Рефераты. Репортаж в современной газете: проблематика, функции и виды (на материалах газет "Правда Востока" и "Новые известия" за 2004-2006 гг.)

Репортаж в современной газете: проблематика, функции и виды (на материалах газет "Правда Востока" и "Новые известия" за 2004-2006 гг.)

Министерство Высшего и Среднего Специального

Образования Республики Узбекистан

Национальный Университет Узбекистана

Имени Мирзо Улугбека

Факультет Журналистики

Кафедра «Печати»









Курсовая работа

Тема: «Репортаж в современной газете: проблематика, функции и виды (на материалах газет «Правда Востока» и «Новые известия» за 2004 - 2006 г.г.)»



Студентки 2 курса

Усмановой Ироды

Научный руководитель

стар.преп. С.Р.Сулаймонова




Ташкент - 2006

Содержание


Введение

Глава 1. Особенности и виды репортажа в газетах «Правда Востока» и «Новые Известия»

Глава 2. Мастерство подготовки репортажа

Заключение

Список использованной литературы

Введение


Глобализация информационных процессов, создание единого мирового информационного пространства коренным образом повлияли на специфику журналистского труда. Оперативная информация приобретает значимость специфического товара, ценность которого возрастает в геометрической прогрессии. Новостные и информационные материалы сегодня составляют большую часть материалов газетной и телевизионной и радийной публицистики.

Всё это непосредственно повлияло и жанровую палитру СМИ, где приоритетной оказалось роль репортажа. Его оперативность, наглядность, событийность позволили журналистам представлять аудитории такую информацию, которая создает у неё «эффект присутствия» на месте события.

Тем курсовой работы обусловлена необходимостью изучения и осмысления опыта, накопленного репортёрами «Правды Востока» и «Новых известий», новых методов и приёмов подачи репортажа, освоения функциональных и иных возможностей данного жанра в современной прессе. Поскольку накопленный опыт свидетельствует о всё возрастающей роли информационных жанров в общем «концерте» современной газеты. Изучение возможностей жанра репортажа актуально и в связи с тем, что Президент Республики Узбекистан на совместном заседании Законодательной Палаты и Сената Олий Мажлиса 28 января 2005 года определил новые задачи для СМИ на пути продвижения к демократическому, гражданскому обществу. В частности, он подчеркнул, что важнейшее «условие углубления демократических обновлений и гражданских свобод в Узбекистане – это реализация конкретных и последовательных мер по реализации демократических стандартов в развитии средств массовой информации. Это дальнейшая либерализация деятельности печати, телевидения, радио, обеспечение их независимости и свободы как обязательной составляющей процесса углубления реформ в нашей стране».[1]

Цель и задачи курсовой работы. Основная цель данной работы - определить закономерности развития, функции и виды репортажа в современной газете. Цель исследования продиктовала необходимость рассмотрения следующих задач:

1. Проанализировать проблемно-тематическое содержание репортажных материалов в исследуемых газетах

2. Изучить творческую лабораторию ведущих репортёров, оценить их вклад в формирование информационного облика каждого канала СМИ.

Теоретическая значимость работы состоит в расширении представлений и знаний о репортаже, его видах, формах и приёмах подготовки.

Практическая ценность работы состоит в осмыслении современной практики и мастерства журналистов в ходе подготовки репортажных материалов.

Глава 1. Особенности и виды репортажа в газетах «Правда Востока» и «Новые Известия»


В теоретической литературе понятие репортаж появилось в первой половине ХIХ века. В переводе с латинского «reportare» означает «передавать», «сообщать». Изначально к жанру репортажа относили материалы о ходе судебных заседаний, о парламентских дебатах, различных заседаниях им собраниях. Эти «репортажи» позже стали называться отчётами. Сам же репортаж представлял собой материал, напоминающий по содержанию и форме очерк в современной российской газете. Выдающиеся репортёры ХХ века Эгон Эрвин Киш, Юлиус Фучик, В. Вудворд, Л. Рейснер, Б.Грин были в нашем понимании скорее исследователями, нежели репортёрами. По Д. Рэндаллу, и сейчас, когда европейский журналист что-то о репортаже, он имеет в виду то, что мы называем очерком.[2]

Западные очерки, с точки зрения их содержания, и являются «генетическими предшественниками» и ближайшими «родственниками нынешнего российского репортажа». [3]

Сегодня от репортёров ждут сообщений, способных привлечь внимание читателей неожиданностью, динамичностью, новизной темы. По мнению авторов учебного пособия «Труд журналиста: профессионализм, творчество, мастерство» «Правдивый репортаж с места события, рассказ очевидца о новых явлениях и фактах – это та правда, которая нужна сегодня и завтра людям. Ибо ложь, растиражированная в десятках т сотнях тысяч экземпляров, не только обман людей, но и бедствие для газеты и журналиста».[4]

Говоря о качествах репортера, российский исследователь журналистики Е.П. Прохоров выделяет в нём и необходимость развития в нём образного мышления, видения явлений действительности. Ведь для того, чтобы передать картину событий и запечатлеть облик персонажей текущей истории, важно замечать и фиксировать характерные детали и подробности. Интеллектуальный потенциал изложения необходимо дополнять красочность, «живописностью», приёмами художественной образности… Характерной чертой журналиста является любопытство, стремление расследовать события и факты. Желание докапываться до истины требует мужества …».[5]

Современная периодическая печать, и особенно российская, продвинулась далеко вперёд. Это стало возможным благодаря и динамичному расширению глобальной сети Интернет. Во всемирной паутине появился новый жанр – оперативный репортаж с места события. Благодаря этому технологическому новшеству, журналисты сегодня могут передавать самую «горячую» информацию земного шара. «И хотя для журналистов такие репортажи бывают часто сопряженными с большими трудностями и даже с риском для жизни, они воспринимаются с большим интересом и существенно увеличивают аудитории».[6]

В узбекистанской же прессе приоритетны фоторепортажи, которые по своему визуальному воздействию ничуть не хуже текстовых аналогов. Это тоже результат внедрения в журналистику высоких технологий, позволяющих за очень короткое время воспроизвести на бумаге фотоизображение.

Основное назначение репортажа – передать сообщение о событии, свидетелем или участником которого стал репортёр. «Посредством его читатель испытывает «эффект присутствия»».[7]

Таким образам, репортаж это не только эффективное средство показа действия, события, явления. Он сочетает в себе и строгую документальность, объективность, протокольность отображения действительности. Это-то и сближает репортаж с другими информационными жанрами. Кроме того, ему свойственны живописность, образность, эмоциональность и яркость изображения. Эти аспекты сближают его с художественно-публицистическими жанрами. Вместе с тем, для репортажа «также характерно широкое использование методы наглядного изображения действительности. Однако в репортаже наглядность несёт чисто информативную функцию, функцию сообщения о вполне конкретном событии, происшествии….»[8]

«Правда Востока» - ведущая социально-экономическая и общественно-политическая газета Узбекистана, часто использует информационные возможности репортажа. К примеру, в рубрике «Столичный репортаж» газета в номере за 21 марта 20006 года поместила событийный репортаж «Малая родина - махалля». В нём автор повествует о столичной махалле Яккасарай, которая появилась ещё во времена Великого шёлкового пути. Здесь сегодня вперемежку с глинобитными строениями появились нарядные особняки, престижные иномарки, частные предприятия. Информационным же поводом для этого репортажа послужил вечно молодой праздник Навруз, который по- особому встречают в этой махалле. Особая заслуга автора в том, что о жизни махали говорят и показывают сами махаллинцы. В частности, на территории махали расположены 30 государственных и частных предприятий. Деловые люди помогли построить на территории махалли частную аптеку «Носыр дори». Успешно развивается в Яккасарае надомный труд. Активистка махалли Хакима Гасиева организовала учебный центр для молодёжи и многодетных матерей, где они обучаются кройке и шитью, парикмахерскому делу. Журналист рассказывает и о том, что у махалли нет задолженностей по коммунальным платежам. Домовой комитет организовывает хашары по благоустройству домов и территорий, проложен асфальт, проведена канализация в частном секторе. Но самое главное достояние махали – её многонациональный состав. Здесь живут представители 15 национальностей, которые с большим уважением относятся к националтьным обрядам и традициям каждого.

Эффект присутствия в данном репортаже обеспечивают свидетельства самих жителей, а также фотоснимки сопровождающие текст. Безусловно, репортаж получился познавательным, поскольку доля узбекистанца, жизнь которого традиционно проходит в махалле, он даёт новые сведения о деятельности местного органа гражданского самоуправления.

В событийном репортаже «Давайте встречаться чаще!» в «Правде Востока» за 1 февраля 2006 года рассказывается о Республиканском интер –клубе «Фестиваль», который действует с 1995 года на базе музыкального академического лицея имени В.А. Успенского. Информационным поводом для репортажа стал очередной фестиваль этого клуба. Фестиваль джаз-музыки, в котором участвуют только дети 30-й по счёту. Описывая все детали события, автор указывает и на принципы работы клуба: «основным творческим принципом В.Упоров (руководитель клуба – прим. Авт.) называет теорию четырёх «И»: интонация. Информация. Имитация и импровизация. Стоит рассказать о каждой стороне подробно. Интонацию следует понимать так: каждый интерклубовец должен непременно обладать музыкальным слухом и тактом, дабы с точностью воспроизводить услышанное . Информация - это очевидная необходимость постоянно слушать корифеев джаза. Имитация – чтобы научиться плавать, мы смотрим, как это делают другие. Так и в музыке: чтобы создать свой шедевр, необходимо учиться на примере профессионалов своего дела … и, наконец, импровизация – это логическое завершение теории. Соединяя три предыдущих пункта, ребята могут создавать свои творения».[9]

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.