В основе всех суждений естественных наук лежат общие и необходимые законы. Как бы не отличались между собой предметы естественных наук, научное знание о них возможно, если рассудок мыслит предметы и явления природы как производные трех законов:
1) закона сохранения субстанции
2) закона причинности
3) закона взаимодействия субстанций.
Будучи всеобщими и необходимыми законы эти, однако, при-надлежат не самой природе, а только нашему рассудку. Для рассудка они высшие априорные законы связи всего того, что рассудок может мыслить. Наше познание само строит предмет - не в том смысле, что оно порождает его или дает ему бытие, а в том смысле, что оно сообщает познаваемому предмету ту форму, под какой он только и может познаваться, - форму всеобщего и необходимого знания. Поэтому Кант делает вывод, что не формы нашего ума сообразуются с вещами природы, а, напротив, вещи природы - с формами ума. Наш ум находит и может найти в приро-де только то, что он сам вкладывает в ней до опыта и независи-мо от опыта посредством собственных форм.
Отсюда Кант делает вывод, что вещи сами по себе не позна-ваемы. Ни формы чувственности - пространство и время, ни кате-гории рассудка, ни даже высшие основоположения знания (закон сохранения субстанций, закон причинности и закон взаимо-действия субстанций) не составляют определение самих "вещей в себе".
Природа, как предмет всеобщего и необходимого знания строится - со стороны формы знания самим сознанием. Вывод Кан-та о том, что сознание само строит предмет науки, есть субъек-тивный идеализм. Вывод Канта о том, что познание вещей самих по себе не возможно, есть агностицизм.
Третий основной вопрос кантовской "Критики" - вопрос о возможности априорных синтетических суждений в "метафизи-ке", т.е. в теоретической философии. Рассмотрение этого вопроса Кант ведет в дискурсе исследования способностей разума.
В обыч-ной логике под разумом понимают способность к умозаключению. Кант рассматривает разум, как способность умозаключения, приводящую к возникновению "идей". По Канту идеи - понятия о бе-зусловном, а так как все, что дано нам в опыте, обусловлено, то предмет идей есть то, что никогда не может быть воспринято чувствами в опыте. Разум, согласно Канту образует три идеи:
1) идею о душе, как безусловной совокупности всех обусловленных психических явлений.
2) идею о мире как о безусловной совокупности бесконечно-го ряда причин обусловленных явлений
3) идею о боге как безусловной причине всех обусловленных явлений
Кант полагал, что возможна наука о психических явлениях всегда обусловленных, но не философская наука о душе как о бе-зусловном единстве этих явлений. И точно так же возможны толь-ко естественные науки о тех или иных явлениях происходящих в мире и всегда обусловленных, но не философская наука о том, что такое мир как безусловное целое. И наконец, принципиально невозможна философская наука о Боге как безусловной причине всего существующего или всех явлений.
Кант опровергает все теоретические доказательства сущест-вования Бога. Он показывает, что все они основываются на логи-ческой ошибке: существование Бога выводится из самого понятия о Боге. Но никакое понятие не может служит доказательством то-го, что это понятие обозначает. Существование может быть обна-ружено лишь в опыте. В существование Бога надо верить, так как этой веры требует наш "практический" разум, т.е. наше нравственное сознание. Без веры в Бога, по его мнению, не может быть никакой уверенности в том, что в мире существует нравственный порядок.
Кант противопоставил результаты своего рассмотрения "идей" разума господствующим в то время убеждениям философов Германии. Дело в том, что в германских университетах преподавались все отверг-нутые Кантом науки: "наука о душе", "наука о Боге", "наука о ми-ре". Науки эти составляли то, что называлось "метафизикой". Кант отверг эту "метафизику" в качестве теоретической науки. В то же время, он утверждал, что "метафизика" остается главной частью философии - уже не в качестве теоретической науки, а в качестве "критики" разума, устанавливающей границы "теорети-ческого" разума и необходимость перехода от него к практи-ческому разуму, т.е. к этике.
Из исследований Канта посвященных критике "идей" разума, большое влияние на дальнейшее развитие философии немецкого классического идеализма оказало учение о противоречиях ("анти-номиях") чистого разума. По Канту попытка разума дать теорети-ческий ответ на вопрос о том, что такое мир как безусловное целое приводит к противоречащим друг другу ответам.
Первой частью системы "критической" философии стала гносеологическая концепция, разработка которой потребовала от Канта больше всего сил и времени: приступив к ее созданию в конце 60-х годов, он счел ее завершенной только вторым изда-нием "Критики чистого разума" (1787 г.) которое было существен-но переработано и дополнено по сравнению с первым.
Выяснить причины неудач прежней метафизики и найти способ преобразования метафизики в подлинную науку - такова главная двуединая задача гносеологии Канта. Эта задача может быть сфор-мулирована так же как выяснение причины неудач "чистого разу-ма" в его метафизических построениях и определении области познавательно значимого применения этого разума при трактовке им с необходимостью возникающих метафизических проблем, к ка-ковым Кант отнес бытие Бога, свободу воли, бессмертие души и вместе с тем понимание мира как целого. В отличии от Юма, ко-торый стимулировал критическое отношение Канта к прежней мета-физике, он оптимистически смотрел ее перспективы и для него критическое исследование чистого разума "есть необходимое предварительное условие для содействия основательной метафизи-ке как науке которая должна быть построена догматически и в высшей степени систематически.
Для понимания сути кантовского подхода к вопросу о методе "метафизики" как науки и области ее применения имеет важнейшее значение тот факт, что Кант - опять-таки в отличии от Юма -считал, что не только выводы математики, но и выводы естест-вознания представляют собой действительные научные истины, удовлетворяющие двум критериям - всеобщности и необходимости. Основательнейшее знакомство Канта с современным естествознани-ем позволило ему увидеть несостоятельность агностических умозаключений Юма об этой науке. То, что естественнонаучные истины вырабатываются интеллектом (в форме рассудка), позволяло Канту надеяться на определенную плодотворность функционирования того же интеллекта в области "метафизики" и вместе с тем побудило исследовать причину его успехов в деле познания природы.
Несомненность чувственно-эмпирических оснований естест-венных наук как убеждение в чувственной основе математических знаний, побуждали Канта вовлечь в сферу своего гносеологи-ческого исследования наряду с интеллектом и чувственность, что придало этому исследованию глобальный характер.
Задача выявления условий, предпосылок и того, как возможны главные формы научного знания, рассматриваемые в плане функци-онирования основных познавательных способностей человека, об-разует сквозную проблему "Критики чистого разума", конкретизи-рующуюся в следующих трех вопросах:
- как возможна чистая математика?
- как возможно чистое естествознание?
- как возможна метафизика как наука?
Третий вопрос внешне однотипен с первыми двумя, но по смыслу он глубоко отличен от них. Дело в том, что, поскольку Кант признает несомненным научный статус математики и естествознания, соответствующие вопросы нацеливают внимание лишь на раскрытии того, что сделало гносеологически возможным сущест-вование этих наук.
"Что же касается метафизики, -замечает Кант, - то всякий вправе усомниться в ее возможности, так как она до сих пор плохо развивалась, и ни одна из предложенных до сих пор систем, если речь идет об их основной цели, не заслуживает то-го, чтобы ее признали действительно существующей."
С точки зрения этого замечания третий вопрос точнее было бы сформулировать так: - возможна ли метафизика как наука и если "да", то как она может стать наукой?
Таким образом, без ответа на первые два вопроса невоз-можно найти решение третьего.
Решающий шаг в построении гносеологичекой концепции Канта - это его утверждение об априорной основе научных истин. Под-черкнем, что в априористскую трактовку истины восходящей к Платону в античной философии и к Декарту в новоевропейской, Кант внес существенные новшества, разорвавшие ее, казалось бы, незыблемую связь с односторонним рационализмом. Согласно Канту, следует признавать априорные основания не только в интеллекте, но и в чувственности, и неразрывно связанном с нею опыте.
Кант рассматривал сверхъестественный априорный источник человеческого знания, как некую данность, которая фактически существует, но необъяснима. Мысль об априорной основе научных истин возникла у Канта, с одной стороны, потому, что он не видел возможности перехода к ним от эмпирических знаний, которые по своей природе являются, как правило, незавершенными, частичными, не дающими полного и исчерпывающего представления об изучаемых предметах. Основываясь на соображении, что "опыт никогда не дает своим суждениям истинной или строгой всеобщ-ности, он сообщает им только условную и сравнительную всеобщ-ность (посредством индукции)” .
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5