Рефераты. Репортаж в современной газете: проблематика, функции и виды (на материалах газет "Правда Востока" и "Новые известия" за 2004-2006 гг.)

Мастерство репортёров «Правды Востока» нацелено, прежде всего, на достижение достоверности отражаемого события. К примеру, в событийном репортаже «Неисчерпаемые возможности предпринимательства» в номере за 24 марта 2006 года автор Д. Аипова рассказала читателям о ходе республиканского этапа конкурса «Ташаббус». Её творческая удача в создании «эффекта присутствия» заключается в использовании журналистского «я» в нужном месте: «У стенда с лакокрасочной продукцией сразу подумалось о лете- поре, когда обычно делают ремонты в квартирах ». Кроме того, в репортаже говорят сами участники конкурса. К примеру, в первой части репортажа говорит фермер из столичной области:

«- В 1991 году мы начинали работать в качестве частного малого предприятия. ….

В 2000 году стали фермерским хозяйством. Выращиваем кур, крупный рогатый скот, корма на 30 гектарах земли. Производим около 30 видов вареных колбасных изделий, 15 видов копчёных, а также около 10 видов макаронных изделий. В 2005 произвели 183 тонны мяса. Поставляем продукцию во все города республики. В прошлом году открыли в Ташкенте четыре фирменных магазина, в которых продукция реализуется по цене производителя. Но мы не хотим стоять на месте, работаем над расширением ассортимента»[22].

Здесь хотелось бы отдельно сказать об общих недостатках в работе узбекистанских репортеров. Представляя оперативный и актуальный репортажи, они ,всё же, не обращают внимание на такие детали и элементы, которые и делают материал репортажем. В том же репортаже из дома известного академика Г.Пугаченковой в «Правде Востока» за 23 марта 2006 года , автор не смогла выйти за рам Ки официальной встречи. Конечно же, послы Германии и Франции – люди сугубо официальные. Но ведь встреча- то проходила не в посольстве, а в домашней обстановке. Здесь-то и представлялась журналисту возможность для творческого поиска, нахождения оригинальных мыслей, поворотов в ходе самого события. По всем параметрам материал получился лишь правильным, но не прекрасным и тем более, творчески оригинальным. А ведь правильно и прекрасно – категории в журналистике совершенно разные. Сухое протокольное изложение текста во многом «смазало» впечатление читателей об интереснейшей встречи не просто послов, но и людей науки, учёных в сфере философии и права. Наверняка, в ходе встречи Г.Пугаченкова и послы много говорили об известных исторических событиях и личностях, о достопримечательностях и удивительных качествах народов трёх стран. Живое общение, открытость человеческих сердец, к сожалению, были обойдены журналистским вниманием.

«Сделано в Узбекистане» - так называется событийный репортаж в «Правде Востока» за 7 марта 2006 года. В нём журналист рассказывает о микроавтобусе новой модификации «Дамас В-150», который сошел с главного конвейера Асакинского автозавода. В репортаже полностью показан весь конвейерный ход производства нового отечественного автомобиля. Репортёр вместе сор специалистом завода И. Ашуровым прослеживают технологический процесс. Представитель завода по необходимости разъясняет журналисту отдельные звенья технологической цепи:

«- Теперь кузов подхватывается «подвесками», - обращает наше внимание на робот менеджер по стандартизации Ильхом Ашуров. – Начинается работа под кузовом. Чуть позже будут установлены мосты и двигатель, которые собираются на отдельной линии»[23].

Далее журналист стремится самостоятельно описать характеристики нового автомобиля: « Вот он «Дамак В-150», поднимается на эстакаду, обувается в резиновые «башмаки». Сверкающие диски отечественного производства. Изготавливают их всего в полусотне километров от Асаки – в Ферганском областном центре. Привлекает внимание комфорт и дизайн «В-150». Он на 265 мм длиннее старого образца. Новая модель отличается более сорресенной отделкой интерерв. Водитель-испытатель заводит двигатель и миниатюрная «карета» уже своим ходом разворачивается на последнюю прямую – третий участок. Где проводятся диагностика, делаются окончательные регулировки. И ещё одна тщательная последняя проверка – и авто выходит за ворота гигантского сборочного цеха. Далее «Дамас В-150» ждёт заводской трек - специальная испытательная дорога».

Столь подробная выдержка из репортажа приведена не случайно. В ней, несомненно, приведены все технические параметры новинки. Однако автор не удосужился сказать о самом главном – насколько комфортно себя почувствует в новом автомобиле водитель и пассажиры. Автор не удосужился сесть сам вместе со специалистами завода в машину, проехаться с ними по треку и передать собственные впечатления и наблюдения. Такой поход к делу во много крат повысил бы эффективность репортажа. Здесь следует обратить внимание и на использование автором соответствующей специальной терминологии. Что значит резиновые башмаки? Авторский ответ вроде бы есть: «сверкающие диски отечественного производства». У несведущего читателя такое объяснение вызывает другую ассоциацию - о компактных компьютерных дисках. Здесь – то и нужно было ему объяснить, что речь идёт о дисках колёс. Также непонятно что такое «подвески», которые подхватывают кузов. В первоначальном значении слова «подвески» означает предмет женского туалета – ювелирное украшение. Использование такой терминологии в переносном значении должно было быть разъяснено автором. К сожалению, таких разъяснений в тексте нет.

В целом, репортаж, посвященный презентации нового микроавтобуса получился слишком уж «технологичным», т.е. в тексте присутствуют описание конвейерного процесса, технических характеристик, приведено очень много статистических данных, но нет самого главного – человека, соотнесённости новой марки автомобиля с человеческими потребностями .Ведь, в конечном счёте, материал обращённый к живому человеку и должен быть нацелен на его умонастроения, интересы и запросы.

В «Новых Известиях» публикуются репортажи, в которых суждение автора выступает как мнение компетентного специалиста. Яркой представительницей мастер-класса в «НИ» является Елена Ямпольская, театральный критик, настоящий мастер своего дела.

Её репортаж «Постой, паровоз, не стучите, колёса …»[24] - являет собой пример профессионального отношения к объекту журналистского исследования, хотя сам автор и не претендует на звание театрального критика. Её субъективная позиция достаточно обоснован: « Сформулируем вопрос иначе: понравилась ли «Анна Каренина» Андрея Житинкина лично, например, мне? Ответ будет: очень. Очень понравилась. Ибо я никогда прежде не предполагала, что смогу хохотать над лучшим (на мой взгляд) романом Льва Николаевича, а вот Андрей Альбертович предоставил нам всем такую возможность».[25]

Публикация содержит в себе также и из интервью с режиссёром постановки, где представлен развёрнутый рассказ о премьере спектакля на Малой Бронной. В ходе репортажа журналист стремится раскрыть личностные качества каждого своего героя, мотивацию их поступков через психологический анализ. Он здесь применяется как инструмент, помогающий создать рельефные образы актёров и героев, отобразить социально-нравственный, сложный мир театра. Приёмы анализа автора следующие:

- через изображение действий героев раскрываются особенности их характеров. Например: « Итак, Каренин ориентирован нормально, но человек он действительно малосимпатичный. Карикатурный, анекдотичный персонаж, который заламывает руки, заплетает ноги, рыдает, по-цыгански встряхивая плечами, пронзительно вскрикивает и столбенеет от дурных известий как подстреленный»[26];

- здесь же автор дает оценку игре актеров: «Зато Крюкова не просто украшает сцену, но ещё и прилично работает»[27];

- средствами психологического анализа автор исследует сложную творческую жизнь актёров и режиссёров на сцене: « Житинкин согласился прийти к Когану наёмным служащим, с громкой должностью и полным отсутствием всяких прав, то есть сам себя поставил в дурацкое положение, за что и был наказан»[28];

- наглядно отражается мир внутренних противоречий героев: «Вот так и движется Житинкин – от великого к смешному. С явным перекосом в сторону последнего».

В репортаже дается также авторское понимание выбора героем цели и решений: «Житинкин инсценировал толстого с тем расчетом, чтобы параллельные сюжетные линии не отвлекали зрителя от романа Карениной с Вронским».

Следует отметить, что журналистка сумела обосновать логически свою позицию. При этом она воспользовалась общепринятыми категориями и нравственными оценками. Обоснование авторской позиции осуществляется посредством приведения как логической, так и нелогической аргументации.

Нелогическая аргументация, или, как ещё их называют, «нормативно-ценностные аргументы обеспечивают доходчивость, доступность и популярность доказательства. Нормативно-ценностная аргументация, ка5к утверждают учёные, помогает установить связи, как между логическими умозаключениями, так и идеологическими, социально-психологическими средствами воздействия на аудиторию. « Если логический аргумент апеллирует к разуму, то нормативно-ценностный – к общественному настроению, к традициям, к силе общественного мнения. Логическая аргументация доказывает и убеждает, нормативно-ценностная – убеждает и внушает».[29]

Умелое использование и логических, и нелогических аргументов характерно для репортажа «Кто поможет Катерине?» в «Правде Востока» за 23 февраля 2006 года. Автор А. Ромашко посетила Ташкентский городской детский центр «Мехр таянчи», где находят поддержку оказавшиеся без крова и родительской заботы малыши и тинэйджеры. Журналист, воссоздавая портреты своих героев, синтетически применяет два ряда аргументов: «Екатерину Студинкину не первый год знают в центре. Сюда она всегда приходит за помощью. Судьба выдала Катерине, что называется , по полной. За свои двадцать один год она испытала столько, что хватит на две жизни. Мать в своё время лишили родительских прав и маленькую Катю определили к бабушке. Казалось бы, всё решилось как нельзя лучше, но нет. После перенесённой травмы черепа, пожилая женщина стала агрессивной, и всю жестокость её необычного поведения Катерина испытала на себе. Шестилетняя Катя, вместо жизни со свирепой бабкой, выбрала улицу. Не раз еще потом её возвращали под родной кров. Обладая от природы умом, она понимала, что надо учиться, и, как могла, старалась преодолеть сложившуюся вокруг неё ситуацию».[30]

Помимо всего прочего, в этом репортаже подкупает искренность самого журналиста. Она скрупулезно, обстоятельно и детально рассказывает о заботах детского центра, причём своё заинтересованное отношение к судьбе неблагополучных детей она иллюстрирует словами руководителя этого заведения: «Для нас знаменательно то, что нынешний год объявлен Годом благотворительства и медицинских работников. … Та категория детей, с которой мы работаем, как никто нуждается в милосердии и врачевании души. Правительством республики многое делается в этом направлении. Большую помощь оказывает городской хокимият и Детский фонд Республики Узбекистан, а также фонды – «Ты не одинок», «Махалля». Проводятся различные мероприятия с участием воспитанников домов «Мехрибонлик». [31]

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.