Наряду с расчетно-аналитической оценкой рынка сбыта бизнес-план должен
предусматривать также способы активизации рынка посредством маркетинговой и
других видов деятельности.
При разработке этого раздела необходимо учитывать конкурентов, их
возможности, способности и ценовую политику. Поэтому работа над бизнес-
планом должна включать корректировку прогнозируемого объема продаж с учетом
конкуренции.
Конкуренция.
В данном разделе бизнес-плана необходимо охарактеризовать внешнюю
маркетинговую среду предприятия.
Прежде всего следует объективно ответить на вопросы:
1. Кто является крупнейшим производителем аналогичных товаров.
2. Как обстоят их дела :
. с объектами продаж;
. с доходами;
. с внедрением новых моделей;
. с техническим сервисом (если речь идет о машинах или оборудовании);
. много ли внимания и средств уделяют они рекламе своих изделий.
3. Что собой представляет продукция конкурентов :
. основные характеристики ;
. уровень качества;
. дизайн;
. мнение покупателей.
4. Каков уровень цен на продукцию конкурентов. В общих чертах
(ориентировочно) их политика цен.
Однако следует оценивать конкурентов предельно трезво, в противном случае
велик риск оказаться с репутацией плохого предпринимателя
Стратегия маркетинга.
Раздел должен быть содержательным, полезным и убедительным. Основная задача
- объяснить потенциальным партнерам и инвеститорам основные элементы своего
плана маркетинга (этот документ используется и для своего внутреннего
пользования).
Объем раздела составляет 3-4 страницы машинописного текста.
К основным элементам плана маркетинга относятся:
1. Схема распространения товаров
через собственные фирменные магазины;
через оптовые организации.
2. Ценообразование
методика определения цен на товары;
ожидаемый уровень рентабельности на вложенные средства.
3. Реклама
методы организации рекламы;
величина средств, необходимых для реализации рекламы.
4. Методы стимулирования продаж:
за счет расширения сбыта;
за счет новых форм привлечения покупателей.
5. Организация послепродажного обслуживания клиентов (для технических
товаров):
. методы организации службы сервиса;
. величина необходимых для этого финансовых ресурсов.
6. Формирование общественного мнения о фирме и товарах: разработка методик,
позволяющих добиваться хорошей репутации своих товаров и самой фирмы в
глазах общественности
7. В случае реализации товара за рубежом желательно привести сведения об
оценке патентоведами патентной чистоты этих товаров в странах их
реализации.
План производства.
Главная задача данного раздела бизнес-плана доказать потенциальным
партнерам реальность производства нужного объема товаров и в заданные
сроки.
Необходимо ответить на следующие вопросы:
1.Место производства товаров на действующем или на вновь создаваемом
предприятии.
2.Необходимые для этого производственные мощности и их рост из года в год.
3.Где и у кого, на каких условиях будет закупаться сырье, материалы и
комплектующие. Какова репутация этих поставщиков и есть ли опыт работы с
ними.
4.Предполагается ли производственная кооперация и с кем.
5.Возможно ли какое либо лимитирование объемов производства или поставок
ресурсов.
6.Какое оборудование потребуется и где намечается его приобрести.
Возможны ли при этом проблемы и какого рода.
Данные этого раздела приводятся в перспективе на 2-3 года вперед, а для
крупных предприятий и на 4-5 лет.
При этом рекомендуется составить схему производственных потоков
непосредственно на предприятии, на которой должно быть наглядно показано:
. откуда и как будут поступать на предприятие все виды сырья и
комплектующих изделий;
. в каких цехах и как они будут перерабатываться в продукцию;
. как и куда эта продукция будет поставляться с предприятия.
В этом разделе приводятся сведения о видах и объемах ресурсов, необходимых
для осуществления предпринимательского проекта, источниках и способах
получения ресурсов. Ресурсное обеспечение охватывает: материальные ресурсы
(материалы, полуфабрикаты, сырье, энергия, здания, оборудование и др.);
. трудовые ресурсы;
. финансовые ресурсы (текущие денежные средства, капитальные вложения,
кредиты, ценные бумаги);
. информационные ресурсы (статистическая, научно-техническая информация).
Завершает данный раздел бизнес-плана оценка возможных издержек производства
и ее динамика на перспективу.
Организационный план.
Содержание этого раздела во многом зависит от вида предпринимательской
деятельности (производственное, коммерческое, финансовое). Программа
предпринимательских действий обычно включает:
. маркетинговую деятельность (реклама, определение рынка сбыта, контакты с
потребителем, учет его запросов);
. осуществление производства продукции (производственное
предпринимательство);
. закупку, хранение, транспортировку, реализацию товаров (особенности в
коммерческом предпринимательстве); обслуживание покупателя, в том числе
послепродажное. Организационные меры - неотъемлемая часть программы
действий, призванные способствовать упорядочению исполнения бизнес-плана.
Это способы управления реализацией бизнес-планом, организационные
структуры управления проектом, методы координации действий исполнителей,
а также меры по установлению специальных форм оплаты труда,
стимулирования, набора и подготовки кадров (кадровое обеспечение), учета,
контроля и др.
В разделе необходимо отметить, с кем предстоит организация нового дела и
как планируется налаживание с ним работы. При этом отправной точкой должны
быть квалифицированные требования, где указывается:
. какие именно специалисты (какого профиля, образования, опыта) и с какой
заработной платой необходимы для успешного ведения дел;
. на каких условиях принимаются на работу специалисты (постоянная работа,
совместители (внешние эксперты));
. есть ли возможность воспользоваться услугами какой-либо организации по
найму такого рода профессионалов;
. в случае, если часть персонала уже нанята, необходимо дать о своих
сотрудниках краткие биографические данные: квалификация, прежний опыт
работы.
Так же в этом разделе приводится и организационная структура предприятия,
которая отражает:
. кто и чем будет заниматься;
. взаимодействие всех служб друг с другом;
. координация и контроль их деятельности.
Целесообразно оговорить в этом разделе и вопросы оплаты труда руководящего
персонала и его стимулирования.
В этом разделе также рассматривается, в какой форме, по мнению
разработчика, должна осуществляться реализация проекта (совместное
предприятие, долевое участие и др.), какие необходимы организационные меры
по созданию организационной основы проектов.
Юридический план.
Конкретное наполнение раздела зависит от выбранной формы организации,
которую необходимо указать:
. частное владение;
. кооператив;
. государственное владение;
. совместное предприятие и так далее.
Оценка риска и страхование.
Раздел разбит на две части:
В первой предугадываются все типы рисков, с которыми авторы бизнес-плана
могут столкнуться: пожары и землетрясения, забастовки и межнациональные
конфликты, изменения в налоговом регулировании и колебания валютных курсов,
а также источники и момент их возникновения.
Во второй части дается ответ на вопрос: как уменьшить риски и потери. Ответ
должен состоять из двух пунктов:
Указываются организационные меры профилактики рисков, разрабатываются меры
по сокращению этих рисков и потерь.
Приводится программа страхования от рисков.
В случае создания современной системы коммерческого страхования в бизнес-
планах указываются типы страховых полисов (может страховаться любой шаг от
покупки оборудования до обеспечения валютных средств из-за спекулятивных
колебаний курсов валют) и на какие суммы их планируется приобрести.
Финансовый план.
Анализируя отечественный опыт по вопросам составления бизнес-плана, можно
сделать вывод, что из всех его разделов наименее разработанным справедливо
считается финансовый план. В этой связи подчеркнем, насколько велика роль
методического обеспечения именно финансовой части бизнес-плана. Поскольку в
данной главе рассматривается только финансовый аспект его составления,
остановимся на изложении именно этой задачи.
Раздел призван обобщить материалы, полученные в результате всей предыдущей
работы и представить их в стоимостном выражении. В данном случае необходимо
подготовить сразу несколько стандартных для мировой практики документов:
1.Прогноз объемов реализации.
Основная задача дать представление о той доле рынка, которую предполагается
завоевать новой продукцией. Рекомендуется составлять такой прогноз на три
года вперед с разбивкой по годам:
первый год - данные приводятся помесячно второй год - данные приводятся
поквартально третий год - приводится общей суммой продаж за 12 месяцев.
2.Баланс денежных расходов и поступлений.
Главная задача - проверить синхронность поступления и расходования денежных
средств, а значит, и будущую ликвидность предприятия при реализации данного
проекта. Полученная таким образом информация служит основой для определения
общей стоимости всего проекта.
Баланс денежных расходов и поступлений требует тщательной проработки его
при составлении, где статьи и суммы вложения средств и их поступления от
реализации продукции отражаются:
. первый год - помесячно
. второй год - поквартально
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6