Рефераты. Философия с древних времен до наших дней

Сознание и бессознательное. Сознание и язык.

Основы психоанализа как философской концепции били заложены З. Фрейдом.

Главным в психоанализе было открытие бессознательного, его, специальное изучение и широкое философское толкование. Сознание, очень важно для человеческой жизни -- с его помощью индивиды ориентируются в окружающем мире, формируют собственное «Я». Фрейд выделяет еще две структуры: «сверх-Я», .которое представляет собой некоторую совокупность перенесенных «во-внутрь» психики индивида социально значимых, различных иде-альных принципов, регуляторов, а также «Оно», .которому и соответствует невидимый для внешнего наблюдения «микромир» бессознательного.

Одним из важнейших факторов антропосоциогенеза было раз-витие языка. В самом широком смысле слова язык -- это вся система культуры, поскольку посредством нее устанавливаются межчеловеческие связи. Именно так, на наш взгляд, следует по-нимать известный Марксов тезис о том, что первоначально язык «вплетен» в непосредственную практическую деятельность людей. Язык в более узком смысле -- это специализированная информа-ционно-знаковая деятельность, именуемая речью. Посредством речи процесс общения между людьми достигает максимума эффективности. Язык не просто пассивно фиксирует независимо от него появившиеся предметные различения и смыслы. Он участвует в самом порож-дении нашей предметной среды, равно как и социального единства человеческих индивидов.

Человек как объект философского осмысления. Природное и социальное в человеке

Выделение человека из животного мира -- столь же гран-диозный скачок, как и возникновение живого из неживого.

К вопросу о происхождении человека антропологи и философы подходят с различных и внешне даже противостоящих друг другу позиций. Антропологи озабочены поисками «недостающего звена» в биологической эволюции от обезьяноподобного предка человека к Ноmo sapiens. Философы стремятся выявить и обрисовать сам «прерыв постепенности» -- революционный скачок, который имел место в процессе человеческого становления.

В соответствии с характеристикой К. Маркса сущности человека как совокупности общественных отношений, он предстает существом социальным. Вместе с тем речь шла и о том, что человек -- часть природы. С этой точки зрения люди принадлежат к высшим млекопитающим, образуя особый вид Нomo sapiens, а следовательно, человек оказывается существом биологическим.

Напомним, что Аристотель называл человека «политическим животным», подчеркивая тем самым наличие в человеке двух начал: животного (биологического) и политического (социаль-ного). Проблема же заключается в том, какое из этих начал яв-ляется доминирующим, определяющим в формировании способностей, чувств, поведения, действий человека и каким образом осуществляется взаимосвязь биологического и социального в человеке.

Основные этапы и формы процесса познания.

Большинство философских систем, сложившихся в новое время, выделяли два основных этапа: чувственное и рациональное поз-нание. Их роль и значение в процессе познания определялись в зависимости от позиции того или иного философа. Рационалисты, например Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант и Гегель, были склон-ны приписывать решающее значение рациональному познанию, не отрицая значения чувственного познания в качестве механиз-ма связи разума с материальным миром. Сторонники эмпириз-ма, напротив, признавали чувственное восприятие главным и даже единственным источником наших знаний. В интеллекте нет ничего такого, утверждал Гоббс, чего бы не было в чувственном восприя-тии. И эту мысль в еще более резкой форме повторял Локк. Если все знания, размышляли рационалисты, формируются лишь на основе чувственного восприятия с помощью особых правил или принципов, то откуда берутся сами эти правила или принципы, ведь их нельзя воспринять с помощью органов чувств.

Рационалисты XVII и XVIII веков отвечали на эти вопросы так: в человеческой душе помимо разумного начала су-ществует еще начало эмоциональное и волевое. Эмоции, которые называли также аффектами, или «страстями души»: гнев, радость, тоска, веселье, любовь, ненависть, симпатии и антипатии и т. д., могут заставлять человека сознательно или бессознательно отка-заться от разумных доказательств, от требований логики рассуж-дений и привести к искажению истины в угоду чувству, подчи-нить разум «страстям души». Воля в зависимости от поставленных целей может содействовать разуму и рациональным дейст-виям, но может вступить с ним и в конфликт, и это создает возможность нерациональных действий и поступков.

Понятие «общество» и «социальные отношения». Общество как система социальных отношений.

Маркс выделяет важнейший специфический признак об-щества и вместе с тем то, что делает общество системой, связывает индивидов и их разрозненные действия в единое, хотя и внутренне расчлененное целое. Обнаружение и анализ таких связей -- об-щественных отношений -- величайшая заслуга К. Маркса, важный элемент его философской концепции.

Общественные отношения неотделимы от деятельности. Они не существуют сами по себе, в отрыве от последней, а составляют ее общественную форму.

Существуя как форма деятельности людей, общественные отношения имеют над личностный, надындивидуальный характер. Деятельность и общественные отношения формируют человека как существо общественное, социальное. Социализация человека происходит но мере того, как социальность активно осваивается им, переводится в его внутренний мир, становится общей схемой действия, заданной ему обществом и пропущенной через его индивидуальный опыт. Формирование человека как об-щественного существа есть одновременно становление его как личности.

Таким образом, общественные отношения связывают индивида с социальной группой, с обществом. И тем самым они являются средством включения индивида в общественную практику, в со-циальность.

Занимаясь определенным видом деятельности, человек производит продукт не для собственного потребления или, во вся-ком случае, не только для этого. Созданная им потребительная стоимость, обладая вещественной природой, способна отделяться от своего творца, переходить к другим людям, которые могут потреблять ее непосредственно.

Использование орудий труда связано с освоением накопленного обществом опыта по их применению. Знания не передаются по наследству. Будучи продуктом общества, они сами являются своеобразными общественными «генами».

В формах общественных отношений осуществляется вся дея-тельность больших общественных групп: экономическая, полити-ческая, правовая, моральная. Сложившиеся в обществе отношения превращаются в своеобразные алгоритмы деятельности социаль-ных групп.

Глобальные проблемы, причины их возникновения и основные признаки.

Они порождены стихийностью и неравномерностью общественного раз-вития, анархией производства при капитализме, присущими ему антагонистическими противоречиями, наследием колониализма и неравноправными экономическими отношениями между империа-листическими и развивающимися странами, погоней транснацио-нальных корпораций за прибылью и текущими выгодами в ущерб долговременным интересам всего общества.

Глобальные проблемы нашей эпохи -- закономерное следствие всей современной глобальной ситуации, сложившейся на земном шаре в последней трети XX века. Для правильного понимания происхождения, сущности и возможности их решения необходи-мо видеть в них результат предшествовавшего всемирно-исто-рического процесса во всей его объективной противоречивости

Будучи результатом (а не просто суммой) предшествовавшего общественного развития чело-вечества, глобальные проблемы выступают как специфическое порождение именно современной эпохи, как следствие крайне обострившейся неравномерности социально-экономического, по-литического, научно-технического, демографического, экологиче-ского и культурного развития в условиях совершенно новой, свое-образной исторической ситуации.

Речь идет не только и даже не столько о неравномерности развития отдельных стран, но и о неравномерности развития различных сфер жизни и деятельности внутри этих стран, не-равномерности в развитии различных сторон жизнедеятельности человека, который в условиях своей жизни, в своем поведении и сознании может, образно говоря, одновременно пребывать в раз-ных исторических эпохах, разделенных между собой десятиле-тиями и столетиями.

Глобальные проблемы современности порождены в конечном счете именно всепроникающей неравномерностью развития ми-ровой цивилизации, когда технологическое могущество человече-ства неизмеримо превзошло достигнутый им уровень обществен-ной организации, политическое мышление явно отстало от поли-тической действительности, а побудительные мотивы деятельно-сти преобладающей массы людей и их нравственные ценности весьма далеки от социального, экологического и демографиче-ского императивов эпохи.

Истина и заблуждения. Достоверность знания. Критерии истины.

Мы признаем в ка-честве фундаментальных положений теории познания следующие тезисы: 1) объективный мир, отражаемый в знании, постоянно изменяется и развивается; 2) практика, на основе которой осу-ществляется познание, и все задействованные в ней познаватель-ные средства изменяются и развиваются; 3) знания, вырастающие на основе практики и проверяемые ею, постоянно изменяются и развиваются, и, следовательно, в процессе постоянных изменении и развития находится и объективная истина.

Все развитие человеческого познания, в том числе и науки, есть постоянная смена одних относительных истин другими, бо-лее полно и точно выражающими объективную истину

Совершенно полное, точное, всестороннее, исчерпывающее зна-ние о каком-либо явлении называют абсолютной истиной.

Относительная и абсолютная истины -- это лишь разные уровни, или формы, объективной истины. Чем выше уровень нашего познания, тем полнее мы приближаемся к абсолютной. Каждая относительная истина содержит в себе долю абсолютной. И наоборот: абсолютная истина -- это предел беско-нечной последовательности истин относительных.

«Истина» и «ложь» -- это особые оценки, с помощью которых мы отделяем знания, соответствующие объективной реальности, от несоответствующих ей. Полезность и истинность знаний совпадают далеко не всегда. В некоторых ситуациях оценка знаний как полез-ных и бесполезных может оказаться решающей.

Связь между истинностью и полезностью знаний непростая и неоднозначная. В этом пункте теория познания должна учитывать реальный социальный и культурный контекст, в котором выраба-тываются и используются знания.

Польза, противоречащая истине в масштабах общественно значимой деятельности, рано или поздно обязательно приводит к социально-историческому злу, к большим общественным бедствиям.

Наука, ее особенности и социальные функции. Философия науки.

Философское ви-дение мира предполагает дос-таточно определенные пред-ставления о том, что такое наука, как она устроена и как она развивается, что она мо-жет и на что она позволяет на-деяться, а что ей недоступно.

У философов прошлого мы можем найти много ценных предвидений и подсказок, по-лезных для ориентации в таком мире, где столь важна роль науки. Им, однако, был неведом тот реальный, практический опыт массированного, подчас неожиданного и даже драматического воздействия научно-технических достижении на повсе-дневное существование человека, который приходится осмысли-вать сегодня.

Говоря о современной науке в ее взаимодействии с различными сферами жизни человека и общества, можно выделить три группы выполняемых ею социальных функций. Это, во-первых, функ-ции культурно-мировоззренческие, во-вторых, функции науки как непосредственной производительной силы и, в-третьих, ее функции как социальной силы, связанные с тем, что научные знания и 'методы ныне все шире используются при решении самых разных проблем, возникающих в ходе общественного развития.

Ёсли говорить о науке, то она прежде всего получает новый мощный импульс для своего развития, поскольку «применение науки к непосредственному производству само становится для нее одним из определяющих и побуждающих моментов.

Сегодня, в условиях научно-технической революции, у науки все более отчетливо обнаруживается еще одна группа функций -- она начинает выступать и в качестве социальной силы, непо-средственно включаясь в процессы социального развития.

Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности. В качестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику. Научным данным отво-дится ведущая роль и в определении масштабов и параметров экологических опасностей.

Возрастающая роль науки в общественной жизни породила ее особый статус в современной культуре и новые черты ее взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими формами познаватель-ной деятельности (искусством, обыденным сознанием и т. д.). Эта проблема, будучи философской по своему характеру, в то же время имеет большую практическую значимость.

Методы и формы научного познания.

Современная наука дисциплинарно организована. Она состоит из различных областей знания, взаимодействующих между собой и вместе с тем имеющих относительную самостоятельность. Если рассматривать науку как целое, то она принадлежит к типу сложных развивающихся систем, которые в своем развитии порож-дают все новые относительно автономные подсистемы и новые интегративные связи, управляющие их взаимодействием.

В каждой отрасли науки (подсистеме развивающегося науч-ного знания) -- физике, химии, биологии и т. д.,-- в свою очередь, можно обнаружить многообразие различных форм знания: эмпири-ческие факты, законы, гипотезы, теории различного типа и сте-пени общности и т. д.

В структуре научного знания выделяют прежде всего два уровня знания -- эмпирический и теоретический. Им соответству-ют два взаимосвязанных, но в то же время специфических вида познавательной деятельности: эмпирическое и теоретическое ис-следование.

Прежде чем говорить об этих уровнях, заметим, что в данном случае речь идет о научном познании, а не о познавательном про-цессе в целом. Применительно к последнему, то есть к процессу познания в целом, имея в виду не только научное, но и обыденное познание, художественно-образное освоение мира и т. д., чаще всего говорят о чувственной и рациональной ступенях познания. Категории «чувственное» и «рациональное», с одной стороны, «эм-пирическое» и «теоретическое», с другой, достаточно близки по содержанию. Но в то же время их не следует отождествлять друг с другом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.