Абсолютная свобода телеканалов в отношении детского контента оказывается губительной. Федеральная комиссия по коммуникациям США в 1990 году издает Акт о детском телевидении, который направляет развитие американского телевидения для детей по тому вектору, по которому шло изначально советское вещание - т.е. в сторону образования, воспитания и ограничения рекламы, полное отсутствие которой, как подтвердилось на российском опыте в 90-х годах (закон запрещал какую бы то ни было коммерческую информацию во время трансляции детских передач), поставило бы отрасль на грань выживания.
Российское телевидение в это же время двигается в противоположную сторону. Конечно, причиной тому - смена политического курса и становление рыночной экономики. В этот период передачи для детей становятся похожими на американские программы во время их становления, с типично откровенной рекламой. Например - программа «Дисней-клуб» (сравнить с «Тип-топ клуб», который выходил в США в 1950-х годах, преимущественно для рекламы хлеба одноименной марки).
Получается, что страны совершили рокировку: в США - от коммерческого развлекательного телевидения к образовательному под государственным контролем, а в России - от образовательного к развлекательному.
В середине 2000-х годов в России стали появляться первые телеканалы для детей. Видимо, как ответ на кризис программы на этих каналах отвечают требованиям воспитания нравственности у подрастающего поколения. Тем не менее, в РФ количество детских каналов достаточно мало и практически недоступно большей части населения.
В США количество этих каналов таково, что их простое перечисление представляется затруднительным - существуют и телекомпании, которые занимаются исключительно детским контентом, а также «взрослые каналы» обычно имеют свои проекты, посвященные детям (ABCKids, PBSKids, DiscoveryKids и т.д.).
Телевидение для детей, как в США, так и в России сохраняет присущие ему изначально черты, хотя и несколько подкорректированные. Так, в США на многих детских каналах можно увидеть лишь развлекательный контент (обычно это кабельные сети как Nickelodeon, Cartoon Network, 4KidsTV), помимо того реклама зачастую присутствует прямо в названии шоу. Например, популярный сериал на Nickelodeon «iCarly» воспевает продукцию «Apple» и в названии (техника «Apple» традиционно имеет в названии букву i: плейеры»iPod», телефоны «iPhone» и т.д.), и по своей сути - сериал рассказывает о молодежи - активных пользователях технических новинок.
В то же время абсолютно все российские каналы, посвященные детям, имеют в сетке образовательные и воспитательные программы. Даже коммерческий телеканал «Мультимания» (более 90 % программ - мультсериалы иностранного производства) транслирует образовательные («Большая энциклопедия природы», «Исторические личности»), развивающие («Тельмо и Тула») и воспитательные мультфильмы. К современному периоду развития российского детского телевидения мы вернемся далее.
Телевидение является наиболее массовым из СМИ. Оно охватывает даже те слои населения, которые остаются за рамками влияния других СМИ. Почему? Об этом мы поговорим далее.
Способность телевидения к массовости объясняется его спецификой. Средства создания телевизионных продуктов, передачи их конечному потребителю и уровень восприятия телевизионный информации отличны от всего, что было ранее. Телевидение объединяет в себе возможности радио, кино, газет, телеграфа, всего, что было до него. Объединяет и превосходит все характеристики традиционных СМИ. Рассмотрим некоторые специфические особенности телевидения:
1. Телевизионный сигнал - это электромагнитные колебания, способные проникать в любую точку пространства в зоне действия передатчика. Современное спутниковое телевидение вообще не имеет преград и способно транслироваться в любую точку планеты, без всяких ограничений и это еще более усиливает позиции ТВ. Таким образом, телевидение можно считать вездесущным СМИ, для которого не существует расстояний и преград, вследствие чего аудитория которого может равняться населению целого региона или страны.
2. Специфика подачи сигнала - телевизионная передача задействует два основных канала получения информации - визуальный и аудиальный. При этом человеку не требуется значительных усилий для ее восприятия, достаточно прислушаться и посмотреть на экран. Так телевизионные образы становятся доступными для самой широкой аудитории. В отличие, например, от радио, телевизионная информация доносится до зрителя в двух плоскостях: вербальной (словесной) и невербальной, зрительной. Звукозрительный характер телевизионной коммуникации усиливается персонификацией информации, телевидение в большом числе случаев подразумевает личностные контакты автора или ведущего и участников передачи с аудиторией. Персонификация телеинформации уже давно утвердилась во всем мире как принцип вещания, как сущностное отличие телевизионной журналистики от других ее родов.
3. Оперативность. Телевидение способно сообщить форме о действии в момент его свершения. Одновременность события и его отображения на телевизионном экране (симультантность) является едва ли не самым уникальным свойством телевидения. Симультантность присутствует в телевизионных передачах не постоянно, однако, имеет большое значение для психологии зрительского восприятия, свидетельствуя о достоверности действия, происходящего на экране. Симультантность, создающая эффект присутствия зрителя на месте событий, придает, как уже отмечалось выше, телевизионному сообщению особую достоверность, документальность, реалистичность, что обеспечивает исключительность в решении информационных задач телевидением как одной из разновидностей СМИ.
Рассмотренные выше специфические свойства телевидения обеспечивают ему особые функциональные, структурные, выразительные и эстетические особенности, а также дает такие возможности, о которых ранее не могло быть и речи. Несомненно, телевидение заняло и продолжает занимать особое место в системе средств массовой коммуникации. Наличие возможностей определяет и те функции, которые выполняет телевидение в современном мире. О функциях телевидения мы поговорим позднее, теперь же обратимся к типологии, чтобы составить более четкое представление о самом телевидении и его составляющих.
Согласно определению, типология - это вычленение в группы предметов самых характерных общих признаков и создание на основе этих общих признаков какого-то типа, модели или классификации. Типологизировать можно практически все, от природных явлений, до материальных объектов. Главное в этом процессе - выделить общие признаки и объединить руководствуясь ими наиболее подходящие к каждой группе объекты.
В журналистике выделяют 5 характерных типологических признаков, по которым можно охарактеризовать любое СМИ:
- по характеру аудитории;
- по предметно-тематической направленности;
- по целевому назначению;
- по времени выхода;
- по периодичности.
Как видно, вышеназванные типологические признаки нацелены, прежде всего на бумажные СМИ, однако мы перенесем их в телевизионную среду и создадим собственную классификацию. Основная структурная единица - телевизионный канал.
Итак, мы предлагаем классифицировать телевизионные каналы по следующим основаниям:
1. По характеру аудитории
- международные телеканалы - охватывают несколько стран (BBC, Euronews, Fox и т.д.);
- национальные телеканалы - охватывают население одной страны (Первый канал, Россия, НТВ и т.д.);
- межрегиональные - охватывают население нескольких регионов (телевидение Дальнего Востока, Сибири);
- территориальные (краевые, областные, районные телеканалы);
- этнические - нацелены на одну национальную общность;
- профессиональные телеканалы - нацелены на узкую профессиональную аудиторию (РБК-ТВ);
- телеканалы для различных социальных групп (например, религиозные телеканалы);
- телеканалы для различных возрастных групп (детские телеканалы);
- телеканалы для женщин и мужчин (Охота и рыбалка, Fashion TV);
- семейные телеканалы (например, «Домашний»);
- телеканалы для групп населения, выделяющихся по другим признакам.
2. По предметно-тематической направленности
Большинство телеканалов - универсально-тематические (представлены разные темы). Однако в последнее время наметилась тенденция к специализации, когда канал вещает только в своей нише, но значительно повышает качество и информационную достоверность своих передач. Специализированные телеканалы можно классифицировать по предметно-тематической направленности:
- новостные телеканалы (Вести, Евроньюс);
- экономические телеканалы (РБК-ТВ, PRO Dеньги);
- экологические телеканалы (Planet Green, National Geographic);
- технические телеканалы (промышленность (Discovery,), строительство (Усадьба);
- автомобильные телеканалы (Авто+, Первый автомобильный канал);
- сельскохозяйственные телеканалы (Агро-ТВ);
- спортивные телеканалы (Вести-Спорт, 7ТВ);
- телеканалы о культуре и искусстве (Культура);
- медицинские телеканалы (Здоровье, ЖИВИ!, Здоровое ТВ).
3. По целевому назначению
По целевому назначению все телеканалы можно поделить в соответствии с теми функциями, которые они осуществляют. Выделим несколько направлений:
- культурно-просветительские телеканалы - их цель в том, чтобы обеспечить зрителя информацией, способствовать его развитию и развлекать одновременно;
- информационные телеканалы - их цель в предоставлении самой свежей и актуальной информации без какой-либо оценки;
- развлекательные телеканалы - их цель понятна из названия - развлечение зрителя;
- образовательные телеканалы - их цель в том, чтобы помочь человеку получить академические знания и обеспечить его доступным образованием;
- научно-популярные телеканалы - их цель состоит в популяризации научных исследований, в информировании зрителей об открытиях, известных ученых, направлениях науки и т.д.;
- практические телеканалы - цель этих телеканалов в том, чтобы научить человека каким-либо практическим знаниям, например, строительство или ремонт;
- рекламные телеканалы - их цель в трансляции рекламных сообщений и коммерческой информации;
4. По времени выхода
Теле- и радиопрограммы всегда фиксируются с точностью до минуты. Утренними передачами считаются программы 12 часов, дневными с 12 до 18 часов, вечерними - с 18 часов, ночными с 23 часов.
5. По периодичности
Практически все современные телеканалы вещают круглосуточно, поэтому говорить об их периодичности некорректно. По этому основанию можно квалифицировать отдельные передачи:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15