Рефераты. Философия с древних времен до наших дней

Классификация глобальных проблем

Все глобальные проблемы современности тесно связаны друг с другом и взаимно обусловлены, так что изолированное решение их практически невозможно.

Важнейшее место в марксистско-ленинской концепции гло-бальных проблем современности занимает вопрос об их объектив-ной «иерархии», то есть о приоритетности одних из них по отно-шению к другим и их соподчиненности Какими бы серьезными опасностями для человечества ни со-провождались все остальные глобальные проблемы, они даже в со-вокупности отдаленно несопоставимы с катастрофическими демо-графическими, экологическими и иными последствиями мировой термоядерной войны, которая угрожает самому существованию цивилизации и жизни на нашей планете. Вот почему безъядерный, ненасильственный мир -- не только высшая социальная ценность, но и необходимое предварительное условие для решения всех остальных глобальных проблем современности.

Мировоззрение, знание, вера.

Мировоззрение -- это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека и вместе с тем жизненные позиции, про-граммы поведения, действий людей. В мировоззрении в обобщен-ном виде представлены познавательная, ценностная и поведен-ческая подсистемы в их взаимосвязи.

В состав мировоззрения входят и играют в нем важную роль обобщенные знания -- повседневные, или жизненно-практические, профессиональные, научные. Чем солиднее запас знаний в ту или иную эпоху, у того или иного народа или отдельного человека, тем более серьезную опору может получить соответствующее мировоззрение. Но знания никогда не заполняют собой всего поля мировоззрения.

Вера -- способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание, характеризующее его внутреннее состоя-ние. Внешней, социально значимой формой проявления веры служит культ -- система утвердившихся ритуалов, догматов.

Мифология, религия, философия о происхождении и сущности мира.

Мифология -- форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. Мифы существовали у всех народов мира.

Мифы -- древние сказания разных народов о фантастических существах, о делах богов и героев -- многообразны. Р1о ряд основ-ных тем и мотивов в них повторяется. Много мифов разных стран посвящено космическим темам. Они заключают в себе по-пытки ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве мира, о возникновении наиболее важных явлений природы, о мировой гармонии, безличной необходимости и др. Формирова-ние мира понималось в мифологии как его творение или как посте-пенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление демонических сил. Существовали также мифы (их называют эсхатологическими), описывавшие грядущую гибель мира, в ряде случаев с последующим его возрождением.

Религия (от лат.-- благочестие, набожность, святыня, предмет культа) -- такая форма мировоззрения, в которой освое-ние мира осуществляется через его удвоение на посторонний -- «земной», естественный, воспринимаемый органами чувств, и по-тусторонний -- «небесный», сверхъестественный, сверхчувствен-ный. Формирование искусственного (теоретического, художествен-ного или другого) «мира», в отличие от мира реального, жизнен-ного, предметного,-- черта всех форм его духовного освоения людьми. Говорят: «мир научной теории», «мир сказки», «мир музыки». Специфика религии -- в особом характере ее «второго» мира и его смысловой роли. Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании жизни людей.

Предметом раздумий философов неизменно выступали и сам человек, его природа, ум, чувства, язык, мораль, познание, религия, искусство и другие проявления человеческих способностей и жизненных проблем.

Предмет философии и основные аспекты философского знания.

Философия -- одна из древ-них и увлекательнейших обла-стей человеческого знания, ду-ховной культуры. Зародившись в VII--VI веках до н.э. в Ин-дии, Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой общественного сознания на все последующие века. Призванием философов сделались постанов-ка мировоззренческих вопро-сов и поиск ответов на них. Уяснение таких вопросов имеет для людей жизненно важное значение. Это особенно ощу-тимо в переломные эпохи с их сложным сплетением проб-лем -- ведь именно тогда про-исходит и перестройка миро-воззрения. Так в истории бы-ло всегда. Но, пожалуй, никогда еще время не ставило столь остро задач философского ос-мысления всего происходящего, отказа от старых схем, обновле-ния мировоззрения, как на пере-живаемом сейчас отрезке истории.

Как устроен мир? Как соотнесены в нем материальное и духовное? Хаотичен он или упорядочен? Какое место зани-мают в нем закономерность и случай, устойчивость и измене-ние? Что такое покой и движение, развитие, прогресс и каковы критерии прогресса? Что есть истина и как отличить ее от за-блуждений или преднамеренных искажений, лжи? Что такое совесть, честь, долг, ответственность, справедливость, добро и зло, красота? Что такое человеческая личность и каковы ее место и роль в общественной жизни, истории? В чем смысл человеческой жизни?

К давним, «вечным» вопросам такого рода сегодня добавля-ются все новые, весьма серьезные и напряженные. Какова общая картина, трудности, противоречия, тенденции, перспективы разви-тия нашего общества, нашей страны на нынешнем столь ответ-ственном этапе истории? Как оценить в целом современную эпоху, социальное, духовное, экологическое состояние нашей планеты сегодня? Как предотвратить нависшие над человечеством смер-тельно опасные угрозы? Как защитить, отстоять великие гума-нистические идеалы, ценности? И так далее. Предметом раздумий философов неизменно выступали и сам человек, его природа, ум, чувства, язык, мораль, познание, религия, искусство и другие проявления человеческих способностей и жизненных проблем.

Идея развития и модификации ее философского воплощения.

Анализ современных процессов, протекающих в природе и обществе, должен основываться на философской концепции развития.

Утверждение идей развития существенно меняло взгляд на мир: он стал осмысляться не как набор готовых «вещей», повто-рение одних и тех же циклов, а как совокупность процессов, раз-вернутых во времени, уходящих корнями в прошлое и направлен-ных в будущее. Такой перелом в сознании стал отчетливо заме-тен в XIX веке.

Понятие развития выделяет из общей массы изменений такие, которые связаны с обновлением системы, с ее внутренним структурным и функциональным изменением, превращением в нечто , новое, иное.

Развитие -- процесс длительных, накапливающихся, необра-тимых, поступательных изменений сложных системных объектов в достаточно больших интервалах времени.

Человек, индивид, личность. Свобода и ответственность как условия существования личности.

ЧЕЛОВЕК -- высшая ступень живых организ-мов на Земле, уникальное создание, наделенное те-лесностью, разумом и душой. Человек стал размыш-лять о том, кто он, собственно, такой, едва научив-шись выражать свои мысли и чувства посредством знаков и символов. Он издревле пытался понять самого себя. Вероятно, эта глубинная, трудно насы-щаемая потребность раскрыть собственную тайну и составляет сущность человека.

ЛИЧНОСТЬ (от лат. реrsопа -- маска актера) -- социально и духовно развитой человек. Это слово подчеркивает социальность человека, его возвыше-ние над природным миром. Поздняя античность на-зывала человека личностью, чтобы подчеркнуть, что ' тот не является лишь природным организмом, а об-наруживает сугубо человеческие свойства. Личность может проявиться только в сообществе людей. Все, что относится к личности, называется персональ-ным. Индивид -- это человеческий экземпляр, имеющий уникальные черты. Личность же -- это индивид, наделенный множеством социальных свойств. Каждый человек самобытен, экземплярен.

Однако нельзя доводить персоналистскую идею до абсурда. Персоналистская философия, обосновы-вающая суверенитет личности, не может отвлечься от вопроса о том, каковы собственные пределы чело-века, в чем черпает он основы нравственности, что питает его волевые импульсы? Ценность личности во многом соразмеряется совокупным духовным опы-том человечества. Например, в христианском созна-нии человек постоянно соотносит себя с надмирным, всечеловеческим. Условием духовности личности в христианстве служит исполнение Христовых заповедей, которые и оцениваются нами как выстраданные человеческим родом. Внешне они предстают перед человеком как совокупность надличностных запре-тов.

Персоналистская традиция, задумавшись над предназначением человека, выдвигает перед ним оп-ределенные нравственные императивы, соразмеряет его поступки с общечеловеческими целями. Свобода трагична. Она ставит человека перед выбором, пото-му что основана на нравственном законе, а не на игре страстей. Личность отнюдь не стремится к самоут-верждению и не пытается навязать общественной организации своекорыстные интересы. Начиная с ХУШ в., особенно с Канта и Гердера, философы от-личают личность от индивидуальности. Иначе гово-ря, личностью становится не каждый человек, а только тот, кто обнаружил богатейший внутренний опыт.

Только зрелое сознание обнаруживает разницу между свободной личностью, вобравшей в себя уни-версальный опыт человечества, и тем, кто возвели-чил себя и свою волю, вытравив из своей души выс-шее начало, абсолютизировав собственные вожделе-ния. Человеческое, следовательно, в значительной степени можно оценивать как всечеловеческое.

Патристика: суть учения, основные представители.

ПАТРИСТИКА (от греч. pater - лат. pater - отец), термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей 2-8 вв. - т. н. отцов церкви. Периоды: 2-3 вв. - полемически фрагментарное философствование т. н. апологетов (Тертуллиан, Климент Александрийский и особенно Ориген); 4-5 вв. - систематизация церковной доктрины (каппадокийский кружок: Василий Великий, Григорий Назианзин, Григорий Нисский; на Западе - Августин); 6 в. - начало стабилизации догмы и кодификации наук под эгидой теологии (Леонтий Византийский, Боэций), завершающихся в трудах Иоанна Дамаскина.

Философия позитивизма и основные этапы ее развития.

Позитивизм -- философское направление, утверждающее, что источником подлинного, «положительного» (позитивного) знания могут быть лишь отдельные конкретные (эмпирические) науки и их синтетические объединения, а философия как особая наука не может претендовать на самостоятельное исследование реальности. Основателем этого направления является Огюст Конт. Положительная, философия, согласно О. Конту, может стать единственной твердой основой для социальной организации, благодаря которой прекратится кризис, так долго испытываемый наиболее цивилизованными нациями.

Именно умственное безначалие является основанием великого политического и нравственного кризиса современных обществ. Действительно, величайшее зло состоит в глубоком несогласии, существующем в настоящее время между умами относительно всех основных начал, твердость, и определенность которых есть первое условие истинного общественного порядка. До тех пор, пока отдельные умы не примут единогласно известного числа идей, способных образовать общую социальную доктрину, народы, несмотря на всевозможные политические паллиативы, необходимо останутся в революционном состоянии, допускающем только временные учреждения.

Таким образом, получается, что произвести «соединение умов в едином общении принципов» и через это доставить «твердую основу для социальной реорганизации и для действительно нормального порядка вещей» и составляет назначение позитивизма.

По утверждению Конта, взгляд на общее умственное развитие человечества, результатом которого является позитивизм, свидетельствует о том, что существует основной исторический закон (составляющий открытие Конта, по мнению его самого и всех его последователей). Согласно этому закону, каждое из наших главных понятий, каждая отрасль наших познаний проходит последовательно через три различных теоретических состояния: состояние теологическое, или состояние вымысла; состояние метафизическое, или абстрактное; состояние научное, или положительное.

Для позитивизма в соответствии с его же принципом не существует других настоящих наук, кроме естествознания, изучающего явления внешнего мира.

Если вдуматься в суть позитивизма во всех его разновидностях, то следует сказать: это реальность развития философской мысли. В какой-то степени это форма выражения определенной неудовлетворенности традиционными классическими философскими системами, зауженное видение лишь отвлеченности от реального процесса научного знания, прежде всего точного, математизированного естествознания. Позитивистские устремления выражают попытку усилить опору на достижения науки, доходя до их отождествления. Словом, эта тенденция усиления связи философии и конкретных наук каждый раз и у всех позитивистов постоянно абсолютизируется, начиная с позитивизма О. Конта. Слабая сторона позитивизма во всех его формах связана с подменой собственно-философского предмета и метода конкретно-научными предметом и методом. Это направление, хотя и называется по самому смыслу слова положительным, но содержит в себе немало отрицательных моментов. Позитивизм, начиная уже с Конта, отрицает почти все предшествующее развитие философии и по существу настаивает на тождестве философии и науки, а это непродуктивно. Философия по самой своей сути является самостоятельной областью знания, опирающейся на весь массив культуры, в том числе и на естествознание, и на общественные науки, и на искусство, и на житейский опыт человечества.

Герменевтика как философское направление

ГЕРМЕНЕВТИКА (греч. hermeneutike), в широком смысле - искусство истолкования и понимания. Длительное время герменевтика ограничивалась истолкованием текстов, но в 20 в. приобрела черты философской дисциплины.

Первоначально герменевтика относилась к интерпретации религиозных текстов и смыслов. Таковы интерпретации оракулов и Гомера в Древней Греции, истолкования Библии в иудаизме (Филоном) и христианстве (Оригеном, Августином и герменевтами раннего протестантизма - Лютером, Меланхтоном, Флацием). Сфера герменевтики очерчена, таким образом, экзегезой в широком смысле этого слова. Но от экзегетики герменевтику отличает то, что она занята не просто искусством истолкования, но прежде всего правилами такого искусства. В качестве вспомогательной науки она выступает на первый план там, где необходима интерпретация темных мест сакральных текстов. В более поздний период свою собственную герменевтику будут развивать и другие науки, связанные с интерпретацией текстов. Начиная с Ренессанса существует своя герменевтика в юриспруденции и филологии, а с 19 в. герменевтика занимает место в ряду исторических дисциплин. Поскольку в конечном счете все науки связаны с интерпретацией, они все в большей мере осознают необходимость герменевтической рефлексии. Мысль о том, что интерпретация и понимание лежат в основе всех наук, основанных на истолковании текстов, привела В. Дильтея к предположению о том, что герменевтика может служить всеобщей методологией гуманитарного знания. Дильтей полагал, что герменевтическая методология способна придать гуманитарному знанию статус научного. Поворот герменевтики в сторону философии происходит в 20 в. Хотя первые намеки на такой поворот можно найти уже в «философии жизни» позднего Дильтея и у Ницше, заявившего, что «нет фактов, есть только интерпретации», герменевтику как философскую дисциплину в этом ключе развивает М.Хайдеггер и его ученик Х.Г.Гадамер. Если у Хайдеггера герменевтика нацелена на самопонимание фактически существующего человека, то Гадамера интересует сфера гуманитарного знания, он стремится осмыслить «историчность» и «языковость» человеческого опыта.

Место социально-нравственной проблематики в философии Др. Китая.

Китай - страна древней истории, культуры, философии.

Социально-этические проблемы были главенствующими в философских размышлениях китайцев.

Одно из главных мест в социально-политических и этических воззрениях древнекитайских мыслителей занимала проблема умиротворения общества и эффективного управления государством.

Значительное место в истории древнекитайской мысли занимают утопические воззрения.

Основой древнекитайских утопий об идеальном обществе были идеи уравнительности и мира.

В древне китайском обществе в силу устойчивости кровно родственной общины (патронимии) человек рассматривался как частица общины, рода, клана. Поэтому при рассмотрению природы человека древнекитайские мыслители брали в качестве объекта не индивида, а некую абстракцию, “человека вообще”.

Однако и в Китае по мере развития классовой борьбы и роста имущественной дифференциации внутри общины шел процесс выделения человека как индивида; он постепенно становился предметом размышления философов.

Первый вопрос о природе человека поставил Конфуций в связи со своей концепцией воспитания и обучения.

Сама идея Конфуция была весьма плодотворной, ее дальнейшее развитие привело к появлению двух противоположных концепций - о “доброй природе” и о “злой природе”.

С легкой руки миссионеров Китай то представал как страна особых, неповторимых в своей оригинальности традиции и культуры, где люди всегда жили по иным социальным законам и нравственным нормам, чем в Европе, то как страна где якобы в первозданной чистоте сохранились утраченные на Западе истинные моральные принципы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.