Рефераты. Развитие книготорговой библиографии

Функции национального библиографического агентства должны выполнять самостоятельные учреждения (Книжные палаты, Библиографические институты, Институты книги и др.) В структуре Национальной библиотеки Франции был создан центр Национальной библиографии, а в Британской библиотеке – отделение Библиографических служб, основой которого стал Совет Британской национальной библиографии.

Немецким библиографом Г. Помасслом был оговорен ранее подписанный закон об обязательном экземпляре. Обязательный экземпляр существовал в ста странах мира, из которых девяноста осуществляли национальный библиографический учет.

Особое внимание на конгрессе было уделено физическим формам информации, используемым в национальной библиографии – каталожным карточкам и магнитным лентам. Было отмечено, что внедрение компьютерной техники приводит к ряду изменений в библиотеке, а в некоторых странах мира этот вопрос и вовсе не мог рассматриваться по причине невозможности использовать технику.

Был подготовлен документ «Стандартизационная деятельность, относящаяся к библиотекам и национальной библиографии».Каждое национальное библиографическое агентство должно было отвечать за составление в соответствии с международными требованиями полного библиографического описания всех изданий, вышедших в его стране. По этой причине, национальное библиографическое агентство принимает Международный стандарт библиографического описания, отвечает за присвоение Международного стандартного книжного номер и Международного стандартного номера сериальных изданий [].

В настоящее время не существует общепринятых определений термина «национальная библиография». Главной проблемой интересующей множество библиотек и издательств мира остается компьютеризация. Развитие информационных сетей, изменяет роль библиотек, издательств, книжных магазинов, повышается их ответственность за исполнение функций по предоставлению полной, точной и качественной информации не только в традиционном, но и в электронном виде.


2.1 Германия – родина книгопечатания и книготорговой библиографии


Как говорит история, Германия является родиной книгопечатанья, классической страной книги.

Что касается книготорговой библиографии, своим появлением она обязана возникновению книгопечатанья, и первым ее шагом следует считать объявления странствующих книготорговцев. Подобные объявления, имевшие вид плаката или афиши, наклеивались по прибытии торговца в тот или иной город на самых видных местах. Текст плаката обычно был печатным, а названия книг и адрес книготорговца вписывались от руки. Перечень предлагаемых изданий не превышал обычно двадцати названий [].

В 16 веке история книготорговой библиографии Германии ознаменовалась появлением так называемых «ярмарочных каталогов», выходивших с определенной периодичностью и имевших широкое международное значение. Впервые они появились на Франкфуртской ярмарке, роль которой как международного центра книжной торговли подтверждается многими документами того периода. Инициатива в издании каталогов принадлежала аугсбургскому книготорговцу Георгу Виллеру. Каталоги Виллера и его наследников издавались ежегодно с 1564 г. по 1627 г, Отмеченные, в каталогах книги делились, прежде всего, по языкам, а в рамках языков - по «наукам». Библиографические описания были несовершенны: после заглавия в родительном падеже указывалась фамилия автора, место издания указывалось не всегда.

К этому же времени относится появление каталогов других, конкурирующих с Виллером фирм. С 1577 г, аугсбургские фирмы Иохима Ербена и Тобиаша Лутса также начинают издавать ярмарочные каталоги, в методике подготовки (систематизация и описание) которых наблюдается полная подражательность каталогам Виллера.

Тридцатилетняя война (1618-1648) ослабила значение Франкфуртской ярмарки, уступив приоритет Лейпцигской, на которой также вплоть до 1860 г. издавались свои ярмарочные каталоги. Долгое время эти каталоги были лишь перепечаткой франкфуртских. Даже тогда, когда лейпцигские книготорговцы вынуждены были составлять собственные каталоги, они в основном следовали приемам франкфуртских: и в описании, и в систематизации.

В трудах последнего («Библиотеки») историки книжного дела видят вершину немецкой библиографии первой половины 17 века. Назвав свой труд «валонским колоссом», Г. Драуд не только сохранил основные принципы ярмарочных каталогов, но вместе с тем наметил некоторые приемы, характерные для немецкой книготорговой библиографий. Сгруппированные сначала по языковому признаку, книги затем делились на крупные классы по факультетскому признаку (философия, исторические, географические и политические книги и т.д.). После этого книги каждого класса разбивались на многочисленные рубрики, образованные по наиболее характерному слову заглавия [].

Развитие книготорговой библиографии в Германии в конце 17 – 20 веков связано с именами лейпцигских книготорговцев В. Хейнзиуса и Й. Хинрикса, первому из которых немецкая библиография обязана появлением ретроспективных библиографических указателей, а второму - созданием системы взаимодополняющих и взаимосвязанных текущих библиографических изданий, выпускаемых с определенной периодичностью [].

Особое место в истории книготорговой библиографии Германии принадлежит Биржевому союзу немецких книготорговцев (Borsenverein der Deutschen Buclahandler - BvDB), основанному в 1824 г. в Лейпциге и объединившему издателей и книготорговцев немецких государств, а также представителей книжной торговли Австрии и немецких кантонов Швейцарии. С самого начала своего существования Биржевой союз стал мощной профессиональной организацией, оказывающей огромное воздействие на развитие немецкой книготорговли и издательского дела, вел активную борьбу против незаконных перепечаток и цензуры. участвовал в создании авторского и издательского права. Но особо важной и значимой работой организации стало издание «Биржевого листка немецкой книжной торговли» («Borsenblatt fur den Deutschen Buchhandel» - BBB) выпущенного 3 января 1834 года.

В журнале публиковалась самая разнообразная информацию о событиях в области книгоиздания и книжной торговли страны. Отдел объявлений печатал информацию от издательств о намеченных и имеющихся в продаже книгах: здесь же публиковались объявления антикваров с предложениями книжных раритетов либо данные о разыскиваемых книгах, а также сообщения об изменении розничных цен. Кроме всего прочего, журнал отражал данные о книготорговых и книгоиздательских фирмах, о возникающих организациях, освещал перемены в структуре книжного дела. Эта информация служила основой для составления «Адресной книги немецкой книжной торговли», выпускавшейся союзом с 1888 г. В 1912 году была основана Немецкая библиотека в Лейпциге (Deutsche Bucherei), что послужило началом следующего этапа в развитии немецкой библиографии. Основным результатом деятельности библиотеки было создание единой системы библиографических указателей [5]. В 1931 году библиотека впервые начала выпускать новую серию, регистрирующую не поступающие на книжный рынок издания, тем самым положив начало принципиально новому библиографическому учету национальной печатной продукции.

В 1928 г. Биржевой союз пересмотрел свой устав и внес в него некоторые изменения. Основными направлениями деятельности союза стали: организация деловых отношений на льготных условиях, установление общепринятых норм взаимоотношений, требование подготовки и выпуска специальных пособий для книготорговцев, организация и забота о книготорговом обучении и повышении квалификации. Осенью этого же года Биржевой союз открыл Немецкую книготорговую школу.

После падения фашистской диктатуры территория Германии была разделена на четыре зоны оккупации: советскую, американскую английскую и французскую. В результате объединения трех последних, в сентябре 1949 г. была создана Федеративная Республика Германия, а в октябре - Германская Демократическая Республика. Начиная с этого времени, книготорговая библиография, как и все книжное дело, в обоих немецких государствах развивалась самостоятельно, отражая, политические и социально-экономические условия и опираясь при этом на сложившиеся традиции в области библиографического учета.

Ведущим библиотечно-библиографическим учреждением ГДР осталась Немецкая библиотека в Лейпциге. Аналогичная библиотека со временем открывалась в Западной Германии. В Восточной Германии Биржевой союз был ликвидирован, а его издательство национализировано и переименовано в Издательство по книго- и библиотековедению. «Биржевой листок», правда, продолжал выходить. И только спустя годы, в июне 1971 г., деятельность Биржевого союза в ГДР была возобновлена [24].

Таким образом, пройдя длительный и тяжелый путь развития книготорговая библиография Германии, обязана своим появлением Георгу Виллеру, который подал идею в издании каталогов, положивших начало всей библиографии, В. Хейнзнусу и Й. Хинриксу, благодаря которым появились библиографические указатели и создана система текущих библиографических изданий. Сегодня немецкое книгоиздание и книгораспространения действует по новым традициям. Для заказа изданий на территории Германии разработана специальная форма в виде открытки, как рекламы о своей продукции, в частности о новинках. Книготорговая библиография продолжает усовершенствоваться.


2.2 Создание книготорговой библиографии в Великобритании


История национальной библиографии Англии ведет свое начало с библиографических указателей Дж. Леленда и Дж. Бейла. Первый из них подготовил в 1545 г. «Комментарии о британских писателях», в которых им были отражены рукописные и печатные книги английских авторов, представленные в виде биобиблиографических очерков. Продолжением «Комментариев...» стал «Перечень знаменитых писателей Великой Британии, то есть Англии, Камбрии (Уэльса) и Шотландии… - до 1548 г.», составленный Дж. Бейлом.

В 1663 г. был принят 1-й закон об обязательном экземпляре, согласно которому типографы и издатели обязаны, были три экземпляра своих тиражей направлять в библиотеки: Бодлеанскую, Королевскую и Кембриджского университета. Особое место в развитии и формировании национальной библиографии принадлежит Семпсону Лоу (S. Low) и Джозефу Уайтекеру (J. Whitaker).

Дж. Уайтекер сотрудничает с «Журналом джентльмена», что позволяет ему близко познакомиться с рекламной информацией книготорговцев и увидеть ее недостатки, основным из которых, на его взгляд, являлось отсутствие регулярной и полной текущей информации о новинках английского книжного рынка[] Эта идея была реализована им в журнале «Книготорговец» («Bookseller»), первый номер которого вышел в январе 1858 г. Основным разделом журнала стал библиографический список «Публикации недели» («Books of the week») [7].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.