Рефераты. Национальные и общественные процессы Республики Татарстан в оценках СМИ

Особенно ярко, в соответствии со стратегией «Вечерней Казани», подаются темы ключевые: тема языка, республиканского гражданства, этничности в республике. А стратегия прореспубликанской и этнической ориентации газеты «Татарстан яшьляре» делает объектом сарказма и насмешек уязвимые стороны российской внутренней и внешней политики. Причем, обе газеты «окрашивают» в соответствующие тона даже самый, казалось бы нейтральный материал. Так, в субботнем номере «Вечерней Казани» (это особенно популярный у аудитории номер, толстушка с телепрограммой на всю неделю) в рубрике «Субботний репортаж» напечатана статья журналистки газеты с названием: «Я татарский бы выучила! Только где!» У репортажа – особая маркировка, отличная от других публикаций: более темный цветовой фон внутри рамки и крупный, напечатанный жирным шрифтом заголовок на второй полосе. Журналистка рассказывает о перипетиях, связанных с поиском бесплатных курсов татарского языка. Начинается репортаж с иронической фразы: «Помнится закон принимали с большой помпой. Сколько пылких речей было сказано…». Казалось бы, весь пафос публикации, звучащая в ней критика, направлены на то, чтобы власти города усовершенствовали систему обучения татарскому языку, который имеет статус второго государственного языка. Однако, другие публикации, в которых газета освещает языковые проблемы в республике, говорят о том, что тема татарского языка для газеты – это лишь повод для того, чтобы высказать свое неприятие другой культуры, которая претендует в республике на равноправие с русской культурой.

С конца 2001 года большой резонанс получило дело С. Хапугина, подавшего иск в Конституционный суд РФ с требованием отмены обязательного изучения татарского языка в объеме русского языка в средней школе. Подробности этого дела постоянно освещаются на страницах «Вечерней Казани» в специально отведенной для этой темы рубрике «Дело движется». Само название рубрики говорит о заинтересованности газеты в победе подавшей иск стороны. Судя по тону трансляции «дела», газета активно формирует ряды недовольных уроками татарского языка в школе. Газета приводит, наряду с рациональными аргументами (например, нехватка времени на множество предметов), и такие: «Необходимо учитывать, что язык является важнейшим элементом национальной культуры, которая, в свою очередь, участвует в формировании той или иной идеологии и психологии, религиозных взглядов, образа мышления и уклада жизни. Недопустимо насильственное привитие культуры гражданам, для которых она не является родной. Это неминуемо ведет к напряженности в межнациональных отношениях». Тонкость приема состоит в том, что газета позицию неприятия этнической составляющей культурной политики республиканского правительства высказывает не от имени редакции, а от имени рядового гражданина Татарстана.

В стратегии газеты «Татарстан яшьляре» более четко проявляется оппозиция «мы» – «они» в сфере государственного строительства и отношений федерального Центра и субъекта Федерации, хотя иногда характеристики в адрес российского государства экстраполируются на его этническое большинство – русских. Обсуждение изменений в Конституции РТ в газете подается через призму оппозиции «мы» – «они». При этом часто используются ассоциации, связанные с тоталитарным прошлым. Характерным примером служит аналитическая статья «Последний предел отступления, где он?». Один из ее подзаголовков носит название: «В подвалах ГПУ». Автор, рассказав о процессе обсуждения изменений в Конституции РТ участниками делегации из Казани и комиссией со стороны Центра, приводит высказывания участников обсуждения со стороны республики, а затем делает вывод о том, что конституционная реформа грозит «сломом всей политической архитектуре Татарстана», что здесь «не берется в расчет история народа, его интересы». А затем следует прогноз: «При таком подходе легко спровоцировать радикализацию татарской части населения».

Сравнение приведенного материала с публикацией о Конституции РТ в «Вечерней Казани» помогает ярче оттенить особенности стратегии каждого издания. В публикации газеты «Татарстан яшьляре» приводятся высказывания заинтересованных лиц (представители власти), говорится об абстрактных интересах народа, и при этом акцентируется этнический фактор («лакмусовой бумагой ее настроения станет День памяти, традиционно проводимый 15 октября, – по количеству и настроению участников можно будет судить о том, каков градус общественных настроений» – имеется в виду татарская часть населения РТ) и делается заключение: «Ничем хорошим все это в конечном итоге не обернется». Общий тон статьи пафосный. В «Вечерней Казани» подход, напротив, прагматичный. Основной акцент в публикациях делается на повседневные нужды простых жителей Татарстана, независимо от их этнической принадлежности. Вся информация, содержащаяся в газете, подается с позиции простого обывателя, оппозиционного власти. Но здесь эта оппозиционность накладывается на особенности власти в республике, где этнический фактор играет заметную роль. «Симметричность» стратегий и приемов этих двух газет выражается еще и в том, что даже краткая информация о республике (в «ВК») или о России (в «ТЯ») содержит оценочный компонент. Каждая газета нацелена на поиск негатива у противоположной стороны и умалчивание недостатков у «своей». Так, в «Вечерней Казани» дается репортаж с выставки одного из казанских художников. Репортаж носит название: «Охота на ханов продолжается?" "…Равиль Загидуллин входит в тройку местных живописцев, которые упорно разрабатывают конъюнктурную для суверенной республики тему – бытописание жителей древней Казани и Булгар». Автор репортажа, характеризуя тематическое содержание полотен художника однозначно называет его конъюнктурным. Хотя историческая живопись является жанром, имеющим давнюю, историческую традицию. Тенденциозность в подаче события легко прочитывается. Поскольку исторические сюжеты художника – часть этнической истории, то ироническое отношение автора распространяется и на нее. В другой популярной теме, посвященной обмену паспортов, на конкретных примерах показывается как невыгодно, на практике, иметь в новом паспорте вкладыш на татарском языке, какие сложности поджидают его обладателя, если он выезжает за пределы республики. В свою очередь, «Татарстан яшьляре» дает информацию о больших долгах по выплате заработной платы по всей России. Публикация «Государство снова утонет в долгах» заканчивается фразой: «А у нас в Татарстане долги по выплате заработной платы не высоки …0,6%.» (относительно 8% по России) Информация приходится на период обсуждения Договора о разграничении предметов ведения между Российской Федерацией и Татарстаном и подается наряду с информацией о том, что «Спикер Совета Федерации С. Миронов против разделения полномочий между Центром и субъектами…».

Итак, как видно из материалов, газеты выстраивают оппозиции «мы» – «они» и при этом каждая выбирает свою ось. «Вечерняя Казань» формирует солидарность по принципу «мы (народ) – «они» (власть), но это – власть этническая, республиканская. Власть российская представлена, как правило, обобщенно, без конкретных персонажей. Акцентируется ее функция борца за закон и справедливость. Постоянный мониторинг публикаций газеты показывает популярность темы нарушений местными властями российских законов в республике. «Татарстан яшьляре» поддерживает ось «Центр (Россия) – Республика (Татарстан) – татары». Помимо пунктирных информационных блоков, газета публикует большие статьи-размышления. Все три обозначенных звена «Республика – Татарстан – татары» сходятся в сюжетах, посвященных проблемам численности населения. В качестве одной из показательных публикаций может послужить интервью журналиста газеты с депутатом Госсовета РТ, писателем Р. Валеевым, вышедшим под названием «Кто отделился, того медведь съест, кто разделился – съест волк». В публикации сразу же ставится проблема: грядет новая перепись населения – что она несет татарам? Депутат говоря об увиденном им проекте бланков переписи высказывает недоумение и возмущение – почему татар поделили на этнографические группы, а русских – нет? Далее депутат делится впечатлениями своей поездки в Москву для обсуждения этой проблемы в Госдуме РФ, где он не получил ответа на свой вопрос. Депутат раскрывает политическую подоплеку этой процедуры, действия российского государства характеризуются однозначно: «геноцид»: «такого рода схема переписи – это подготовка упразднения республик, в которых по такой переписи не останется 50% титульного населения. Следовательно, осуществится девиз Сталина – «Нет народа – нет проблем». Таким образом, в публикации закрепляется связка – «татары – республика» как взаимообусловленные составные: без единства татар не будет республики, а без республики не выжить народу, как самобытному культурному организму.

Хотелось бы также очень кратко отметить и проблему религии как одного из важнейших факторов национального и общественного развития РТ.

СМИ РТ уделяют большее влияние проблемам религии чем например печатные СМИ Башкортостана.

Тематика публикаций СМИ Татарстана, содержащих упоминания об исламе, различна, но значительную часть представляют собой публикации, посвященные трем темам: роль М. Шаймиева в развитии ислама, деятельность Российского исламского университета и выборы муфтия Духовного управления мусульман Республики Татарстан. Обращает на себя вни мание большое количество статей мусульманской тематики (184) с упоминанием имени президента РТ М. Шаймиева. Несмотря на то что М. Шаймиев является главой исполнительной власти Республики Татарстан, он активно участвует в различных религиозных мероприятиях, зачастую представляя Татарстан как один из важнейших центров ислама в РФ на многих общероссийских и международных мероприятиях (семинарах, конференциях, в ходе встреч с представителями иностранных государств). В частности, М. Шаймиев был в центре внимания СМИ в ходе освещения прошедшего в марте 2006 г. в Москве заседания группы «Стратегическое видение: Россия – исламский мир». Вчера в Москве Президент Татарстана Минтимер Шаймиев провел вторую часть заседания группы стратегического видения «Россия – исламский мир», посвященную противодействию экстремизму и религиозной нетерпимости. Открывая заседание, он отметил, что на форуме обсуждаются самые актуальные и стратегически важные проблемы современного мира. Минтимер Шаймиев выступил с докладом, посвященным опыту Татарстана в мирном сосуществовании. Он назвал Татарстан северной республикой в исламском мире.

Освещение в СМИ религиозной деятельности М. Шаймиева носит преимущественно позитивный характер. В ряде источников деятельность М. Шаймиева описывается в положительных, превосходных оценках, а подчас восторженных и подобострастных.

На исламском семинаре к Шаймиеву было приковано все внимание. Теория евроислама явно импонирует Путину и Вашингтону… И здесь культовой фигурой, органически объединяющей и ислам, и Запад, является Минтимер Шаймиев. Видимо, в этом его историческая задача – предотвратить надвигающееся столкновение исламской и христианской цивилизаций. И сегодня благодаря Шаймиеву исламские страны готовы вкладывать в России миллиарды долларов, готовы покупать российское вооружение на астрономические суммы. Как говорится, Минтимер Шаймиев – это надежный и хороший бренд.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.