Рефераты. Банковский надзор и пути совершенствования в России

работы с ними.

Признаки проблемности непосредственно вытекают из определения критериев

проблемности. Таким образом, аналитики должны отслеживать эти признаки,

учитывать и систематизировать их и при накоплении соответствующего числа

признаков относить банк к той или иной группе.

При обнаружении признаков проблемности у банка или кредитной организации

проводится тщательный и углубленный анализ их финансового состояния.

На основании полученных данных можно сделать достаточно достоверный вывод о

финансовом состоянии банка, о причинах возникновения трудностей, их степени

и глубине, о возможности преодоления осложнений самостоятельно или путем

проведения определенных мероприятий, например организационно-управленческих

мер или стабилизационного кредита. Политика регулирования проблемного банка

определяется в зависимости от его положения на рынке, степени и характера

финансовых проблем, клиентуры и учредителей, а также других факторов,

влияющих на принятие решения. Соответственно принимают решение о санации

банка или процедуре ликвидации в той или иной форме (под ликвидацией

понимается в том числе и потеря самостоятельности).

Программа санации кредитного учреждения — самостоятельная задача, требующая

работы коллектива высококвалифицированных специалистов, причем в области

банковского маркетинга и стратегии развития банка (а не бухгалтеров-

ревизоров) в течение определенного времени.

На стадии "угасания" банка важно определить степень тяжести проблем и

возможности банка, а также целесообразность проведения санационных

(оздоровительных) мероприятий. Тщательно анализируются причины попадания

банка в затруднительное положение, причем не все они возникают по вине

самого банка. Самые простые — намеренно рискованная кредитная политика,

недостаточно компетентное руководство. Тогда вступает в силу процедура

ликвидации, смены руководства или превращения кредитного учреждения в

филиал более благонадежного банка, хотя в этом случае непросто решить

проблему просроченной и безнадежной задолженности (как и вариант перевода

клиентов на обслуживание в другой банк). Стоит учитывать и неравномерность

территориального распределения участников банковского сообщества.

Насыщенностью кредитными организациями отличаются только Москва и Санкт-

Петербург. В других регионах выбор обслуживающего банка не велик.

Иначе обстоит дело с теми, кто был связан по линии кредитования с

предприятиями, попавшими в сложное положение из-за неблагоприятной

макроэкономической конъюнктуры. Вину банка как кредитного учреждения здесь

усмотреть трудно. Кроме того, он, как правило, выполняет в своем регионе

важную социально-экономическую функцию, и его ликвидация по чисто

формальным признакам чревата значительным экономическим ущербом. Задача

надзорных органов — возможно более точно установить причины трудностей

банка и помочь найти рациональный выход из создавшегося положения. Понятно,

что чем раньше будут установлены признаки проблемности и предприняты

адекватные меры, тем меньше негативных последствий вызовет явление.

Итак, системный подход к банковскому надзору за отдельными

банками предусматривает: четкое разграничение этапов жизненного цикла:

"зарождение" (закладывается фундамент дальнейшего развития);

"становление" (рост финансово-экономических показателей, расширение сферы

деятельности, увеличение персонала) и "затухание";

фиксацию на каждом из этапов основных целей банковского надзора: на первом

— отбор достойных претендентов, на втором — предотвращение сбоев в

нормальном развитии, на третьем — вывод из состояния "старения", в случае

невозможности — цивилизованная ликвидация с минимальными социально-

экономическими издержками и соответственное выделение важнейших

инструментов воздействия на банки;

поэтапное разграничение функций подразделений надзорного блока с выделением

управления — координатора. На первом этапе роль координатора закрепляется

за управлением лицензирования, на втором — за сводно-экономическим

управлением и управлением пруденциального надзора, на третьем — за

управлением санирования. Решения, принимаемые в рамках своих полномочий

управлениями-координаторами, обязательны для выполнения всеми другими

подразделениями надзорного блока.

Признаками существования финансовых трудностей у кредитных организаций

считаются:

нарушения законодательства и нормативных актов, в первую очередь

несоблюдение экономических нормативов и резервных требований;

наличие неоплаченных документов клиентов и претензий к корреспондентскому

счету;

резкие колебания ежедневных остатков средств на корреспондентских счетах

банков, особенно если минимальные остатки составляют критическую, близкую к

нулю, величину;

выявление в ходе проверок банка фактов нарушений правил бухгалтерского

учета, представления недостоверной отчетности, проведения рискованной

кредитной и процентной политики;

неудовлетворительные оценки результатов работы банка по системе ранней

диагностики Банка России;

убыточная деятельность, в том числе не обеспеченное собственными средствами

банка развитие внутренней инфраструктуры;

выплата дивидендов при неудовлетворительном финансовом положении банка (в

том числе до итогов отчетного года); резкие изменения в составе участников

и руководителей банка; отсутствие ежегодной аудиторской проверки

деятельности банка;

информация отрицательного характера о банке и его деятельности, поступающая

из министерств и ведомств, от граждан, средств массовой информации, жалобы

клиентов на его работу.

Разработаны рекомендации по определению степени проблемности банков,

позволяющие достаточно точно оценивать их состояние^. Все кредитные

организации в зависимости от характера выявленных у них проблем и причин их

возникновения подразделяются на финансово стабильные банки; банки, имеющие

первые признаки проблемности; банки, испытывающие временные трудности;

банки с первыми признаками банкротства; критические (финансово

нестабильные) банки. По состоянию на 1.10.1996 г. к стабильно работающим

относились 37,1% от общего числа российских банков. Банки с первыми

признаками проблемности составляли 21,5%, испытывали временные трудности-

22,7% ,первые признаки банкротства наблюдались приблизительно у 2% банков,

отрицательный капитал имели 11% от общего числа банков.

Введение данной классификации банков важно для организации надзора за ними,

разработки мер воздействия на проблемные банки, в том числе и для принятия

решений об их финансовом оздоровлении (санации) или ликвидации, так как

применение той или иной предусмотренной законодательством меры зависит от

степени проблемности кредитной организации и ее функциональной роли в

банковской системе.

Для осуществления своих функций в области банковского надзора и

регулирования Банк России регулярно проводит тематические и комплексные

инспекционные проверки кредитных организаций и их филиалов на местах. Эти

проверки дают возможность получить более точное представление о реальном

финансовом состоянии банков, качестве работы их структур, достоверности

предоставляемой отчетности и тем самым позволяют в случае необходимости

принимать в отношении их более адекватные меры.

3. Формы воздействия со стороны надзорных органов на допускающие нарушения

кредитные организации

При нарушении кредитной организацией федерального законодательства,

нормативных актов и предписаний Банка России, непредоставлении информации

или представления неполной или недостоверной информации ЦБ РФ вправе:

потребовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений,

взыскать штраф в размере до 0,1% от размера минимального уставного капитала

или ввести ограничения на проведение кредитной организацией отдельных

операций на срок до шести месяцев.

Если кредитная организация не выполняет в установленные надзорными органами

сроки предписания об устранении допущенных ею нарушений или если эти

нарушения или совершаемые банком операции создают реальную угрозу интересам

кредиторов и/или вкладчиков, Банк России имеет право по отношению к

кредитной организации:

взыскать штраф в сумме до 1% от размера оплаченного уставного капитала, но

не более 1% от минимального размера уставного капитала;

потребовать осуществить мероприятия по ее финансовому оздоровлению, в том

числе изменить структуру активов, произвести замену руководителей, провести

реорганизацию;

установить для нее индивидуальные обязательные нормативы на срок до шести

месяцев;

запретить проведение отдельных банковских операций, предусмотренных

выданной лицензией, на срок до одного года, а также ввести запрет на

открытие филиалов на срок до одного года;

назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на

срок до 18 месяцев;

отозвать лицензию на проведение банковских операций в порядке,

предусмотренном федеральным законодательством.

Основаниями для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление

банковских операций могут служить:

установление недостоверности сведений, на основании которых была выдана

лицензия;

задержка начала осуществления банковских операций, предусмотренных

лицензией, более чем на год со дня ее выдачи; установление фактов

недостоверности отчетных данных; проведение не предусмотренных лицензией

банковских операций (даже однократное);

нарушение банковского законодательства, нормативных актов ЦБ РФ, если в

течение года к кредитной организации неоднократно применялись меры

воздействия, предусмотренные Федеральным законом «О Центральном банке

Российской Федерации (Банке России)»;

неудовлетворительное финансовое положение, неисполнение кредитной

организацией своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами.

После отзыва лицензии у кредитной организации Банк России имеет право

обратиться в арбитражный суд с иском о ее ликвидации.

Основные направления развития и совершенствования надзора за кредитными

организациями в России

Суммируя вышесказанное, можно сделать выводы относительно перспектив

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.