частности, похищение средств с помощью поддельных чеков, как это произошло,
например, недавно в Международном Московском банке на сумму 660тыс.$ Такое
можно осуществить только при вполне определенном состоянии банковской
системы. Здесь диагностикой и лечением надо заниматься, опираясь лишь на
российскую практику. Запад нам ничем не поможет и вряд и чему научит. Там
подобных болезней в российском варианте просто нет. Что же касается ссылок
на аналогии со странами, в чем-то схожими с сегодняшней Россией, то здесь
следует проявлять осторожность. Ведь нет ничего опаснее, чем применение
типовых решений, разработанных для других условий и не адаптированных для
России.
Помимо названных, есть еще специфические банковские болезни. Они
обусловлены особенностями банков, взаимодействием внутренних систем и
структур банков, применяемых ими методов управления и даже имиджем и
положением банков в российском обществе
Названные выше три группы болезней образуют достаточно мощный букет.
Можно утверждать, что абсолютно здоровых банков нет и быть не может. Вместе
с тем, из таких болезней не стоит делать трагедию. Надо смотреть правде в
глаза, а значит, постоянно или периодически заниматься диагностикой и
вовремя проводить квалифицированное лечение. Конечно, здесь есть проблема -
кому ми как лечить? Правильно ее понять - значит сделать важный шаг к
излечению.
Не надо строить иллюзий насчет того, что любой опытный банкир способен
разобраться во всех болезнях своего банка и вылечить его. Никакой природный
ум, даже хорошо развитый в процессе учебы в престижном специальном учебном
заведении, не может предложить нечто, заменяющее знания и опыт, накопленные
другими людьми в специфической области. Ведь квалификация - понятие
относительное, и все мы в чем-то профессионалы, а в чем-то - дилетанты. Не
приходит же нам в голову при возникновении проблем с собственным здоровьем
самим делать себе медицинские анализы. Правда, самолечением все же многие в
какой-то мере занимаются, но, как правило, - по результатам диагностики,
выполненной профессионалами. Точно так же диагностикой и лечением
банковских болезней должны заниматься специалисты, а дело руководителей
банков - создавать для этого условия.
Стоит лет приглашать для лечения банков зарубежных специалистов? Что
касается точной диагностики, то они вряд и смогут помочь. Ряд общемировых
болезней бизнеса они действительно могут знать, а вот знают ли они
специфику протекания таких болезней в российских условиях - это большой
вопрос. Банкирам следует учитывать, что западные специалисты обычно смело
берутся
помогать (за хорошие деньги), даже когда и не знакомы с нашей
спецификой. Логика здесь бывает часто проста: раз российский бизнесмен
приглашает для проведения такой работы и хорошо за это платит, то почему бы
и не поучиться специфике работы в российских условиях. Глядишь - через
какое-то время это постигнешь. Тогда и в своей стране можно прослыть
экспертом по России, что сейчас модно и прибыльно.
Иностранные специалисты могут быть полезны лишь тогда, когда уже точно
известно, о какой болезни идет речь, какие структуры в банке, элементы или
технологии надо изменить и какое зарубежное средство здесь полезно
применить. Это могут быть как отдельные технические и программные средства,
так и целые банковские технологии. Однако нужный результат должен быть
продуман и просчитан заранее, а в контракте с зарубежной фирмой следует
четко оговорить не только установку в банке рекомендуемой ею системы, но
также ее внедрение и выведение на необходимый уровень эффективности в
реальных рабочих условиях.
Могут возразить, что привлекать со стороны людей, которым придется
показывать банк изнутри, опасно. Это резонно. Незнакомых людей допускать к
подобным делам не стоит. Здесь следует руководствоваться двумя правилами.
Первое - искать действительно профессионалов, имеющих за плечами по крайней
мере десятилетний опыт такой или аналогичной работы. Полезно выяснить,
какие серьезные работы выполнялись ими в прошлом, какова их репутация в
своей профессиональной среде, какие результаты своей работы публиковали и с
какими идеями выступали среди коллег. После такого анализа риск неприятных
последствий от привлечения незнакомого специалиста резко уменьшится. И
второе правило: надо начинать с малого, постепенно присматриваясь и
привыкая к специалисту. Полезно стараться не терять его из поля зрения,
периодически поручая хотя бы небольшую работу. Иначе говоря, такие
специалисты как врачи, адвокаты и представители некоторых других профессий,
нужные бизнесменам, должны постоянно находиться в поле зрения банкира,
заботящегося о здоровье своего банка.
3.2. Решение насущных проблем – путь к успешному развитию банков
Развитие банка должно опираться на решение и других чрезвычайно важных
проблем. Фундаментальными, являются такие из них, как:
1) взаимоотношения между банками и государственной властью:
2) антимонопольная политика и развитие конкуренции в банковской сфере;
3) банк и собственность;
4) взаимодействие коммерческих банков с Центральным банком;
5) направления банковской политики;
6) кадровый потенциал банков;
7) научные основы банковской деятельности.
Прежде всего во всяком государстве создаются правовые основы
банковской деятельности, задача государства состоит при этом в том, чтобы
законы "работали". В жизни, однако, эти законы реализуются не полностью:
Центральный банк не выполняет свою главную задачу по обеспечению
устойчивости рубля; коммерческие банки в нарушение закона зависимы от
органов власти в части принятия ими решений, связанных с проведением
банковских операций. Законодательная и правоохранительная функции
государства должны соблюдаться в полной мере, иначе зачем обществу нужны
законы, которые не реализуются на практике. Собственно, нормально банки
могут развиваться только тогда, когда в стране создано прочное денежное
обращение и функционирует стабильная политическая государственная власть,
юридически и экономически не ущемляющая интересы хозяйства и банков.
Коммерческие банки нуждаются не в сдерживании, а в развитии их деловой
активности. Со стороны государственных структур, со стороны центральных
банков им необходима значительная поддержка, не только административная, но
и главным образом экономическая. Как известно, в настоящее время
коммерческие банки обслуживают клиентуру, доставшуюся им по
"наследству". Наряду с предприятиями, прочными в финансовом отношении,
существуют, как известно, слабые хозяйства, с низким уровнем
кредитоспособности. Кредитные отношения с такого рода хозяйственными
организациями ненадежны, сопряжены с повышенным риском. Прежде всего есть
категория дешевых кредитов. Организационно в таких случаях коммерческий
банк кредитует предприятия по сниженной процентной ставке, а государство
(бюджет) компенсирует ему разницу, между тем, низким уровнем процента,
который могут платить предприятия, и ссудным процентом, который
складывается на рынке. Возможен и другой вариант, когда бюджет передает
коммерческому банку определенные ресурсы, предназначенные для
специальных инвестиционных кредитов. В первом случае государство
компенсирует банку плату за кредит, во втором дает деньги. В каждом из этих
случаев речь идет о специально утверждаемой государством программе
(национальной или региональной), которая финансируется банками,
получающими соответствующую правительственную поддержку. Никто не
остается в накладе: народное хозяйство получает дополнительный импульс для
развития жизненно необходимых отраслей, коммерческие банки не только не
теряют своего коммерческом интереса, но и, напротив, получив
дополнительные гарантии государства, с большей охотой взаимодействуют с
подобными клиентами.
В нормальной экономической ситуации (и особенно в условиях инфляции)
банки осторожно относятся к потребностям бюджета, ограниченно участвуют в
кредитовании его расходов. Банковское содействие государственным программам
развития экономики страны осуществляется не путем огульного кредитования
большей части расходов государственного бюджета и его колоссального
дефицита, а посредством приобретения ценных бумаг и других обязательств
государства, а также на основе кредита, его срочности и платности,
изыскивая, как уже отмечалось, источники для компенсации снижения
доходности коммерческого банка.
Важным инструментом стимулирования банковской деятельности всегда
являлась также налоговая политика. В целом она должна исходить из тех же
принципов, которые заложены в систему взимания налогов со всех других типов
предприятий. Усиленный налоговый пресс, направленный на сокращение прибыли
банка, в конечном счете скажется на развитии деятельности предприятий.
Рациональной в этой связи была бы дифференциация ставок
налогообложения применительно к отдельным банкам, особенно на
первоначальном этапе их деятельности. Значительная экономическая поддержка
может быть оказана также посредством освобождения от налогов прибыли,
направляемой на расширение деятельности, приобретение оборудования,
инвестиций в производство, пересмотра положений, регламентирующих перечень
расходов, относимых на издержки банка. В условиях резкого обострения
проблемы обновления основных фондов в народном хозяйстве целесообразно
продление льгот, установленных для предприятий, организаций в части
погашения инновационных кредитов из прибыли до налогообложения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7