Рефераты. Банковский надзор и пути совершенствования в России

регулирования.

Надзорная система, построенная на перечисленных принципах, сложившихся в

ходе становления экономических структур развитых стран, позволит

сформировать банковскую систему, сочетающую в себе достаточную надежность

со способностью выполнять присущие ей специфические функции, без которых

немыслимо современное рыночное хозяйство.

Прокуратура Санкт-Петербурга возбудила 4 уголовных дела по факту незаконной

деятельности прибалтийских банков ЕКА, Рогех (Эстония), по части 1 ст. 172

УК РФ (незаконная банковская деятельность), поскольку "обстоятельства

возможно исследовать только следственным путем".

Дела направлены для организации расследования в Управление Федеральной

службы налоговой полиции РФ по Санкт-Петербургу и приняты к производству

следственной службой УФСНП.

В ходе проведения в июле-августе 1997 г. мероприятий УФСНП по Санкт-

Петербургу по проверке деятельности 14 прибалтийских банков на территории

Санкт-Петербурга (в число которых входят 4 вышеназванных банка) через

корреспондентские счета в российских банках, были выявлены "грубые

нарушения действующего налогового, валютного и банковского законодательств

Российской Федерации". По сведениям налоговой полиции, общая сумма НДС, не

поступившая в федеральный бюджет России в результате полугодовой

деятельности 14 коммерческих банков из стран Балтии, составила 200 млрд

руб. В ходе проверки установлено, что в нарушение действующего

законодательства прибалтийскими банками производился перевод денежных

средств, в том числе и НДС, за рубеж, "минуя процедуры валютного контроля".

Кроме того, выявлено, что упомянутые банки открывали у себя счета

российским предприятиям-резидентам без уведомления Центрального банка РФ и

Госналогслужбы.

2 . Механизм и инструменты надзора

Системный подход к банковскому надзору означает, в первую очередь, подход к

деятельности коммерческих банков как к разветвленной целостной системе,

состоящей из отдельных базовых элементов (банков), связанных между собой

сложными многоуровневыми отношениями. В этой общей системе формируются

подсистемы по разным признакам:

размерам капитала и активов (крупные, средние, мелкие);

организационно-правовой форме (акционерные, паевые);

преимущественным сферам деятельности (коммерческие,ипотечные, экспортно-

импортные и пр.);

принадлежности капитала (национальные, иностранные) и др.

В свою очередь каждый отдельно взятый коммерческий банк (базовый элемент

общей системы) также является сложной системой, подчиняющейся определенным

закономерностям развития на отдельных фазах жизненного цикла.

В силу этого системный подход к банковскому надзору предусматривает:

надзор за банковской системой в целом с учетом ее основных подсистем;

надзор за отдельно взятыми коммерческими банками.

Каждая из этих разновидностей надзора имеет свои приоритеты, цели и задачи,

а также инструментарий и механизм воздействия со стороны Центрального

банка.

Главная цель надзора за банковской системой — сохранение общей стабильности

денежно-кредитных рынков, предотвращение системных кризисов путем

постоянного наблюдения за всем банковским сообществом и принятия

своевременных корректирующих мер. Особое место в этом отводится механизму

ранней диагностики.

К превентивным мерам общего характера, используемым органами надзора в

России в целях обеспечения стабильности работы действующих кредитных

организаций, относится и контроль за расширением их деятельности путем

создания обособленных подразделений и расширения круга выполняемых

операций, за реорганизацией кредитных организаций, изменениями в составе

участников и исполнительных органов кредитных организаций и их филиалов.

Действующие банки, ходатайствующие о расширении своей деятельности, должны

располагать минимальным капиталом в установленном Банком России на

соответствующий период размере. Их финансовое положение должно быть

устойчивым, т. е. они должны выполнять обязательные резервные требования,

соблюдать все экономические нормативы и другие требования Банка России, не

иметь убытков и задолженности перед бюджетом и государственными

внебюджетными фондами, выполнять технические и квалификационные требования

Банка России. Они также должны иметь соответствующую предполагаемому

направлению деятельности структуру, включающую службу внутреннего контроля

(внутренний аудит).

Кредитная организация обязана информировать надзорные органы об изменениях

в составе ее участников с предоставлением сведений об участниках, доля

которых в уставном капитале банка превышает 5%. А также сообщать Банку

России обо всех изменениях в персональном составе руководителей

исполнительных органов и о замене главного бухгалтера. Если кандидаты на

данные должности не отвечают требованиям, предъявляемым законодательством к

данным категориям банковских работников, то Банк России не дает согласия на

подобные назначения. В целях усиления надзора за деятельностью кредитных

организаций в сфере платежей и расчетов, а также для повышения стабильности

банковской системы Банк России обязал кредитные организации представлять в

территориальные учреждения ЦБ РФ ежемесячно (начиная с 1.04.1997 г.) вместе

с балансами следующие сведения:

об открытых ими корреспондентских счетах в других кредитных организациях и

остатках средств на счетах «Ностро»;

об открытых в данной кредитной организации счетах других кредитных

организаций и остатках средств на счетах «Лоро»;

о предоставленных межбанковских кредитах и размещенных в кредитных

организациях депозитах;

о полученных межбанковских кредитах и привлеченных от кредитных организаций

депозитах.

Информация о новых счетах «Ностро» и «Лоро» должна передаваться в

территориальные учреждения Банка России в день их открытия. Начиная с

отчетности за первый квартал 1997 г. банки обязаны ежеквартально в срок до

10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, сообщать в

территориальные учреждения ЦБ РФ сведения по корреспондентским счетам

«Ностро» и «Лоро» в разрезе балансовых счетов, видов валют и стран.

Органы надзора могут вводить ограничение (запрет) на осуществление

кредитными организациями операций через корреспондентские счета «Ностро» в

рублях и иностранной валюте, открытые в других кредитных организациях (как

резидентах, так и нерезидентах), в том числе и в случае, если банки не

выполняют своевременно свои обязательства перед кредиторами (вкладчиками),

бюджетом и имеют картотеку к корреспондентскому счету (субсчету) в РКЦ

территориального учреждения Банка России.

Наряду с превентивными мерами, направленными на поддержание стабильности

деятельности здоровых банков, банковский надзор в России, как и в других

странах, ориентирован на выявление у банков проблем на ранней стадии их

возникновения до перерастания в форму неплатежеспособности. Для ранней

диагностики трудностей, с которыми сталкиваются кредитные организации и

которые в будущем могут осложнить их финансовое положение, Банком России

разработана система по выявлению проблемных банков и определению

направлений работы с ними.

2.1 Ранняя диагностика

Ранняя диагностика — один из самых важных, но наименее проработанный в

надзорной банковской практике раздел работы. Главная задача регулирования

банковской системы заключается в направлении ее развития в продуктивном с

народнохозяйственной точки зрения направлении.

Ранняя диагностика начинается с изучения макроэкономической среды с

акцентом на специфические кредитно-денежные показатели. Это обусловлено

тем, что движение от общих вопросов к частным и специальным, от групповых к

индивидуальным дает наиболее реальный результат при минимизированных

трудовых и временных затратах.

Макроэкономический анализ как бы задает рамки механизма ранней диагностики

банковского сектора и подсказывает направления дальнейшего, более

углубленного анализа. В экономическом механизме даже самые, казалось бы,

общие экономические показатели отделяют от конкретных всего несколько

промежуточных звеньев.

В последнее время нередко преобладает тенденция переоценки

самостоятельности и изолированности банковской сферы, возможно, из-за

использования западной методики, не учитывающей характер и специфику

переходного периода и применимой в полной мере лишь в отлаженном рыночном

хозяйстве. Из-за этого за пределами ранней диагностики остаются важные

вопросы. В наших же условиях исключительно важную роль играет внешняя по

отношению к кредитным учреждениям среда, что особенно заметно для мелких и

средних банков.

В числе показателей макроэкономического характера, которые целесообразно

учитывать при анализе банковской системы (наряду с такими показателями как

ВВП, национальный доход, их темпы роста, динамика различных сфер хозяйства

и отдельных отраслей), на первое место выходят кредитно-денежные — темпы

инфляции, движение денежной массы, кредитных ресурсов, их структура и т.д.

Совокупность этих показателей дает представление о среде, в которой

действуют кредитные организации и которая во многом определяет состояние

банковской системы, перспективы и направления ее развития. Нередко уже на

этой стадии анализа можно определить, где искать проблему, выявить уязвимые

места и наметить, что необходимо предпринять в макроэкономическом плане для

исправления ситуации. Соответственно, общебанковские надзорные функции

должны рассматриваться под этим углом зрения.

Лишь на этом фоне конкретному анализу подвергается сама банковская система,

ее динамические и относительные показатели, характеризующие уровень ее

развития и место, принадлежащее ей в народнохозяйственном комплексе, —

динамика "рождаемости" и "смертности" кредитных институтов, их

специализация, территориальное размещение, концентрация кредитных ресурсов,

основные направления (сферы) размещения активов, прибыль и многое другое.

На мой взгляд, целесообразно провести типологию кредитных учреждений, чтобы

применять к каждой группе адекватную систему показателей и мер воздействия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.