работы с ними.
Признаки проблемности непосредственно вытекают из определения критериев
проблемности. Таким образом, аналитики должны отслеживать эти признаки,
учитывать и систематизировать их и при накоплении соответствующего числа
признаков относить банк к той или иной группе.
При обнаружении признаков проблемности у банка или кредитной организации
проводится тщательный и углубленный анализ их финансового состояния.
На основании полученных данных можно сделать достаточно достоверный вывод о
финансовом состоянии банка, о причинах возникновения трудностей, их степени
и глубине, о возможности преодоления осложнений самостоятельно или путем
проведения определенных мероприятий, например организационно-управленческих
мер или стабилизационного кредита. Политика регулирования проблемного банка
определяется в зависимости от его положения на рынке, степени и характера
финансовых проблем, клиентуры и учредителей, а также других факторов,
влияющих на принятие решения. Соответственно принимают решение о санации
банка или процедуре ликвидации в той или иной форме (под ликвидацией
понимается в том числе и потеря самостоятельности).
Программа санации кредитного учреждения — самостоятельная задача, требующая
работы коллектива высококвалифицированных специалистов, причем в области
банковского маркетинга и стратегии развития банка (а не бухгалтеров-
ревизоров) в течение определенного времени.
На стадии "угасания" банка важно определить степень тяжести проблем и
возможности банка, а также целесообразность проведения санационных
(оздоровительных) мероприятий. Тщательно анализируются причины попадания
банка в затруднительное положение, причем не все они возникают по вине
самого банка. Самые простые — намеренно рискованная кредитная политика,
недостаточно компетентное руководство. Тогда вступает в силу процедура
ликвидации, смены руководства или превращения кредитного учреждения в
филиал более благонадежного банка, хотя в этом случае непросто решить
проблему просроченной и безнадежной задолженности (как и вариант перевода
клиентов на обслуживание в другой банк). Стоит учитывать и неравномерность
территориального распределения участников банковского сообщества.
Насыщенностью кредитными организациями отличаются только Москва и Санкт-
Петербург. В других регионах выбор обслуживающего банка не велик.
Иначе обстоит дело с теми, кто был связан по линии кредитования с
предприятиями, попавшими в сложное положение из-за неблагоприятной
макроэкономической конъюнктуры. Вину банка как кредитного учреждения здесь
усмотреть трудно. Кроме того, он, как правило, выполняет в своем регионе
важную социально-экономическую функцию, и его ликвидация по чисто
формальным признакам чревата значительным экономическим ущербом. Задача
надзорных органов — возможно более точно установить причины трудностей
банка и помочь найти рациональный выход из создавшегося положения. Понятно,
что чем раньше будут установлены признаки проблемности и предприняты
адекватные меры, тем меньше негативных последствий вызовет явление.
Итак, системный подход к банковскому надзору за отдельными
банками предусматривает: четкое разграничение этапов жизненного цикла:
"зарождение" (закладывается фундамент дальнейшего развития);
"становление" (рост финансово-экономических показателей, расширение сферы
деятельности, увеличение персонала) и "затухание";
фиксацию на каждом из этапов основных целей банковского надзора: на первом
— отбор достойных претендентов, на втором — предотвращение сбоев в
нормальном развитии, на третьем — вывод из состояния "старения", в случае
невозможности — цивилизованная ликвидация с минимальными социально-
экономическими издержками и соответственное выделение важнейших
инструментов воздействия на банки;
поэтапное разграничение функций подразделений надзорного блока с выделением
управления — координатора. На первом этапе роль координатора закрепляется
за управлением лицензирования, на втором — за сводно-экономическим
управлением и управлением пруденциального надзора, на третьем — за
управлением санирования. Решения, принимаемые в рамках своих полномочий
управлениями-координаторами, обязательны для выполнения всеми другими
подразделениями надзорного блока.
Признаками существования финансовых трудностей у кредитных организаций
считаются:
нарушения законодательства и нормативных актов, в первую очередь
несоблюдение экономических нормативов и резервных требований;
наличие неоплаченных документов клиентов и претензий к корреспондентскому
счету;
резкие колебания ежедневных остатков средств на корреспондентских счетах
банков, особенно если минимальные остатки составляют критическую, близкую к
нулю, величину;
выявление в ходе проверок банка фактов нарушений правил бухгалтерского
учета, представления недостоверной отчетности, проведения рискованной
кредитной и процентной политики;
неудовлетворительные оценки результатов работы банка по системе ранней
диагностики Банка России;
убыточная деятельность, в том числе не обеспеченное собственными средствами
банка развитие внутренней инфраструктуры;
выплата дивидендов при неудовлетворительном финансовом положении банка (в
том числе до итогов отчетного года); резкие изменения в составе участников
и руководителей банка; отсутствие ежегодной аудиторской проверки
деятельности банка;
информация отрицательного характера о банке и его деятельности, поступающая
из министерств и ведомств, от граждан, средств массовой информации, жалобы
клиентов на его работу.
Разработаны рекомендации по определению степени проблемности банков,
позволяющие достаточно точно оценивать их состояние^. Все кредитные
организации в зависимости от характера выявленных у них проблем и причин их
возникновения подразделяются на финансово стабильные банки; банки, имеющие
первые признаки проблемности; банки, испытывающие временные трудности;
банки с первыми признаками банкротства; критические (финансово
нестабильные) банки. По состоянию на 1.10.1996 г. к стабильно работающим
относились 37,1% от общего числа российских банков. Банки с первыми
признаками проблемности составляли 21,5%, испытывали временные трудности-
22,7% ,первые признаки банкротства наблюдались приблизительно у 2% банков,
отрицательный капитал имели 11% от общего числа банков.
Введение данной классификации банков важно для организации надзора за ними,
разработки мер воздействия на проблемные банки, в том числе и для принятия
решений об их финансовом оздоровлении (санации) или ликвидации, так как
применение той или иной предусмотренной законодательством меры зависит от
степени проблемности кредитной организации и ее функциональной роли в
банковской системе.
Для осуществления своих функций в области банковского надзора и
регулирования Банк России регулярно проводит тематические и комплексные
инспекционные проверки кредитных организаций и их филиалов на местах. Эти
проверки дают возможность получить более точное представление о реальном
финансовом состоянии банков, качестве работы их структур, достоверности
предоставляемой отчетности и тем самым позволяют в случае необходимости
принимать в отношении их более адекватные меры.
3. Формы воздействия со стороны надзорных органов на допускающие нарушения
кредитные организации
При нарушении кредитной организацией федерального законодательства,
нормативных актов и предписаний Банка России, непредоставлении информации
или представления неполной или недостоверной информации ЦБ РФ вправе:
потребовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений,
взыскать штраф в размере до 0,1% от размера минимального уставного капитала
или ввести ограничения на проведение кредитной организацией отдельных
операций на срок до шести месяцев.
Если кредитная организация не выполняет в установленные надзорными органами
сроки предписания об устранении допущенных ею нарушений или если эти
нарушения или совершаемые банком операции создают реальную угрозу интересам
кредиторов и/или вкладчиков, Банк России имеет право по отношению к
кредитной организации:
взыскать штраф в сумме до 1% от размера оплаченного уставного капитала, но
не более 1% от минимального размера уставного капитала;
потребовать осуществить мероприятия по ее финансовому оздоровлению, в том
числе изменить структуру активов, произвести замену руководителей, провести
реорганизацию;
установить для нее индивидуальные обязательные нормативы на срок до шести
месяцев;
запретить проведение отдельных банковских операций, предусмотренных
выданной лицензией, на срок до одного года, а также ввести запрет на
открытие филиалов на срок до одного года;
назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на
срок до 18 месяцев;
отозвать лицензию на проведение банковских операций в порядке,
предусмотренном федеральным законодательством.
Основаниями для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление
банковских операций могут служить:
установление недостоверности сведений, на основании которых была выдана
лицензия;
задержка начала осуществления банковских операций, предусмотренных
лицензией, более чем на год со дня ее выдачи; установление фактов
недостоверности отчетных данных; проведение не предусмотренных лицензией
банковских операций (даже однократное);
нарушение банковского законодательства, нормативных актов ЦБ РФ, если в
течение года к кредитной организации неоднократно применялись меры
воздействия, предусмотренные Федеральным законом «О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)»;
неудовлетворительное финансовое положение, неисполнение кредитной
организацией своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами.
После отзыва лицензии у кредитной организации Банк России имеет право
обратиться в арбитражный суд с иском о ее ликвидации.
Основные направления развития и совершенствования надзора за кредитными
организациями в России
Суммируя вышесказанное, можно сделать выводы относительно перспектив
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7