Основные черты средневековой философии
Связана с формированием христианства, период 2-15века. Истоки: библия и античная философия.
Основные проблемы: 1.бог и природа, и его отношение с человеком. Деуцентризм - бог в центре. На смену пришел политеизм Бог един.
В античности сформировалось абстрактное понимание Бога. Ср. ф. Антропомофизирует Бога, наделяет его личными качествами: воля, могущество.
У греков Боги - природные существа, а у ср. мыслителей - Бог над природой, природа его творение из «ничего».
В античности совершенным считалось упорядоченность, ограниченность, а все безмерное, беспредельное считалось хаосом. В христианстве Бог - неограниченное, беспредельное бытие, высшее совершенство..
Философия основывалась на 2-х идеях: идея творения мира, природы, человека(онтология), в центре - идея креацинизма (концепция о сотворении мира богом из «ничего»), идея откровения (гносеология). Бог недоступен самостоятельному человеческому познанию, но бог сам открывает себя людям откровением, посредством веры и божественной благодати может приблизиться к его познанию.
2. Сущность и существование, форма и материя. «Сущность (эссенция) совсем не тоже, что существование (экзистенция) . Каждая отдельная вещь может иметь сущность и существование, но совпадают они только в боге. Сущность может обрести существование только тогда, когда обретает бытие у бога» Боэций.
Проблема универсалий и существование отдельного человека перед лицом бога.
3. проблема универсалий (общее понятие, общее). Как соотносятся понятия и реальное бытие вещей? Общее и единичное? Мышление и действительность?
3 варианта решения проблемы: подход реалистов(они считают, что общие понятия реально существуют и не зависят от человеческого сознания) Августин Блаженный, Фома Аквинский. Подход номеналистов (считают, что универсалии сущ. Только в сознании человека как понятия о вещах) «Даже Бог сначала творит, а потом осознает» Пьер Абеляр, Росцелин. Подход концептуализма (универсалии объективно не существуют, но им соответствует что-то общее, что сущ. В самих вещах вещах) Пьер Абеляр, Дунс Скотт.
Последователи: Спиноза, Лейбниц
Социальная философия: свобода индивида - священный принцип. Каждый член общества должен подчиняться правовым законам. Социальная свобода - право следовать законам. Парламентская республика - лучшая форма организации в обществе.
Гносеология: «коперниковский» переворот в философии, т.к. в центр философии ставит субъекта и его познавательные возможности, развивающиеся сами по себе. Метод критического анализа познавательных способностей человека (он изучает способности разума вообще в отношении всех знаний не зависимо от всякого опыта, на что способен чистый разум). Субъект в своем сознании имеет 2 уровня: трансцендентальный (не зависимый от опыта, данный от рождения, формы познания, знание) и эмпирический. Каждый субъект обладает 3 способностями: чувственность (которая придает первичным ощущениям определенный порядок на основе до опытных чувств - пространство и время), рассудок ( способность суждения, мышления, познания через понятие), разум (способность к высшему обобщению и синтезу, производить понятие, умозаключение, не опираясь на опыт). Науке как разуму теоретически доступен только мир явлений, но они порождаются вещами в себе (трансцендентные сущности, которые образуют особый не доступный теоретическому разуму мир). Практический разум - разумная нравственная воля или вера.
Гегель не принимает эволюционную теорию, т.к. природа развивается не сама по себе, т.к. развивается не природа, а ее источник.
Эмпиризм - гносеологическая концепция, согласно которой основу человеческого познания составляет чувственный опыт. Бэкон считал, что наука должна обеспечить власть над природой, что она средство для обеспечения власти. «Знание - сила» Идолы (предрассудки) мешают человеку в познании:
1. идол пещеры (человек смотрит на мир из своей пещеры => мир искоженый)
2. идол театра (люди прислушиваются к мнению авторитета)
3.идолы рынка (ценности не истинные, спекулятивные)
4. идолы рода (человек обладает разумом и чувствами, которые искажают истинные положения вещей).
Победить их можно с помощью подлинного научного познания. Бэкон считает, что нужно использовать индуктивный метод (наведения).
Последователи: Гоббс, Локк, Беркли, Юм
Основные особенности и этапы развития античной философии. Поиск первоосновы мира в античной философии.
Период с 6 века до н.э. по 3 век н.э. Возникла в Др. Греции.
Систематическое рациональное мышление на основе идей. Проблема многого и единого - главная проблема: как по многому отнестись к единому? Многое едино и понятно, а что такое единое?
Фалес (первый мудрец из Милетской школы) заявил, что началом всего является вода. Ученик Ф. - Анаксилен началом всего считал воздух. Анаксимандр началом всего считал аперон (беспредельное вещество). Гераклит считал началом всего огонь. Все эти ответы объединяет то, что они считали, что началом всего материальная субстанция, то, что не нуждается в объяснении.
Пифагор не отрицал эти 4 субстанции, но он пошел дальше, он считал основой всего число: 1234 (точка, линия, плоскость, объем). «Числом все можно измерить». Числом можно описать количество, но не качество! Число позволило описывать различные по качеству явления, используя единообразный подход. Элейская школа: Парменид и Зенон: «Многое вообще не существует, все это не более чем обман чувств». Если мир существеут из множества бесконечных вещей, то как конечное может состоять из бесконечного? Мир единен и целокупен. Левкипп и Демокрит (атомисты): «есть некое неделимое начало, фрагменты вещества(атомы), времени (хрономы) и пространства (семеры).
Античная философия - натур. Философия.
Сократ произвел духовную революцию. Основной ?: в чем природа и главное содержание человека? Философия человека должна стать ключом для понимания природы, но никак не наоборот.
Этика Сократа: человека от всех других существ отличает душа (осознание, познание, совесть, добродетель). Тело является инструментом души. «Силен тот кто познает». Главные добродетели в человеке: мудрость, справедливость и умеренность. Он считал, что злые поступки совершают те, кто не знают.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5