Рефераты. Деньги, кредит и банки

ЦБ обладая монопольным правом на денежную эмиссию, устанавливает в

соответствии с торгентоми величину денежной базы. В условиях относительно

стабильного набора и действенности кредитных инструментов кредитная

активность КБ и технического оснащения расчётов между величинами денежной

базы и различными показателями денежной массы прослеживается достаточно

высокая корреляция. Это позволяет ЦБ регулировать любой из показателей

денежной массы через денежную базу. Т.о. ЦБ полностью контролирует объём

денежной массы в обращении, оперативно регулируя их величину, в зависимости

от конкретных целей ДКП.

Являясь по своему статусу финансовым агентом правительства ЦБ активно

участвует в кредитовании правительства, содействует размещению и

обслуживанию гос. облигаций в оптимизации структуры гос. долга.

Формы прямого финансирования дефицита гос. бюджета включают:

147. зачисление в бюджет эмиссионного дохода;

148. предоставление кредитов на покупку ц/б правительства;

149. н/о операций ЦБ;

150. посредничество при размещении и погашении гос. облигаций (напр.,

организация аукционов, определение для КБ обязательных нормативов

портфеля ц/б);

151. оптимизация структуры гос. долга.

Осуществление в ходе операций ЦБ на открытом рынке, когда ЦБ изменяет

портфель своих ц/б в нужную для правительства сторону. В частности выпуская

с рынка наиболее дорогие и короткие выпуски. Изменение спроса и предложения

позволяет правительству размещать новые выпуски с мелкой доходностью.

Банковский надзор. Цели. Лицензирование.

Основными макроориентированными целями ЦБ здесь являются:

- защита клиентов-вкладчиков от неэффективного управления банка;

- поддержание стабильности банковского сектора;

- предотвращение системного риска (авг. 1998).

Регулирование и контроль банков в первую очередь нацелен на

заблаговременное выявление и предотвращение затруднительных ситуаций, на

правильное и своевременное оперативное информирование клиентов КБ о текущем

состоянии и отд. тенденциях БС и отдельных её представителях.

Регулирование банковской деятельности – это разработка и издание

конкретных правил и инструкций, базирующихся на действующем

законодательстве, которое определяет структуру и способы ведения

банковского дела. Контроль за деятельностью банка проводится с целью

обеспечения надёжности и устойчивости отдельных банков и предусматривает

целостный, непрерывный надзор за осуществлением банками своей деятельности

в соответствии с действующим законодательством и инструкциями.

Банковский надзор осуществляется поэтапно, состоит из следующих этапов:

лицензирование.

дистанционная проверка отчётности банков,

инспектирование банков на местах,

контроль за соблюдением банками требований надзорных органов,

прямое управление санацией или ликвидация банка.

Лицензирование – цель – ограничить совершение банковских операций только

специализированными, профессиональными уполномоченными предприятиями,

обладающими для этого кадрами и необходимыми технологиями. На практике

лицензируется не банковский бизнес в целом, а отдельные операции, напр.:

внутренние или внешние расчёты, привлечение частных вкладов, операции по

хранению ц/б, операции с золотом.

Сначала банкам разрешают ограниченный круг наиболее простых банковских

операций. Затем, вследствие длительной позитивной работы круг разрешённых

операций увеличивается. Лицензия м.б. аккумулирована, если банк длительное

время не способен осуществить разрешённые операции, выполняет операции на

недостаточном технологическом уровне, нарушает условия обладания лицензией,

имеет неустойчивое финансовое положение. Разрешительный характер банковской

деятельности также включает в себя: - особый порядок развития фискальной

сети; - изменение структуры капитала или состава собственников банка; -

назначение руководства.

Банковский надзор. Дистанционная проверка. Проверка на местах. Контроль за

соблюдением предписаний. Неофициальные контакты.

Дистанционная проверка отчётности банка – заключается в оперативной

оценке финансового состояния банка по общепринятым принципам и укрупнённым

позициям, без детального изучения состояния дел в самом банке. На основе

такой оценки делается заключение об общем состоянии банка, вырабатывается

позиция ЦБ по расширению бизнеса КБ или принятие мер по превентивной

санации – система мер, проводимых банками для предотвращения банкротства и

повышении конкурентоспособности предприятия; инструментами дистанционного

“чекинга” служат: - б/у отчётность; - данные об оборотах по корсчетам КБ.

Отчётность банков включает в себя:

1. балансовый отчёт,

2. отчёт о прибылях и убытках,

3. отчёт о соблюдении экономических нормативов,

4. различные расшифровки балансовых статей и операций КБ.

Отчётность создаётся ежемесячно, в более полной форме ежеквартально.

Годовая отчётность обязательно заверяется аудитором. Достоверность

отчётности проверяется при инспектировании банка. За непредоставление

отчётности или искажение оной “идут” санкции вплоть до отзыва лицензии, что

обеспечивает соответствие отчётности действующим технологиям б/у.

Проверка банков на местах – включает в себя:

152. проверка степени достоверности предоставляемой надзорными органами

информации;

153. формирование максимально точного представления и положении конкретного

банка;

154. о качестве руководства;

155. корректировка методологической поддержки и норм регулирования

банковской деятельности.

В связи с трудоёмкостью проведения ревизии на местах, органы надзора

осуществляют их периодически. Частота и объем проведения ревизий варьируют

в зависимости от степени доверия надзорных органов кредитной организации,

их роли в кредитной системе, наличию у них проблем, значимости для банка

отдельных операций. Напр.: в проблемных банках постоянно находится бригада

представителей ЦБ; Оценка качества крупных кредиторов осуществляется

постоянно.

Во время общей проверки выявляются: соблюдение банками законов,

правильное составление отчетов, наличие эффективной системы управления

банком, производится детальная оценка финансового состояния банка.

4. Завершающий этап банковского надзора – контроль за соблюдением

предписаний органов надзора по устранению обнаруженных недостатков.

Официальные меры воздействия включают в себя:

предупреждение и директивы по устранению недостатков;

штрафные санкции;

снятие с должностей руководства банка;

передача банка под опеку надзорных органов;

принудительная организация слияния или поглощения банка;

лишение банка лицензии;

ликвидация.

Санация или ликвидация – крайние меры, так как это затрагивает интересы

вкладчиков, отражается на общем имидже банковской системы.

5. Располагая достаточно широким диапазоном мер воздействия на банки,

органы предпочитают поддерживать постоянный неофициальный контакт с банками

для обсуждения общих вопросов, о возникающих затруднениях. Такие контакты

обеспечивают обратную связь – банкиры информируют органы о своих проблемах

– идет процесс совершенствования банковского законодательства. Во многих

странах поощряется обмен специалистами между ЦБ и комбанками.

Место коммерческих банков в банковской системе. Конкуренция и<

имущественная угветственность коммерческих банков.

При анализе сущности и функций банков целесообразно укрупнить КБ до

совокупности. Однако при детальном анализе КБ можно найти большое

количество отличий у каждого банка.

КБ занимают промежуточное место между ЦБ, обеспечивающим основы

жизнедеятельности БС, и клиентами, потребляющими банковские услуги. КБ

обслуживают массового клиента, не вторгаясь в прерогативы ЦБ по обеспечению

стабильности БС и денежно-кредитной сферы.

ЦБ действует в интересах государства и по своим операциям занимает в БС

монопольное положение крупнейшего оператора денежного рынка. КБ действуют в

интересах своих частных клиентов и вкладчиков. КБ исчисляются тысячами и

они осуществляют массу разнообразных клиентских операций.

Эти различия определяют разграничения ролей КБ и ЦБ, степень концентрации и

централизации конкретных банковских операций. Если бы ЦБ занимался

повсеместным обслуживанием клиентов, то он не смог бы оперативно

реагировать на текущую ситуацию на денежном рынке и новшества Б технологий.

Регулируя клиентскую работу КБ, ЦБ формирует конкурентное поле банковского

бизнеса, побуждает КБ постоянно совершенствоваться. Госстатус ЦБ опреляет

ответ-ть гос-ва за его операции и обязательства.

Место коммерческих банков в банковской системе. Системные рискы^и надзор

/ за банковской системой,^монопольные функции центральных банков.

Сейчас большую часть ответ-ти за эффективность банковского бизнеса ЦБ

возлагает на КБ за счет чего обеспечивается экономия гос. средств и более

эффективное построение банковского капитала на основе частных инициативы и

собственности. Когда в нашей стране функционировал единый банк, государство

охватывало весь банковский бизнес, сейчас когда клиентской работой

занимаются тысячи КБ, неплатежеспособность нескольких из них не подорвет

работоспособности БС в целом. Множественность КБ более стабильна, чем

единство ЦБ. Некоторые КБ выживают даже в случаях банкротства политики ЦБ.

Эффективность банковского бизнеса и стабильность БС зависят от

действенности банковского надзора. Надзор считается эффективным, если он

отдален от субъектов надзора. Сами КБ или их ассоциации не смогут

осуществить надзор лучше ЦБ, находящегося на расстоянии от банковского

бизнеса. Такой же принцип разделения свойственен ДКР, когда выработка

соответствующей политики ложится на ЦБ, а ее практическая реализация

осуществляется через операции КБ. Так как ЦБ не имеет интересов в

конкретных клиентских операциях, то он может независимо ограничивать и

контролировать деятельность КБ. Ряд монопольных функций ЦБ оправдан, так,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.