Рефераты. Литературно-библиографическая информация в СМИ

Степень и характер связи с первичной информацией - это один из принципов, по которому различается рекомендательная БИ о художественной литературе и литературоведении.

Первичная информация способствует возникновению читательского интереса, подготавливает к восприятию вторично- документальной. Создатель БИ, исходя из характера первичной информации, определяет, какие представления о явлении литературы приобрёл читатель и в каких направлениях могут дополняться, углубляться эти представления. Такова рекомендательная БИ в литературных передачах по радио и телевидению, а также прикнижные библиографические списки в изданиях произведений художественной литературы и литературоведческих работ.

Значение рекомендательной БИ, непосредственно связанной с художественной литературой и литературоведением, недооценивать нельзя. Библиографические сведения в радио- и телепередачах, прикнижные библиографические списки могут стать первым знакомством любителей литературы с библиографией. Ведь библиографические сведения являются как бы продолжением самого содержания, нередко заключение к художественному произведению в повествовании литературоведа прямо приводит читателя к использованию БИ, поскольку говорит о месте произведения в творчестве писателя, кратко характеризует в связи с рассматриваемым произведением других творений писателя, направления в изучении его творчества.

ЛБИ выполняет свои, только ей присущие функции и имеет собственный основной объект - документы литературно-художественного, литературно- критического и литературоведческого циклов. Содействуя развитию литературной науки и эстетических вкусов читателей, активно пропагандируя литературно-эстетические ценности, ЛБИ выражает собственный контакт внутри системы «документ-потребитель», являясь средством информирования о документальных эстетических, литературно-художественных ценностях, о первичной и вторичной научной информации. Она позволяет целеустремлённо отобрать литературную информацию, придать ей более свёрнутую, унифицированную и формализованную форму, освободить читателя от личного, часто не квалифицированного поиска.

Основной функцией ЛБИ является информационная (коммуникативная). Выделение каких-либо других - условно, все они являются производными от информационной.

Основополагающее начало ЛБИ - вторичность, а всё первичное, непосредственно познавательное и образовательное обусловлено вторичностью, информативностью.

ЛБИ может быть связана с первичной информацией опосредованно, выступать в контексте с нею. Такая информация помещается в литературно- художественных и общественно-политических журналах в виде списка недавно вышедших произведений. ЛБИ в журнале связана с публикуемыми в нём художественными произведениями и литературоведческими работами, но не с материалами данного номера, а со всей той областью современного литературного процесса, которая отражается в журнале на протяжении ряда лет. ЛБИ, существующую в контексте с литературой и литературоведением, даёт тележурнал «Круг чтения», её могли бы давать телевизионные передачи для любителей определённого жанра литературы.

ЛБИ во всей системе «толстых» журналов, а также в системе литературных теле- и радиопередач, призвана помочь читателю познать современный литературный процесс.

Она способна расширить представление читателя о художественной литературе, поддержать его интерес к ней, нацеливать на расширение кругозора, активное отношение к узнаваемому, указывать пути приобретения - через печатные материалы - знания о современной литературе. В этом смысле ЛБИ служит образованию, самообразованию, пропаганде знаний.

Принципы подхода литературной критики, литературоведения и библиографии к художественной литературе имеют свои специфические отличия, исходящие из целей их деятельности, из общественного бытования и функционирования. Объектом литературоведения является литературный процесс, его явления и закономерности; литературная критика более всего ориентирована на оценочную деятельность; литературная библиография имеет задачей точные и полные отражения всех документов, относящихся к отрасли.

Близость ЛБИ и литературно-критической информации заметна при рассмотрении их жанров и форм. Три опорных жанра критики - это рецензия, творческий портрет, статья.

Из-за распространённости и многоликости рецензия занимает одно из первых мест среди жанров литературной критики. Отличительная черта рецензии на художественное произведение - его анализ и оценка. В этом и состоит ведущее и коренное начало рецензии как жанра литературно-художественной критики.

Критическая рецензия среди жанров критики наиболее зримо выявляет близость к библиографической аннотации.

Особенности ЛБИ достаточно хорошо видны при сравнении с другим жанром литературно-художественной критики - статьёй.

Статья в той или иной степени всегда имеет научно-публицистическое начало как ведущее, кардинальное. В ней содержится актуальная, идейная, нравственная, эстетическая проблема.

Наиболее близки к ЛБИ обзорные статьи. Главное отличие литературно-критического обзора состоит в выполняемых им функциях. Он представляет собой совокупность конкретных критических анализов, содействующих развитию художественной литературы, критики и литературоведения. Обзор может содержать идеи и наблюдения. В формах обзора нет жёсткости, структура его весьма подвижна.

Главная цель библиографического обзора - способствовать распознаванию любой из включённых в обзор книг, оказывать воздействие на читательский интерес, играть ориентировочную роль при выборе книги. Нет абсолютной точности деления литературно-критических и библиографических обзоров. Они адресованы и различным категориям читателей, и каждому читателю отдельно, призваны удовлетворить потребности читателей в художественно-культурных ценностях, пробудить, формировать их.

В системе информационных коммуникаций наиболее близка к литературно-критическим жанрам вторичная научная информация - реферат, обзор.

Реферат и обзор вторичной научной информации точно соответствует смысловому содержанию литературно-критических и литературоведческих работ. Их тематика, насыщенность и глубина содержания, суть отобранных данных, читательская направленность находятся в полной зависимости от темы, содержания и читательского адреса оригинала. По мере изложения, доказательности, обстоятельности и убедительности реферат и обзор не могут заменить ни оценочной рецензии, ни обзорной статьи, т.к. они содержат новые аргументированные литературно-критические, публицистические суждения. Именно здесь и проходит граница между литературной критикой, литературоведением и вторичной научной информацией.

Разграничивая вторичную научную информацию и БИ, важно, что при оценочном отборе материала и его характеристик, они руководствуются информационной полнотой, оперативностью и дифференцированным распространением сведений о наиболее ценных источниках. Прямая взаимозависимость научной информации и БИ - важный фактор развития вторичной информации в целом.

БИ - это разновидность вторичной информации, а ЛБИ - подсистема отраслевой БИ. Она не создаёт нового научного знания, а способствует информационному документальному поиску, распространению и пропаганде уже накопленного наукой литературного знания. Качественная оценка истинности, полезности и новизны литературно-художественной информации осуществляется эстетикой, критикой и литературоведением.

ЛБИ обладает признаками, которыми наделены массовые и научные коммуникации. Родовые признаки массовой коммуникации несёт в себе, прежде всего, рекомендательная БИ. Главный круг задач этой информации - инициативное участие в социально-коммуникативных процессах, активная передача «материализованного» знания в обществе.

С помощью рекомендательной библиографии распространяется литературная информация (литературные знания, духовные ценности, эстетическая культура, моральные нормы). В ЛБИ имеются элементы структуры, помогающие переработать информацию одного порядка (эстетическую), имеющую содержание какого-либо документа, в информацию другого порядка (логическую).

В системе документальных коммуникаций ЛБИ выполняет некоторое ориентировочное, нацеливающее и направляющее воздействие на характер и содержание литературоведческих исследований.

ЛБИ - важный компонент и результат самых различных видов человеческой деятельности, действующая в самых разных каналах, концентрируется и образует источники 4 основных видов: специальные, комплексные, синтетические и косвенные (55, с.59-70).

Специальные источники - это пособия литературной библиографии, текущие и ретроспективные, рекомендательные и научно-вспомогательные, отражающие определённые разделы отраслевого документального массива в соответствии с библиографическими запросами читателей. Целенаправленно создаваемые для решения определённого круга поисковых задач литературно-библиографического пособия, становятся центральными источниками для различных разысканий, выполнения справок, руководства чтением.

Комплексные источники - библиографические пособия, в которых ЛБИ объединяется с БИ по другим отраслям знаний или другими (небиблиографическими) видами информации. Это указатели литературы универсального охвата, проблемно-тематического пособия межотраслевого характера. Комплексными источниками, объединяющими научную литературоведческую и литературно-библиографическую информацию, являются списки литературы в приложении к диссертациям, монографиям, статьям в журнале. Библиографическое оснащение отраслевых энциклопедий и словарей - пример объединения фактографической и библиографической информации. Списки литературы, включённые в учебные и методические пособия - пример слияния учебной и библиографической информации. Они широко применяются в поисковой деятельности, потому что существенно дополняют систему специальных пособий.

Синтетические источники - работы, где научная литературоведческая и литературно-критическая информация представлена в единстве с библиографической. К таким источникам относятся историографические труды, в которых прослеживается история исследования определённой литературоведческой проблемы, историографические и аналитико-синтетические обзоры, посвящённые новейшей литературе, материалы научной критики - заметки о книгах, близкие к аннотации, рецензии и критические обзоры, обозрения. Синтез научной и библиографической информации имеет место и в работах представителей определённых жанров (направлений) литературоведческих исследований.

Распространённость синтетических жанров в литературоведении, литературной критики и литературной библиографии позволяет использовать их как источника БИ, поскольку каждый такой источник (литературно-критический обзор новых произведений, исследование истории перевода литературного шедевра на иностранный язык, истории его восприятия за рубежом) является уникальной частью отраслевого документального массива, библиографические данные в котором дополнены оценкой и анализом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.