Рефераты. Гендерные стереотипы в испанской спортивной прессе

В.И. Карасик указывает на то, что спортивный дискурс представляет собой тип институционального сложного многофункционального образования, включающего в себя другие типы дискурса, такие как педагогический, проявляющийся в общении пары «спортсмен - тренер», юридический, обнаруживающий себя в вопросах правил и нарушений проведения, участия, отмены или переноса спортивных состязаний, политический, который пронизывает насквозь крупные соревнования международного уровня, медицинский, являющийся частью спортивного дискурса в рамках подготовки спортсменов, оказания им помощи в период соревнования, и во время реабилитации (Карасик, 1998: 98).

Спортивный дискурс очень часто переплетается с другими видами дискурса, например, спортивный и деловой - контракт между тренером или спортсменом, спортивный и рекламный, спортивный и юридический. Среди перечисленных выше жанров можно выделить устные и письменные. Отметим еще ряд: спортивные календари (указывающие все имеющиеся соревнования в сезоне), статьи об участниках соревнований, дневники спортсменов, списки мировых и континентальных рейтингов спортсменов, различного рода спортивные объявления, комментарии спортивных состязаний, спортивные сайты в Интернет. Как всякое социальное явление, спорт получил свое отражение в коммуникативной деятельности человека, т.е. в языке, в речи, в дискурсе.

В спортивном дискурсе коммуниканты - субъекты спорта - проявляют себя как три группы языковых личностей, по - разному проявляющие свои коммуникативные намерения: первая группа (спортсмены и их непосредственное окружение - тренеры, судьи, администраторы) структурируют свою речь в целях достижения спортивного результата; вторая - болельщики и зрители - эмоционально оценивают действия и результаты подготовленности непосредственных участников спортивного события; третья - спортивные комментаторы и спортивные журналисты - фиксируют и описывают ход события для виртуальных болельщиков (телезрителей, радиослушателей и читателей), пишет П.Г. Евдокимов (Евдокимов 1991: 56).

Поддержание здоровья наполняет спортивную деятельность особым смыслом и ценностью, а также размывает резкие различия между основными типами спорта. Можно предположить, что такие важные категории, как воля, сила, характер, здоровье и многие другие играют значительную роль в спортивной коммуникации, а стало быть - формируют спортивный дискурс и соположенные ему прочие виды дискурсов. Эти категории, являясь безусловными элементами культуры того или иного этноса - культурными концептами, не могут не получать языкового выражения и дескрипций, приобретая статус концептов лингвокультурных.

По мнению А.В. Олянич, дискурс - это пространство для реализации концептов; важным для нас представляется выявление способа концептуализации и реализации знания о концепте в дискурсе. Ментальные конструкты знания (концепты) группируются в систему, а затем получают языковое выражение благодаря сформированным на их основе неким структурам, которые, в свою очередь, образуют дискурсионную систему, состоящую из презентационной структуры и ее речевого воплощения (Олянич 2003: 120).

Спортивный дискурс характеризуется целой системой признаков, в центре которых располагается массовость, как базовый признак, отражающий связь спорта с социальными институтами. Спортивный дискурс происходит между участниками спортивного процесса или события, т. е. коммуникантами - субъектами спорта, которые проявляют себя как группы языковых личностей, по - разному вербализующих свои коммуникативные намерения.



ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ В СПОРТИВНОМ ДИСКУРСЕ ИСПАНСКОЙ ПРЕССЫ

2.1 Особенности спортивных СМИ


Спортивные СМИ - неотъемлемая часть сознания любого современного человека, даже если он и не интересуется спортом. Такие события, как Чемпионат Мира и Олимпийские игры, становятся явлениями массовой культуры и затрагивают жизнь множества людей. Средства массовой информации в основном и создают наши представления о спорте. Когда спортивное событие происходит где - то далеко, в другой стране, то СМИ становятся единственным источником информации. Объединение спортивных событий и телевидения стало настолько повсеместным и принятым, что мы не замечаем того большого влияния, которое телевидение и другие СМИ оказывают на сами игры. Несмотря на то, что в наше время телевидение оказывает сильное влияние на спорт, союз спортивных соревнований и масс-медиа - отнюдь не новый вид взаимоотношений.

Первые спортивные обзоры появились в 1733 году, когда Бостонская газета перепечатала репортаж из британских газет о чемпионате по боксу в Англии. Первая британская спортивная публикация вышла в 1801 году, вслед за тем, с 1819 года, появилась и периодическая спортивная пресса. Издание со странным названием «Американский фермер» освещало результаты состязаний по охоте, рыболовству, стрельбе и велосипедному спорту, а также включало некоторые эссе о философии и спорте. «Дух времени» начал в 1831 году печатать рекламные объявления, и любой спортсмен мог публично вызвать другого на бокс или состязание в беге. Американские газеты в 1850 - х годах начали регулярно публиковать спортивные репортажи, в частности о крикете и конных соревнованиях, а в 1860-х годах - репортажи о бейсболе. Именно тогда Генри Чадвик изобрел подсчет очков и забитых мячей, и фанатам стало легче сравнивать результаты прошлых игр с последующими. В те времена репортажи о лошадиных бегах и регатах посылали по телеграфу.

К 1890 году в большинстве ежедневных газет существовал раздел спорта. Первый подробный спортивный репортаж появился в 1889 году, когда «Нью-Йорк сан» (New York Sun) отвела три колонки под описание игры в футбол между Гарвардом и Принстоном (Loy, McPherson & Kenyon, 1978). В 20 - х годах крупные ежедневные газеты начали вкладывать деньги в спортивные соревнования, так, «Чикаго трибьюн» (Chicago Tribune) рекламировала боксерскую программу «Золотые перчатки». В начале XX века прессу охватило поэтическое настроение. Вот как писал Грантланд Раис о разгроме «армии Нотр-Дама»: «Вытянувшись на фоне серо-голубого октябрьского неба, четыре всадника снова помчались вперед...».

Другие спортивные обозреватели того времени увлекались изобретением красочных прозвищ, например, Бейб Рут называли «царицей удара». Придумывались разные спортивные мифы, как, например, миф о происхождении бейсбола. В печатных СМИ спортивная журналистика и сейчас по - прежнему играет важную стратегическую роль. Спортивные страницы - это наиболее читаемые газетные рубрики.

Национальные и культурные ценности страны могут оказывать огромное влияние на спортивные обзоры и создание образа героя Олимпиады. В сравнительной характеристике Коттака (1990) описывается, как в 1984 году бразильские и американские СМИ сообщали о своих олимпийских медалистах.

«Бразильские СМИ в целом меньше уделяли внимания своим спортсменам, чем Соединенные Штаты, в Бразилии больше писали и показывали командные соревнования и победы, зато американские масс - медиа проявляли больше интереса к отдельным человеческим историям участников Олимпийских игр (например, сообщалось, что сестра фигуриста Дэна Янсена умерла как раз перед соревнованием). Бразильские СМИ хвалили своего чемпиона по плаванию Рикардо Прадо за прекрасное выступление только потому, что вся команда пловцов из Бразилии показала плохие результаты. Бразильцы ругали своих легкоатлетов за плохое выступление, а в США, наоборот, пресса и телевидение подчеркивали стремление спортсменов к победе или сообщалось о досадном и разочаровывающем выступлении. Тема триумфа побежденного была излюбленной темой американских СМИ, независимо от того, кто был победителем. Бразильские СМИ мало сообщали об удивительной победе Джоакима Круза и его золотой медали, зато в США подробно рассказали интересную историю его подъема от бедной юности в трущобах до звездных побед в спорте. Ошибки и неудачи спортсменов детально описывались в бразильских СМИ, как правило, с юмором, а для американских СМИ был более характерен тон жестокого разочарования. В бразильских СМИ сообщали о том, что спортсменов очень тревожит, как воспримут их выступление на Родине». Как показывает исследование, СМИ гораздо подробнее и чаще пишут о мужских видах спорта, чем о женских, приблизительно 95% спортивных репортажей - о мужских видах спорта. Мужские виды спорта собирают больше зрителей, чем женские.

Некоторые виды спорта, например бейсбол, относятся к исключительно мужским, в них нет женских команд. В других видах спорта, таких, как профессиональный гольф, теннис и баскетбол, есть женские лиги и состязания. Только в профессиональном теннисе и на Олимпиадах СМИ передают репортажи с женских соревнований и спортсменки получают не меньше внимания, чем мужчины. Даже в репортажах о женщинах-легкоатлетах событие описывается асимметрично, практически не уделяется внимания таким «мужским» атрибутам, как сила и успех. Спортсменок чаще, чем мужчин, называют по имени, и их достоинства описываются амбивалентно, например: «маленького роста, но очень эффективная», «большая девочка», «ее маленький быстрый удар».

Олимпийские игры - поучительный и нетипичный пример. Как летние, так и зимние игры подробно освещаются телевидением, проводятся прямые трансляции, а в удобное для телезрителей время показывают отдельные куски соревнований. Поскольку второй вид репортажей передается не полностью и их редактируют и урезают, то о достижениях в женских видах спорта передают приблизительно столько же, сколько и о мужских. В течение многих лет интерес к женским видам спорта был довольно высок, а чемпионки в соревнованиях по женским видам спорта Джеки Джойнер-Керси, Бонни Блеер, Кристи Ямагучи и Дороти Хамилл стали настоящими героинями, не менее популярными, чeм мужчины.

Спортивные репортажи в СМИ не только отражают реальность игры. Пресса изменила и сами виды спорта. Пресса также изменила наше отношение к спорту и представление о нем. Спорт в прессе - это особый мир, лишь косвенно связанный с реальным спортом на стадионах или треке. Спортивные фанаты верят тому, что пишут, а не своим собственным чувствам. Когда люди думают о спорте, они, прежде всего, думают о том, что печатают в прессе. Для большинства людей представления о спорте, полученные в результате просмотра спортивных статей, и есть спорт. Спортивные СМИ служат для нас источником знания о группах людей, социальных ценностях, товарах, точно также нам рассказывают о спорте, учат играть, учат смотреть. Большое количество спортивных репортажей в СМИ говорит о важном значение спорта в нашей жизни.

Спортивный дискурс - многоуровневый коммуникативный конструктор. Он отражает коммуникативные намерения субъектов спорта - спортсменов, тренеров, судей соревнований, администраторов спорта, болельщиков как реальных (зрителей спортивных соревнований в реальных условиях спортивного события), так и виртуальных (телезрителей и радиoслушателей, получающих визуальную и аудиальную информацию о спортивном событии посредством телевидения и радио), а также спортивных комментаторов, детализирующих для болельщиков информацию о спортивном событии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.