Рефераты. Культура в зеркале прессы

      Поводом для  большого интервью  Александра  Неверова   «И  в  90  лет  жить  интересно»  со знаменитым  детским  писателем Сергеем  Михалковым, послужил  его юбилей.  «Этот  человек   - живая легенда и,  можно сказать, один   из  символов  советской  эпохи,  вознесшей  его на вершины  официального признания…   Мог  ли   кто-нибудь тогда предположить, что  он  опять станет  автором нового  Гимна  новой  страны, что в  начале  XXI  века будет  одним  из  самых  читаемых детских писателей,  что театры вновь  обратятся к его  драматургии…»1  пишет автор.

     На мой   взгляд,  журналист  в этом  интервью  поднял   общественно значимый вопрос -   культурное воспитание  подрастающего поколения  через чтение  книг.  Ведь, что  ни говори, а  именно чтение  развивает  интеллект, именно чтение  формирует  духовно зрелую и социальной  ценную  личность. И  только  от читающего  человека  можно  ждать мирового  уровня  в   науке, культуре,  искусстве.

     По мнению  писателя, детская  литература переживает  тяжелый  кризис. «Сегодня  я  не  могу  назвать  ни  одного детского писателя, который поразил – порадовал  бы  меня своим  видением мира, манерой  письма,   интонацией.  Недавно  я  интересовался  у издателей:  кто  из российских  детских  писателей  более  востребован, чьи  произведения  пользуются  наибольшим  спросом?       Мне   ответили:     ваши    книги,     книги    Чуковского,    Барто,  Заходера …»2 -   рассказывает  Сергей  Михалков.

     Из   сказанного  можно сделать вывод, что  перестали у  нас  писать  умные, добрые  книжки,  которые  бы  отвечали  на  вопросы  юных  читателей  о сегодняшней  жизни,   воспитывали  уважение к  историческому   прошлому     и     гордость     за     свой      народ.


  1     Неверов А.   И в 90 лет  жить интересно /А.Неверов // Труд – 7. – 2003. – 13 марта.

  2       Там  же.

 А  родители  предпочитают  своим детям покупать  те  книги, которые  нравились им,  когда  они  были  маленькими.  И  это  естественно. Почему?  Да  потому, что  пришла  свобода, отменили  цензуру,  редактуру и корректуру. Пиши  что  и  как  хочешь.  Вот  и  пишут  все, кому не лень.

      Далее  Сергей  Михалков  делает  вывод,  что «без  государственной поддержки  литературы и  искусства для  детей  нам  не обойтись …  Я  удивляюсь  нашим  олигархам,  которые  вообще-то  могли  бы   и озаботиться  духовным  и нравственным здоровьем подрастающего поколения. Но  они  предпочитают финансировать пышные  фестивали, какие-то  странные премии». 3

    Я  полностью  разделяю точку зрения  Михалкова.  Ведь  у нас  нет государственной политики  в области  чтения.  Права  детей  на  культуру  и  духовные  ценности  не защищены.  Нет закона о  духовном  развитии ребенка  и  о  праве   на свободный  доступ к  информации.  А что есть?  С  одной  стороны, есть издательства,  которые  не  стремятся к  публикации книг молодых  и  неизвестных  авторов, ибо  нет твердых  гарантий, что они принесут прибыль.  С другой  стороны  - каждый  может опубликовать  сегодня  любое  сочинение за свой  счет качество текста  при этом  не принимается  во внимание.

     Рассмотрим  еще  одно интервью   журналиста Анатолия  Стародубца  «Мое  невежество  спасло «Экипаж»» с  известным  режиссером   Александром  Миттой. Поводом  для этого  интервью  опять  же послужил юбилей.  Автор  в этой беседе поднимает  серьезную проблему  -  отсутствие детского кино и засилье  на экранах  кинотеатров  фильмов, преимущественно  зарубежного производства:  крутых боевиков и  триллеров, примитивных  мелодрам  и  так  далее. Отечественных  фильмов  в  кинотеатрах  практически нет,  а  детское кино и  вовсе  исчезло.


3   Там же.

Почему? Главную причину   бед режиссер  видит в  том, что «в  мире  детское кино -  это  высокобюджетные  картины. Но снимать  их  сверхприбыльно,   потому что  каждый ребенок   - зритель   приводит за ручку  в кинозал  еще и  папу  с мамой, а  это сразу три билета.    Но  наши  продюсеры  пока  не хотят  рисковать, предпочитая  вкладывать  деньги  в  крутые  боевики или  молодежные  мелодрамы». 4

      Увы,  для  того, чтобы  снимать  фильмы  на европейском  или  американском  уровне, нужны большие деньги.  А  наша  страна  сейчас  в кризисе,  и  неизвестно, когда  из него выйдет.  Поэтому  все  наши большие  режиссеры  снимают  крупные  фильмы  на западные  деньги,  ведь пока  не будет  экономически  сильной  страны,  не  может быть сильного кинематографа.

      А так  хочется ясных, добрых, открытых  отечественных  фильмов, «которые  дают  обширную информацию   о жизни  и    обогащают  наше  философское  ее  понимание…    Умеют так  мастерски  завладеть  и  потом  держать  внимание  кинозала,  что зрители  забывают  обо  всем на  свете, на  полтора  часа погружаясь в  мир кино.» 5   Ведь  ясность, доброта, открытость  и покой  отечественных фильмов сейчас,  как никогда, нужны  нам. Может  быть, именно на  этих  фильмах   отдохнут  наши  души  от  страсти  к  наживе,  похоти  и   насилия.

      В  этих двух примерах я  показала, как  авторы  сумели  найти  интересные,  актуальные  темы для разговоров,  обратить внимание  на  действительно  важные  моменты  в нашей  культурной  жизни  и  сумели  донести  до  читателей тревогу  своих  собеседников.  Показали  людей  правдиво   и  тактично.


     В  жанре  интервью работают сейчас  многие.  Это  модно,  находит  спрос  у  читающей  аудитории.  Но  все работают по-разному,  а большинство  считает,   будто   интервью  -  это   самый    простой   и  самый   легкий жанр.

 4 - Стародубец А.  Мое  невежество спасло «Экипаж» / А.Стародубец//  Труд.- 2003 – 29 марта.

5 – Там же.


 Действуй  по  принципу:  пришел  - увидел – написал.   Однако, не  все так просто, как  кажется на  первый   взгляд.  Ведь  перед  тем, как  встретиться  со  своим  героем, нужно  очень  хорошо подготовиться  к  беседе.  Определить тему разговора, вопросы, а  также,  насколько это возможно,  изучить  личность  собеседника, его деятельность.  Должна  сказать, что не  всем  журналистам  «Труда»  удается  найти  глобальную тему для  разговора, а  также показать  живого  человека правдиво и тактично.

      Вот  лишь  один  пример: журналистка  Ксения Чебышева  в  интервью  «Послушаем креольское  танго»   беседует  с музыкантом Андреем  Макаревичем.  О чем?  В  зачине, предваряющем  текст беседы,  читаем: «Андрей Макаревич  в особом представлении  не нуждается. Поэт, певец, композитор, писатель, телеведущий, актер, бизнесмен…Характер  вот  не  самый простой…Как  только разговор  заходит о  чем-то  личном, - лаконичен  и  неуступчиво скрытен». 6

     Я  считаю,  что, вряд ли эти  общие  фразы можно считать темой  интервью.  Общее оно  и  есть общее, потому  что разговор идет  обо всем понемногу :

О  политике:

-         Вы  аполитичный  человек?

-         Стараюсь  держаться  от  политики  подальше -  до  того момента, пока не понимаю, что происходит  нечто, что может  завтра  принципиальным образом  изменить мою  жизнь.

О личных  качествах:

-         А  как  вы  сами  себя  оцениваете?

-         А зачем? Не   собираюсь заниматься  самокопанием.  Я   веду  себя  так, как  считаю нужным  себя  вести.  И  делаю то, что  считаю  нужным  делать.  Вот  и  всё.

-         Ладно…  Вы  честный  человек?


6  Чебышева К. Послушаем  креольское  танго / К. Чебышева // Труд. –2002. – 2 нояб.

-         Думаю, что да.

-         Принципиальный?

-         Видимо, да. 7

     Отсюда  сразу  видно, что журналистка плохо подготовилась  к разговору,  беседа  не привлекает внимание, не запоминается  читателю.  Также  читатель  ни  о чем  новом  не  узнает.   Хотя  в этом разговоре была  главная тема – запись  шестого  сольного  альбома  Андрея Макаревича  «И т.д.»  и  выступление  певца  с концертом.  «Оркестр креольского танго»  в  Театре  оперетты. Это, на  мой  взгляд,  и должно было стать ведущим мотивом  беседы, а   об этом  автор сказал  вскользь.  Такое  интервью  не несет никакой  новизны.  А произошло  это потому, что журналистка  недостаточно четко  определила  для  себя тему беседы. Отсюда  и  вопросы  односложные, неинтересные.

      Однако  хочу  отметить, что  в газете  бывают и  серьезные,  содержательные материалы  (не  в  жанре  интервью),  претендующие   даже  на  некоторую  духовную глубину.   Например,  критическая  статья  Любови  Лебединой   «Жестокие  игры»  на  спектакль  «Терроризм», прошедший во  МХАТЕ  имени  Чехова, постановщиком  которого  являлся режиссер  Кирилл  Серебренников.  Этот «режиссер  весьма  успешно ставил  спектакли  в  Ростове- на –Дону,  - пишет журналистка. -  Там  я  видела  несколько работ, покоривших  меня  раскованной  фантазией,  юмором,  умением  «играть»  со  сценическим  пространством…» 8


     Однако, после  просмотра    этого спектакля,  автор  выражает протест против жестокости,  которой   итак  много в  сегодняшнем  мире.  Ее  возмущают  сцены  в  спектакле    с проявлением  насилия  в быту: «Мать заявляет девятилетнему  сыну, что покидает  его, не  желая больше тратить  свою драгоценную жизнь  на  такого дебила, как он. После  чего уходит.»  Или     другой       случай:     «В     офисе     повесилась      девушка.

7  Там  же.

8 -  Лебедина Л. Жестокие  игры. /Л. Лебедина //Труд .- 2002. – 3 дек.

Её подруги, узнав  об этом, изображают страх на лицах,  падают в обморок,  много суетятся,  а потом,  как  ни  в чём не бывало, пьют вино в  ожидании милиции». 9

      Любовь  Лебедина  рассуждает  и  задает вопросы  не только  себе, но и  своим  читателям.  А  нужны  ли  всем нам  такие спектакли, где много насилия  и  жестокости?  И  приходит  к  выводу, что «нельзя ставить спектакль о насилии, насилуя  при этом  зрителей  безысходностью, тыканьем  мордой в грязь,  чтобы  они, не дай Бог, не  подумали, будто  и впрямь  «человек  - это  звучит гордо». 10   Я  с  ней  согласна, ведь  в  театр  зрители  идут  отдохнуть,  а не  проникнуться  страхом  перед злом  и  бессердечностью.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.