Рефераты. Детские и подростковые программы на каналах "Первый" и "Россия": типологические особенности

Передачи для дошкольников: «Дисней-клуб», «Классика Уолта Диснея», «Спокойной ночи, малыши!», «Улица Сезам», «Телепузики»

Передачи для школьников: «Сокровище нации», «Лего-го», «Зов джунглей», «Царь горы», «Ералаш», «Утренняя звезда», «КОАПП», «Звездный час», «Мультазбука».

Передачи для старших школьников: «Марафон-15», «Новая реальность», «От винта», «Утренняя звезда», «Зверинец», «Семь бед - один ответ», «Властелин ума», «Большая перемена».

Как видно, большее количество передач ориентировано на детей младшего школьного возраста. За ними следуют передачи для старших школьников и дошкольников (см. табл. 2.5).


Таблица 2.5

Классификация передач по аудитории

Тип

Количество  передач

Доля, %

Для младших  школьников

9

40,91%

Для старших школьников

8

36,36%

Для дошкольников

5

22,73%

Итого

22

100%


Представим данные в виде диаграммы.


 

Рис. 2.5 Классификация детских передач по аудитории


Детские передачи, как мы уже говорили, выходят с разной периодичностью. Рассмотрим классификацию выполненную нами.

Классификация детских передач по периодичности:

Ежедневные передачи: «Спокойной ночи, малыши!», «Зверинец», «Телепузики».

Еженедельные передачи: «Умницы и умники», «Сокровище нации», «Дисней-клуб», «Звёздный час», «Лего-го!», «Зов джунглей», «Марафон - 15», «Царь горы», «Классика Уолта Диснея», «Улица Сезам», «КОАПП», «Утренняя звезда», «Новая реальность», «Семь бед - один ответ», «Властелин ума», «Большая перемена», «От винта!».

Нерегулярные передачи: «Ералаш», «Мультазбука».

Теперь посчитаем количество передач каждого типа и объединим данные в таблице.

Таблица 2.6

Классификация передач по периодичности

Тип

Количество  передач

Доля, %

Еженедельные

17

77,27%

Ежедневные

3

13,64%

Нерегулярные

2

9,09%

Итого

22

100%


Как видно из таблицы, абсолютное большинство - еженедельные передачи, ежедневные и нерегулярные снимаются не так часто. Это объясняется спецификой телевизионной работы, когда сетка выстраивается на основе недельного цикла. Наиболее удобным форматом получаются еженедельные передачи. Кроме того для их подготовки и съемки требуется определенное время, многие из передач просто невозможно выводить в эфир ежедневно, а при ежемесячной трансляции, например, аудитория будет утеряна.

Необходимо заметить, что мы работали с массивом передач, выходивших на «Первом канале» и «России» в 90-е годы и выходящих сейчас. Последних очень мало, об этом мы не раз говорили в своей работе, поэтому о какой-либо их классификации не может быть и речи. Ситуация свидетельствует о том, что оба государственных телеканала превратились в коммерческие структуры, главная цель которых состоит в получении максимальных доходов, они не выполняют социальной, педагогической и других важных функций. Ниже затронем и эти вопросы.


2.3 Проблемы социальной ответственности детского и юношеского телевидения


«Ни один, даже, казалось бы, самый, что ни на есть профессиональный вопрос нельзя на телевидении решать вне его этической основы», - писал исследователь и театровед В. Саппак.

Прежде, чем говорить о социальной ответственности детского телевидения, необходимо разобраться в существе вопроса. По здравому смыслу, ответственность возникает там и тогда, где существуют определенные обязательства, взятые на себя либо добровольно, либо в результате договоренности. Когда мы говорим о социальной ответственности телевидения, то предполагаем, что телевизионные структуры взяли на себя обязательства, выдвинутые перед ними обществом, в обмен на возможность использовать государственное достояние - техническую эфирную частоту.

С формальной точки зрения, лицензия на возможность вещания, выданная государственным органом, выступает в качестве договора между телекомпанией и обществом.

Таким образом, телевидение, имеющее государственную лицензию на вещание, обязано учитывать интересы всего общества, включая участников телепрограмм, зрителей, детей, то есть общества в целом. Где существует свобода, существует и ответственность за свои решения. В отношении тележурналистов это означает ответственность:

- перед обществом в целом;

- перед аудиторией телезрителей;

- перед героями передач и фильмов;

- перед сообществом журналистов, которое он представляет;

- перед телекомпанией, от имени которой обращается к зрителям;

- перед самим собой.

Нынешние лицензионные обязательства регламентируют только процент детского к общему объему вещания. Сегодня телеканалы самостоятельно принимают решения по формированию программной политики, руководствуясь корпоративными интересами и политической целесообразностью. Однако корпоративные интересы, судя по всему, не предполагают создания детских передач. Поэтому остается лишь уповать на сознательную гражданскую позицию и добропорядочность журналистов и их руководителей.

В советское время детское телевидение было органично вписано в целостную образовательно-воспитательную систему, ее элементы плодотворно взаимодействовали, и каждое звено выполняло собственные задачи во исполнение единой цели - воспитания молодых советских граждан.

Сегодня межведомственные связи нарушены, детское вещание существует автономно от общества и его институтов. На лицо необходимость восстановления системного подхода к детскому вещанию в стране, когда во главу угла ставятся вопросы воспитания молодых граждан России, а не частные, корпоративные интересы.

По мнению Когатько А.Г., проблематику социальной ответственности детского телевидения стоит рассматривать в двух аспектах:

Во-первых, - это означает вопрос присутствия детского вещания в эфире. В этом смысле, нас интересует выполнение держателями лицензий своих обязательств по объему вещания.

Во-вторых, необходимо говорить об ответственности за содержание программ для юной аудитории: за пропагандируемые экраном ценности, образцы и модели поведения.

Говоря об ответственности детского телевидения и телевидения вообще, мы приходим к механизму контроля за соблюдением лицензионных обязательств, которые в настоящий момент игнорируются обоими федеральными государственными телеканалами.

В настоящее время за это отвечает Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Вероятно, использование рычагов давления на нарушителей условий лицензионных обязательств в части детского вещания, представляется власти нецелесообразным. Существует достаточное количество проблем, где такое влияние необходимо, и тратить административный ресурс на «детские» вопросы, с их точки зрения, - неразумно.

Вторая сторона обсуждаемой темы - это содержательное наполнение телепередач для детей и юношества.

Смоделируем ситуацию, когда телеканалы стопроцентно соблюдают обязательства по детскому вещанию, но в эфире демонстрируются лишь передачи импортного производства. Видимо, процентное ограничение западной детской телепродукции на отечественном экране - вопрос, требующий вмешательства законодателей. В их же компетенции - урегулирование проблемы рекламы и спонсорства в детских передачах, с целью стимулирования этого направления вещания.

Одновременно с запретительными мерами необходимо стимулировать производство собственных конкурентно способных детских программ.

Выработка критериев, по которым может осуществляться контроль за содержанием передач - центральный вопрос современного детского телевидения. Здесь мы опять сталкиваемся с отсутствием единой концепции детского вещания, где были бы сформулированы цели, определены генеральные направления деятельности, принципы, по которым должно строится современное детское телевидение.

Кроме того, в связи с оценкой качества передач для маленьких зрителей стоит упомянуть о необходимости создания Экспертного Совета, который контролировал бы качество, назначение, содержание и соответствие возрасту аудитории. Эта идея уже давно обсуждается в профессиональном сообществе. В этом смысле полезен опыт европейских стран.

Сегодня часто говорят о защите национальной идентичности, о реальной угрозе информационной безопасности. Поднимаемые вопросы вполне обоснованы и своевременны. В настоящее время и на детском телеэкране ощущается громадный огромный дефицит передач, созданных на базе собственного, российского социокультурного опыта.

Возрождение детского телевидения должно означать ориентацию подрастающего поколения на ценности отечественной культуры, формирование у него любви к Родине, ее прошлому, привитие детям чувства гордости за свою страну, уважения к языку и народным традициям, то есть выполнение тех социальных обязательств, которые возлежат на телевидении по умолчанию.


2.4 Перспективы развития телевидения и рекомендации по созданию детских и подростковых передач


Очевидно, что для выхода из создавшейся ситуации следует продолжать дискуссии в СМИ, в государственных органах, в обществе в целом. В центре обсуждения, на наш взгляд, должны стоять вопросы катастрофического положения детского вещания в стране, отсутствия системного подхода к телевидению для юных зрителей, реальной информационной опасности, исходящей от современного телеэфира, угрозы духовного перерождения молодого поколения российских граждан.

На определенном этапе развития российского государства в стороне остались вопросы социальной и культурной жизни общества. Надежды на самостоятельную и действенную работу институтов гражданского общества, до настоящего времени не оправдались. Теперь, когда государственная власть всерьез занялась гуманитарной политикой - наукой, культурой, образованием, необходимо в первую очередь обратить внимание на самые массовые СМИ, в том числе и телевидение.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.