Рефераты. Литературно-библиографическая информация в СМИ

Ещё в 60-е годы ХХ века возник телевизионный литературный театр - некинематографический тип экранного существования литературы. Он предложил такую модель экранизации, которая опиралась на экранно-словесный образ.

Принцип бережного отношения к литературе соседствовал с понятием телевизионного прочтения прозы. Они дополняют, подкрепляют, проясняют друг друга.

Телевизионное прочтение прозы или поэзии может трактоваться буквально - как чтение с экрана, когда телевидение (ТВ) становится родом эстрадной площадки.

Жанр литературного театра зародился в лоне литературных редакций ТВ, его спектакли первоначально осуществлялись теми же сценаристами, редакторами, художниками, которые создавали литературные передачи и чьей главной и прямой целью была пропаганда художественной книги. Непосредственными же предшественниками и ближайшими родственниками литературного театра были телепередачи - «Репортаж из книги» и «Литературная игра».

Совсем недавно роль телеэкрана в жизни книги казалась полностью негативной. Памятны бурные дебаты на тему №слово или изображение», «экран или книга», пророческие монологи о скорой гибели «гутенберговой галактики», сопровождавшие продвижение ТВ вширь. Когда же экстенсивное распространение ТВ завершилось, выяснилось, что оно сопровождалось увеличением количества и тиражей издаваемых в мире книг. Обнаружилось также, что и в опыте отдельных людей, и в опыте целых народов ТВ выступает как стадия и способ приближения к письменной культуре, печатному тексту, книге.

Вопреки всем ожиданиям, литературный телеэкран оказался активным и действенным пропагандистом книги. Замечено и статистически доказано, что любая телеэкранизация, а особенно, как ни парадоксально, многосерийная, с наибольшей полнотой передающая литературный сюжет, порождает мощную волну интереса к произведению-оригиналу. Не секрет, что именно «Семнадцать мгновений весны» сделали бестселлерами все книги Ю. Семёнова, неизмеримо повысив и продлив на неопределённый срок его писательскую популярность. А многосерийная лента В. Ордынского «Хождение по мукам» спровоцировала очереди в библиотеках, предварительные записи на одноимённую трилогию А. Толстого. А в западных странах на этой почве вырос новый книжный бизнес: массовые переиздания книг предваряли соответствующие литературные постановки.

В телевидении литература способна обрести новую форму существования - не кинематографический перевод на язык экрана, а , скорее, перенос её в экранное пространство.

Расширяется сфера «специфически телевизионных» разновидностей экранизации - от модификации «рассказанной прозы» до телесериала.

На пороге своего появления киноэкранизация была воспринята как серьёзный конкурент книге и чтению. Думалось, что если не чтению вообще, то медленному и пристальному чтению пришёл конец, раз киноэкран принёс возможность «пробегать глазами» какой-нибудь длинный роман за час-полтора.

Действительно, чем способна быть киноэкранизация по отношению к литературному оригиналу - если брать мерой полноту его воспроизведения, - как необязательным дайджестом, скороговоркой, сжатым пересказом? И совсем другой вопрос - на самом деле «спрессованное» чтение неизбежное знамение времени?

Метраж фильма, продолжительность просмотра, его привязанность к кинотеатру предопределили то, что кинематограф не стал внимательным читателем. Но он пытался им быть - до тех пор, пока не смог перепоручить соответствующие обязанности телеэкрану. Одна из читательских попыток кино - это экранизации сериалов. Отсюда появляется новая форма - киносериал; многоговорящий факт, свидетельство культурной необходимости экранного чтения.

Функции телеэкрана по отношению к литературе, книге, чтению предопределили и то, что в телевидении предметом экранизации часто становится не только само по себе литературное произведение, но и его история и предыстория, понимание и толкование современниками и другими поколениями.

У телевидения особые взаимоотношения с литературой. Поэзию и прозу на ТВ чаще читают и разыгрывают, обращаясь к зрителю от первого лица (актёра, автора, рассказчика, поэта). Литературный текст, классический или современный, звучит с телеэкрана на вечерах поэзии, в литературных чтениях, в телеконцертах мастеров художественного слова, моноспектаклях и т.д.

Среди гибридных форм литературного ТВ, возникших на границе игрового и документального начал, значительное место занимают авторские телевизионные эссе. Здесь создаётся особый жанр аналитической художественно-научной передачи, своего рода «литературоведческий спектакль».

Таковы, например, телеспектакли пушкинского цикла по сценариям Р. Копаловой: «Домик в Коломне», «Египетские ночи» (режиссёр Л. Елагин), «Анджело» (режиссёр Кузенков), «Сцены рыцарских времён» (режиссёр П. Хомской).

Телевизионное обращение к нашей театральной классике является частью присущей телевидению важнейшей способности приобщению широких кругов зрителей и читателей к высшим достижениям художественной культуры. Телевизионный театр в гораздо большей степени, нежели традиционный театр, обращаются к прозе, в особенности к лучшим образцам нашей литературной классики.

При этом каждое удачное обращение телевидения к литературе становится основанием для увеличения интереса читателей к интерпретированной книге.

Издавна отношение к поэзии, глубина и тонкость поэтического восприятия считались одним из важных критериев в оценке духовной жизни, культуры отдельного человека, среды и даже целого общества. Без поэзии бледнеет душевная палитра, тускнеет и сглаживается кругозор, притупляется острота восприятия природы, человеческих отношений, жизни.

На помощь тем, кто хочет пополнить ряды настоящих читателей и ценителей стиха, сегодня приходит телевидение, вводя поэзию в каждый дом, делая её достоянием широчайшей аудитории. Пушкин, Маяковский, Блок, Некрасов, Фет, Плещеев, Рылеев, Ахматова, Твардовский, Хлебников, Уитмен, Багрицкий, Волошин, Есенин, Антакольский - вот далеко неполный перечень поэтов, стихи которых в последние годы прозвучали с голубого экрана.

Огромную роль играет телеэкран в развитии и в судьбах зрелищных и звучащих форм поэтического слова: искусства поэтической композиции, пьесы в стихах, художественного чтения.

Постоянная взаимосвязь телевидения, театра и литературной эстрады, в данном случае в сфере поэзии - породила такую программу «синтетического порядка», как «Телепоэзия», возникшую на стыке различных художественных компонентов.

Говоря о ЛБИ на телевидении, нужно говорить, прежде всего, о взаимодействии литературы и ТВ. И хочется думать, что практика «литературного» телеэкрана даёт возможность выделить определённые закономерности и перспективные тенденции телевизионного прочтения литературы, и ни в коем случае не противопоставлять «голубой экран» книге.

2.3 Литературно-библиографическая информация на радио


Как мы уже говорили, радио, наравне с телевидением, является самым распространённым и легко доступным источником информации.

Как ни одно другое средство, радио вездесуще. Его слушают и дома, и в транспорте (даже водители), и на работе. Радиопрограммы можно слушать не отвлекаясь от основного занятия в этот момент. Радио характеризуется широким охватом и частностью, избирательностью, живым характером обращения, оперативностью. Поэтому на радио, как и на телевидении, очень удобно размещать книговедческие и литературно-библиографические передачи, где главное внимание уделяется художественным изданиям, радиоспектаклям по ним.

Формы информации о художественной литературе на радио очень разнообразны. Это:

-        рекламные сообщения;

-        интервью с авторами книг;

-        авторские передачи, посвящённые художественной литературе;

-        специальные литературно-информационные передачи, которые знакомят с историей литературы, дают анализ произведений, побуждают обращаться к специальной литературоведческой справочной литературе;

-        литературные игры: викторины, конкурсы, казино;

-        литературные чтения и радиоспектакли.

Рассмотрим состояние и формы ЛБИ на канале «Радио России». В отличие от других радиостанций «Радио России» транслируется на все регионы (даже самые отдалённые) России.

Программу передач «Радио России» можно найти в газете, которая выходит еженедельно, где помещается информация и программа сразу на всю неделю - это «Российская газета».

Достоинство этого радиоканала ещё и в том, что здесь очень разнообразны книговедческие, литературные и библиографические программы. Они имеют постоянное время выхода в эфир и транслируются в течение всей недели (кроме отдельных программ). Это создаёт удобство для радиослушателей, которые привыкают слушать свои любимые программы в одно и тоже время, не пропускать их. А утренние программы библиотекари могут использовать в своей работе с читателями.

Итак, начнём с программы «Книговорот». Она рассказывает о книгах новых, любимых, напоминает нам о забытых произведениях, а также рассказывает о самых разных книжных изданиях в других областях знаний. Передача выходит в эфир 2 раза в неделю: в понедельник и в субботу. Время выхода в эфир в понедельник не очень удобно для слушателей, т.к. это 03.10. утра по московскому времени. А вот суббота - это уже 20.10. вечера, в это время радиослушатели отдыхают и имеют возможность наслаждаться прослушиванием своей любимой программы.

Программа «Литературные чтения» выходит ежедневно, кроме выходных дней, в 11.30. утра. Здесь произведения классиков и современных авторов читают и выдающиеся актёры, такие как О. Табаков, М. Казаков, М. Неёлова, А. Демидова, и молодые артисты московских и петербургских театров.

Программа «Детективный сериал» также выходит ежедневно, кроме выходных дней, и, что очень удобно, 2 раза в день: днём - в 13.10. и вечером - в 20.10. Это удобно для слушателей: не успев прослушать программу днём - можно прослушать её вечером. «Детективный сериал» передаёт любимые детективы и радиопостановки по ним; рассказывает истории создания детективов; предоставляет микрофон создателям этого жанра. Это любимая передача радиослушателей-мужчин и подростков.

Только по понедельникам, в 15.30. телеканал «Культура» на «Радио России» представляет свои литературно-художественные и театральные программы, которые можно увидеть на голубом экране в течение недели. Программа называется «Услышать чтобы увидеть». Такое сотрудничество очень ценно тем, что здесь происходит объединение интересов радио и телевидения в процессе повышения культурного и духовного уровня слушателей и телезрителей.

Программа для старшеклассников «Лицей» рассказывает о наших великих классиках, прозе и поэзии XVIII - XIX веков, даёт анализ этих произведений, знакомит с литературоведческими и справочными изданиями. Передача выходит 2 раза в месяц по понедельникам в 16.30.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.