регулирования.
Надзорная система, построенная на перечисленных принципах, сложившихся в
ходе становления экономических структур развитых стран, позволит
сформировать банковскую систему, сочетающую в себе достаточную надежность
со способностью выполнять присущие ей специфические функции, без которых
немыслимо современное рыночное хозяйство.
Прокуратура Санкт-Петербурга возбудила 4 уголовных дела по факту незаконной
деятельности прибалтийских банков ЕКА, Рогех (Эстония), по части 1 ст. 172
УК РФ (незаконная банковская деятельность), поскольку "обстоятельства
возможно исследовать только следственным путем".
Дела направлены для организации расследования в Управление Федеральной
службы налоговой полиции РФ по Санкт-Петербургу и приняты к производству
следственной службой УФСНП.
В ходе проведения в июле-августе 1997 г. мероприятий УФСНП по Санкт-
Петербургу по проверке деятельности 14 прибалтийских банков на территории
Санкт-Петербурга (в число которых входят 4 вышеназванных банка) через
корреспондентские счета в российских банках, были выявлены "грубые
нарушения действующего налогового, валютного и банковского законодательств
Российской Федерации". По сведениям налоговой полиции, общая сумма НДС, не
поступившая в федеральный бюджет России в результате полугодовой
деятельности 14 коммерческих банков из стран Балтии, составила 200 млрд
руб. В ходе проверки установлено, что в нарушение действующего
законодательства прибалтийскими банками производился перевод денежных
средств, в том числе и НДС, за рубеж, "минуя процедуры валютного контроля".
Кроме того, выявлено, что упомянутые банки открывали у себя счета
российским предприятиям-резидентам без уведомления Центрального банка РФ и
Госналогслужбы.
2 . Механизм и инструменты надзора
Системный подход к банковскому надзору означает, в первую очередь, подход к
деятельности коммерческих банков как к разветвленной целостной системе,
состоящей из отдельных базовых элементов (банков), связанных между собой
сложными многоуровневыми отношениями. В этой общей системе формируются
подсистемы по разным признакам:
размерам капитала и активов (крупные, средние, мелкие);
организационно-правовой форме (акционерные, паевые);
преимущественным сферам деятельности (коммерческие,ипотечные, экспортно-
импортные и пр.);
принадлежности капитала (национальные, иностранные) и др.
В свою очередь каждый отдельно взятый коммерческий банк (базовый элемент
общей системы) также является сложной системой, подчиняющейся определенным
закономерностям развития на отдельных фазах жизненного цикла.
В силу этого системный подход к банковскому надзору предусматривает:
надзор за банковской системой в целом с учетом ее основных подсистем;
надзор за отдельно взятыми коммерческими банками.
Каждая из этих разновидностей надзора имеет свои приоритеты, цели и задачи,
а также инструментарий и механизм воздействия со стороны Центрального
банка.
Главная цель надзора за банковской системой — сохранение общей стабильности
денежно-кредитных рынков, предотвращение системных кризисов путем
постоянного наблюдения за всем банковским сообществом и принятия
своевременных корректирующих мер. Особое место в этом отводится механизму
ранней диагностики.
К превентивным мерам общего характера, используемым органами надзора в
России в целях обеспечения стабильности работы действующих кредитных
организаций, относится и контроль за расширением их деятельности путем
создания обособленных подразделений и расширения круга выполняемых
операций, за реорганизацией кредитных организаций, изменениями в составе
участников и исполнительных органов кредитных организаций и их филиалов.
Действующие банки, ходатайствующие о расширении своей деятельности, должны
располагать минимальным капиталом в установленном Банком России на
соответствующий период размере. Их финансовое положение должно быть
устойчивым, т. е. они должны выполнять обязательные резервные требования,
соблюдать все экономические нормативы и другие требования Банка России, не
иметь убытков и задолженности перед бюджетом и государственными
внебюджетными фондами, выполнять технические и квалификационные требования
Банка России. Они также должны иметь соответствующую предполагаемому
направлению деятельности структуру, включающую службу внутреннего контроля
(внутренний аудит).
Кредитная организация обязана информировать надзорные органы об изменениях
в составе ее участников с предоставлением сведений об участниках, доля
которых в уставном капитале банка превышает 5%. А также сообщать Банку
России обо всех изменениях в персональном составе руководителей
исполнительных органов и о замене главного бухгалтера. Если кандидаты на
данные должности не отвечают требованиям, предъявляемым законодательством к
данным категориям банковских работников, то Банк России не дает согласия на
подобные назначения. В целях усиления надзора за деятельностью кредитных
организаций в сфере платежей и расчетов, а также для повышения стабильности
банковской системы Банк России обязал кредитные организации представлять в
территориальные учреждения ЦБ РФ ежемесячно (начиная с 1.04.1997 г.) вместе
с балансами следующие сведения:
об открытых ими корреспондентских счетах в других кредитных организациях и
остатках средств на счетах «Ностро»;
об открытых в данной кредитной организации счетах других кредитных
организаций и остатках средств на счетах «Лоро»;
о предоставленных межбанковских кредитах и размещенных в кредитных
организациях депозитах;
о полученных межбанковских кредитах и привлеченных от кредитных организаций
депозитах.
Информация о новых счетах «Ностро» и «Лоро» должна передаваться в
территориальные учреждения Банка России в день их открытия. Начиная с
отчетности за первый квартал 1997 г. банки обязаны ежеквартально в срок до
10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, сообщать в
территориальные учреждения ЦБ РФ сведения по корреспондентским счетам
«Ностро» и «Лоро» в разрезе балансовых счетов, видов валют и стран.
Органы надзора могут вводить ограничение (запрет) на осуществление
кредитными организациями операций через корреспондентские счета «Ностро» в
рублях и иностранной валюте, открытые в других кредитных организациях (как
резидентах, так и нерезидентах), в том числе и в случае, если банки не
выполняют своевременно свои обязательства перед кредиторами (вкладчиками),
бюджетом и имеют картотеку к корреспондентскому счету (субсчету) в РКЦ
территориального учреждения Банка России.
Наряду с превентивными мерами, направленными на поддержание стабильности
деятельности здоровых банков, банковский надзор в России, как и в других
странах, ориентирован на выявление у банков проблем на ранней стадии их
возникновения до перерастания в форму неплатежеспособности. Для ранней
диагностики трудностей, с которыми сталкиваются кредитные организации и
которые в будущем могут осложнить их финансовое положение, Банком России
разработана система по выявлению проблемных банков и определению
направлений работы с ними.
2.1 Ранняя диагностика
Ранняя диагностика — один из самых важных, но наименее проработанный в
надзорной банковской практике раздел работы. Главная задача регулирования
банковской системы заключается в направлении ее развития в продуктивном с
народнохозяйственной точки зрения направлении.
Ранняя диагностика начинается с изучения макроэкономической среды с
акцентом на специфические кредитно-денежные показатели. Это обусловлено
тем, что движение от общих вопросов к частным и специальным, от групповых к
индивидуальным дает наиболее реальный результат при минимизированных
трудовых и временных затратах.
Макроэкономический анализ как бы задает рамки механизма ранней диагностики
банковского сектора и подсказывает направления дальнейшего, более
углубленного анализа. В экономическом механизме даже самые, казалось бы,
общие экономические показатели отделяют от конкретных всего несколько
промежуточных звеньев.
В последнее время нередко преобладает тенденция переоценки
самостоятельности и изолированности банковской сферы, возможно, из-за
использования западной методики, не учитывающей характер и специфику
переходного периода и применимой в полной мере лишь в отлаженном рыночном
хозяйстве. Из-за этого за пределами ранней диагностики остаются важные
вопросы. В наших же условиях исключительно важную роль играет внешняя по
отношению к кредитным учреждениям среда, что особенно заметно для мелких и
средних банков.
В числе показателей макроэкономического характера, которые целесообразно
учитывать при анализе банковской системы (наряду с такими показателями как
ВВП, национальный доход, их темпы роста, динамика различных сфер хозяйства
и отдельных отраслей), на первое место выходят кредитно-денежные — темпы
инфляции, движение денежной массы, кредитных ресурсов, их структура и т.д.
Совокупность этих показателей дает представление о среде, в которой
действуют кредитные организации и которая во многом определяет состояние
банковской системы, перспективы и направления ее развития. Нередко уже на
этой стадии анализа можно определить, где искать проблему, выявить уязвимые
места и наметить, что необходимо предпринять в макроэкономическом плане для
исправления ситуации. Соответственно, общебанковские надзорные функции
должны рассматриваться под этим углом зрения.
Лишь на этом фоне конкретному анализу подвергается сама банковская система,
ее динамические и относительные показатели, характеризующие уровень ее
развития и место, принадлежащее ей в народнохозяйственном комплексе, —
динамика "рождаемости" и "смертности" кредитных институтов, их
специализация, территориальное размещение, концентрация кредитных ресурсов,
основные направления (сферы) размещения активов, прибыль и многое другое.
На мой взгляд, целесообразно провести типологию кредитных учреждений, чтобы
применять к каждой группе адекватную систему показателей и мер воздействия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7