Рефераты. Развитие книготорговой библиографии

Относительно новым для фирмы является «Баукеровский полный указатель видео» («Bowker's Complete Video Directory»), содержащий информацию примерно о 75 тыс. названий видеокассет, находящихся в продаже. Указатель выпускается в двух томах: первый том называется «Развлечения», второй - «Образование/Специальные интересы» [23]. Использование вычислительной техники для обработки и подготовки библиографической информации, о чем говорилось выше, позволило фирме создать специализированные информационные базы данных и наряду с традиционными изданиями выпускать машиночитаемые версии библиографических указателей. Так, ежегодник BIP в электронном варианте на компакт-дисках CD-ROM называется «Книги в продаже с книжным обозрением Плюс» («Books in Print with Book Reviews PLUS») и содержит библиографическую информацию более чем о миллионе находящихся в продаже книг и свыше 150 000 обзоров новинок, опубликованных в журналах PW, «Choice», «Booklist». «Kirkus» и других. Материал машиночитаемого каталога обновляется каждые два месяца [22,23].

Таким образом, частная издательская фирма «R.R. Bowker Co.» создала такую систему библиографических пособий, которая в полном объеме отражает все многообразие форм существования книги в сфере книгопроизводства и книгораспространения: от этапа создания книги до полной ее реализации в книжной торговле.


2.4 История книготорговой библиографии Франции


Вся история книготорговой библиографии Франции самым тесным образом связана с деятельностью Объединения книжной торговли (Cercle de la libraire), основанного в 1847 г, как частный клуб и впоследствии превратившегося в организационный центр французского книжного дела [5]. В 1857 г. Объединению был передан выпускаемый с 1811 г. согласно «Амстердамскому декрету», подписанному Наполеоном, еженедельник «Библиография Франции» («Bibliographic de la France» - BF). К основной части «Библиография» были добавлены еще две: «Хроника» и «Объявления», носившие книготорговый характер. В первой публиковались разнообразные материалы по всем отраслям книжного дела Франции. А вторая содержала рекламные объявления издателей о новинках, подписках, имеющихся в наличии изданиях.

В 1933 г, издательская фирма «Ашетт» («Hachette») выпустила первый номер журнала «Библио» («Biblio»), используя методику американской компании «H. Wilson Co.» в подготовке «Кумулятивного указателя книг». Источником информации библиографического раздела стала «Официальная библиография», дополняемая зачастую сведениями из «Объявлений». С 1948 г. журнал стал публиковать на своих страницах материалы, посвященные какому-либо видному писателю Франции, придав тем самым своим выпускам не только библиографический, но и литературоведческий характер. В 1971 г. Объединение книжной торговли приобрело у фирмы журнал, что повлекло за собой изменение названия (с 1972 г. журнал выходил под сдвоенным названием «Библиография Франции - Библио»). С 1975 г., первой части было возвращено название «Официальная библиография» (без добавления «Библио») и она стала отдельным изданием, в котором были представлены систематизированные по УДК библиографические сведения о книгах, поступивших в отдел «Официальный запас» Национальной библиотеки [11,24].

Вторая и третья части были объединены в одно издание с сохранением названия «Библио». В части «Хроника» по-прежнему публиковались статьи, отчеты, интервью и т.п. А третья часть «Объявления» содержала раздел «Книги недели» (с перечнем новинок книжного рынка) и Раздел «Объявления», где публиковались рекламные анонсы издательских и книготорговых фирм.

В разделе «Книги недели» библиографические записи систематизировались по УДК, но в то же время дополнялись порядковым номером записи из первой части BF. Само библиографическое описание содержало лишь сведения об авторах, заглавии, названии серии, формате, количестве страниц, переплете, цене и издательстве. Первая ежегодная сводка материалов BF за 1930 г. была выпущена Объединением книжной торговли в 1931 г. под названием «Книги года» («Les Livres de L'Année»). С 1980 г. прекращается выпуск второй и третьей частей BF. A с 1990 г. она официально называется. «Национальная библиография Франции» («Bibliographie nationale francaise») и выходит в пяти сериях: книги; сериальные издания: официальные издания; музыка; атласы, карты и планы. Издание указателя полностью переходит Национальной библиотеке в Париже.

Интересен тот факт, что наряду с изданием второй и третьей частей BF Объединение книжной торговли выпускало и другие издания аналогичного содержания. С 1892 г. оно издавало раз в месяц «Официальный орган книжной торговли» («L'Officiel de la Librairie»), публиковавший материалы, представляющие интерес для владельцев книжных магазинов. В 1958 г. Объединение выпустило первый номер журнала «Бюллетень книги» («Le Bulletin du Livre»), посвященного различным вопросам национального и зарубежного книгоиздания и книжной торговли. На его страницах публиковались систематизированные списки новинок книжного рынка Франции, в которых повторялась информация «Библиографии Франции».

В сентябре 1979 г. оба издания были переименованы. Первый стал называться «Книги Франции» («Livres de France»), сохранив прежнее назначение, а второй получил название «Книжный еженедельник» («Livres Hebdo» - LH) [5].

В течение года подписчики LH получают 44 номера, содержащих текущую информацию о состоянии издательского дела и книжной торговли как в стране, так и за рубежом. Каждый номер имеет два постоянных библиографических раздела. Первый из них - «Выходят из печати в ... месяце» («A Paraltre») - содержит список новинок предстоящего месяца. Крупные издательские компании имеют возможность использовать несколько страниц в индивидуальном оформлении вне общего списка. На протяжении месяца в разделе публикуются сведения о продукции всех французских издательств, причем информация каждой фирмы содержится лишь в одном из четырех выпусков указанного периода. Библиографические описания раздела кратки: название, фамилии авторов и ISBN.

Второй библиографический раздел - «Книги недели» («Livres de la Semein») - имеет надзаголовок «Библиография Франции». В разделе публикуется систематизированная по УДК библиографическая информация о новинках книжного рынка Франции. В библиографических описаниях приводятся: фамилии авторов, заглавие и относящиеся к нему сведения, издательство и год издания, количественная характеристика, формат, серия, ISBN, переплет и цена. Каждое описание снабжено аннотацией и штриховым кодом, воспроизведение которого подчеркивает книготорговое назначение списка [5,24].

Электронный вариант указателя «Electre-Biblio» начал создаваться в 1986 г. Тогда в базе данных системы было 280 тыс. библиографических записей о книгах, находящихся в продаже. В настоящее время ежемесячный и квартальный выпуски каталога содержат свыше 33 000 библиографических записей и более 10 000 адресов издателей и книгораспространителей. База данных обновляется еженедельно. Поиск сведений в массиве осуществляется по двадцати «ключевым командам», среди которых автор, заглавие, издательство, год издания, ISBN, штриховой код и т. п. По желанию потребителя можно пользоваться сокращенной и полной записью. Набрав на клавиатуре любое слово с вопросительным знаком, можно получить библиографическую информацию о книгах, содержащих в названии данное слово.

Таким образом, Объединение книжной торговли Франции сосредоточило в своих руках подготовку и выпуск как традиционных книжных, так и машиночитаемых версий библиографических указателей, отражающих книготорговый ассортимент французской книжной торговли во всех формах его движения. В этом смысле Объединение играет как бы роль национального центра издательской и книготорговой библиографии.


Раздел 3. Книготорговая библиография Украины


Долгий и достаточно тяжелый путь прошла книготорговая библиография Украины. Важным источником изучения истории книготорговой библиографии в Украине с начала ее возникновения и до сегодняшнего дня является издательские и книготорговые каталоги. Возникновение украинской книготорговой библиографии относится ко второй половине 17 века. Она развивается на историческом фоне событий, которые происходили в этот период в Украине и России. Данный период характеризуется борьбой украинского народа против польского и католического угнетения []. После воссоединения Украины с Россией Киев является одним из центров образования не только Украины, но всего Российского государства. Усиливается книгообмен между Украиной и Россией. В 1672 году киевские мещане вместе с лаврскими издателями организовывают в Москве книжную лавку, в которых продавались киевские и львовские издания. Они вели учет книг, которые были предназначены для продажи [].

1672 год связан с появлением списков, не распроданных книг, которые были составлены издателями Киево-Печерской Лавры. В списки вошло более 20 названий книг. Однако, как выяснилось позже, это был всего-навсего единичный факт библиографирования украинской книжки целью книготорговли []

Только во второй половине 18 столетия появляются такие книготорговые показатели как такса и ценники, которые выпускали Киево – Печерская Лавра и Почаивский монастырь с целью продажи своих изданий. В этот же период вместе с возникновением и распространением гражданских издательств в Украине зарождается украинская библиография книг, напечатанных и выпущенных в них, хотя, как известно их было очень незначительное количество [].

В 18 столетии в Украине начинают появляться одинокие книготорговые показатели, составленные местными издательствами. Значительно превышают распространенные на украинских этнических землях русские реестры и росписи. Социально–политические обстоятельства того времени не способствовали развитию книжной торговли в Украине [].

Только Киево – Печерская Лавра имела монополию на продажу книг.

После того как книготорговля на Украине была установлена, стали появляться каталоги частных книжных магазинов, которые издавались специально для продажи изданий.

В 19 столетии на территории Украины возникает потребность в необходимости перевоплощения книготорговой библиографии в самостоятельный вид и уточнение ее главной цели – получения прибыли [].

20 столетие - время открытий и надежд в украинской культуре. Некоторые даже называют этот период – культурной революцией или возрождением. Впервые украинская культура могла надеяться на поддержку государства. В это время появляются новые издательства, возникают новые периодические издания. Значительного развития достигает и издательско-книготорговая периодика. Так в Харькове в 1921 году появляется журнал «Голос Печати». Это был книговедческий, библиографический и литературно – критический журнал.

Основой Украинской книготорговой периодики был журнал «Книга», который выпускался в 1923 – 1924 годах в Харькове всеукраинским кооперативным книгоиздательским и книготорговым обществом «Книжный союз». С 1924 года издательство «Красный путь» начинает публиковать журнал «Новая книга», который удовлетворяет потребности книжного дела и в особенности книготорговли. На страницах «Новой книги» печатался материал о новых книжных магазинах, значении каталога – картотеки для улучшения работы книжных магазинов, оговаривалась проблема книгораспространения, изучения спроса на литературу. Журнал «Новая книга» считался лучшим изданием в Советском союзе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.