозможно (как бы ни сопротивлялись ему исламские фундаменталисты, бритоголовые неофашисты, «черные националисты», твердокаменные ленинцы или нынешние российские лжепатриоты -«почвенники»).

Подводя итоги нашему по необходимости очень беглому взгляду в прошлое, можно заметить, что ход всемирно-исторического процесса от первобытности до современности в самом общем виде выглядит так: человечество «пробует» различные варианты развития, и это ведет к появлению целого «дерева» путей, по которым движутся разные народы; но в результате разнообразных «проб» в конце концов находится общий аттрактор, к которому сходятся все пути.

Из первобытного состояния (А) возникают общества скотоводческого (В), земледельческого (С) и ремесленно-торгового (D) типов. Последующие бифуркации дают множество разнообразных траекторий исторического развития, среди которых некоторые (Е, F, G) оказываются тупиковыми. Справа выделен антично-европейский путь, проходящий через средневековый зигзаг (М) и некоторые иные варианты (Z.) и ведущий к индустриальному открытому типу общества (N). Другие траектории приводят к образованию различных видов традиционного закрытого общества (Н, I, К) и тоже (вступая во взаимодействие с индустриальными открытыми обществами) движутся к типу N.

К размышлению. Большинство развитых стран современного мира расположено в зоне умеренного климата, тогда как отстающие страны находятся большей частью в тропических регионах. Случайно ли это? Можно ли считать, что Европа обошла по темпу прогресса все остальные континенты благодаря своему климату?

Облик современности

Современная эпоха есть завершающая фаза гигантского «мегацикла» человеческой истории и вместе с тем начальный этап возникновения какой-то принципиально иной исторической «мегаволны». Хронологическое расположение этой эпохи на стыке двух тысячелетий символически подчеркивает ее двойственный характер.

С одной стороны, в отдельных странах по-прежнему действуют тенденции движения по тянущимся из прошлого бифуркационным траекториям, которые уводят их в сторону изоляционизма, культурной замкнутости, технико-экономического застоя, тоталитаризма и враждебности к внешнему миру. Гигантская пропасть лежит между богатством государств с развитой промышленной экономикой и нищетой, в которой живут народы там, где еще господствуют архаические формы хозяйства.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.