24
Московский Государственный Ордена Ленина и Трудового Красного Знамени Технический Университет им. Н.Э. Баумана
«Априоризм Канта и современная наука»
Выполнил аспирант: Косенков А.П.
Преподаватель: Кавинова И.П.
Москва
Вопрос о возможности априорных синтетических суждений в математике Кант рассматривает в учении о формах чувственного познания. По Канту элементы математического знания не понятия, а чувственные созерцания или наглядные представления.
В суждениях математики синтез субьекта с предикатом осно-вывается либо на чувственном созерцании пространства (в гео-метрии), либо на чувственном созерцании времени (в математи-ке). Пространство - априорная форма внешнего чувственного со-зерцания. Именно априорность и сообщает созерцаниям прост-ранства их безусловную всеобщность и необходимость. И точно так же время - априорная форма внутреннего чувственного созер-цания. Априорность сообщает созерцаниям времени их безусловную всеобщность и необходимость. Это учение о пространстве и време-ни как априорных формах чувственного созерцания есть субъек-тивный идеализм, у канта пространство и время перестают быть формами существования самих вещей. Они становятся априорными формами нашей чувственности.
Априорные синтетические суждения в математике возможны потому, что в основе всех положений математики лежат, по Кан-ту, априорные формы нашей чувственности - пространство и время.
Безусловная необходимость и всеобщность истин в математи-ке относится не к самим вещам, она имеет значимость для нашего ума со свойственной ему априорностью форм чувственного созерцания. Для ума организованного, иначе, чем наш, истины математи-ки не были бы непреложными.
Априорные синтетические суждения в теоретическом естест-вознании возможны, согласно Канту, благодаря категориям-поня-тиям рассудка, независимым от доставляемого опытом материала. Учение Канта о категориях рассудка так же идеалистично, как и его учение о формах чувственности. У Канта категории не формы бытия, а понятия нашего рассудка.
Понятия эти не отражение содержания, найденного в чувственном опыте, а только формы под которые рассудок подво-дит доставляемый чувственностью материал. Будучи такими поня-тиями, категории априорны. Они не развиваются; от одних кате-горий к другим у Канта прочти нет перехода.
Учение Канта о чувственности и рассудке есть введение в учение о знании. Согласно Канту, ни ощущения, ни понятия сами по себе еще не дают знания. Ощущения без понятий "слепы", а по-нятия без ощущений "пусты". Знание всегда состоит в синтезе понятий и ощущений.
Поэтому перед Кантом возникает вопрос: каким образом раз-нообразие чувственных созерцаний превращается посредством ап-риорных форм рассудка в единство?
Высшее условие такого единства состоит не в материальном единстве самого предмета, а в априорном единстве самосознания, т.е. предшествующем возможности всякого соединения чувственном созерцании. Единство это не зависит от конкретного содержания самих чувственных созерцаний, и поэтому оно формально.
УЧЕНИЕ КАНТА О ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ ВОЗМОЖНОСТИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Кант разработал очень сложную по структуре теорию опосредствующих форм синтеза между категориями как чистыми по-нятиями рассудка и формами чувственного созерцания. В этом построении большую роль играет учение о "схематизме" чистых по-нятий рассудка, или о фигурном синтезе, т.е. об априорной функции, посредством которой чувственное данное подводится под категорию.
Исходя из своего учения о категориях, Кант дает ответ на второй вопрос "Критики" - вопрос о том, как возможно теорети-ческое естествознание. Ответ на этот вопрос есть вместе с тем ответ на более общий вопрос: как возможно научное познание, имеющее объективное значение? Под "объективностью" знания Кант понимает не отражение в нашем знании объективной реальности, а логическую всеобщность о необходимость.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5