Рефераты. Защита удаленных банковских транзакций

Под “взломом системы” понимают умышленное проникновение в систему с несанкционированными параметрами входа, то есть именем пользователя и его паролем (паролями).

“Взлом системы” -- умышленное, активное воздействие на систему в целом. “Взлом системы” обычно происходит в интерактивном режиме.

Поскольку имя пользователя не является секретом, объектом “охоты” обычно становится пароль. Способы вскрытия пароля могут быть различны: перебор возможных паролей, “маскарад” с использованием пароля другого пользователя, захват привилегий. Кроме того, “взлом системы” можно осуществить, используя ошибки программы входа.

Таким образом, основную нагрузку на защиту системы от “взлома” несет программа входа. Алгоритм ввода имени и пароля, их шифрование (при необходимости), правила хранения и смены паролей не должны содержать ошибок. Противостоять “взлому системы” также поможет, например, ограничение количества попыток неправильного ввода пароля с последующей блокировкой терминала и уведомлением оператора в случае нарушения.

Кроме того, оператор должен постоянно контролировать активных пользователей системы: их имена, характер работы, время входа и выхода и т.д. Такие действия помогут своевременно установить факт “взлома” и позволят предпринять необходимые действия.

“Люк” -- это скрытая, недокументированная точка входа в программный модуль. “Люк” вставляется в программу обычно на этапе отладки для облегчения работы: программный модуль можно вызывать в разных местах, что позволяет отлаживать отдельные его части независимо. Но в дальнейшем программист может забыть уничтожить “люк” или некорректно его заблокировать. Кроме того, “люк” может вставляться на этапе разработки для последующей связи данного модуля с другими модулями системы, но затем, в результате изменившихся условий данная точка входа оказывается ненужной.

Наличие “люка” позволяет вызывать программу нестандартным образом, что может серьезно сказаться на состоянии системы защиты (неизвестно, как в таком случае программа будет воспринимать данные, среду системы и т.д.). Кроме того, в таких ситуациях не всегда можно прогнозировать ее поведение.

“Люк” относится к категории угроз, возникающих вследствие ошибок реализации какого-либо проекта (АСОИБ в целом, комплекса программ и т.д.). Поскольку использование “люков” может быть самым разным и зависит от самой программы, классифицировать данную угрозу как-либо еще затруднительно.

“Люки” могут оказаться в программах по следующим причинам:

- их забыли убрать;

- для использования при дальнейшей отладке;

- для обеспечения поддержки готовой программы;

- для реализации тайного контроля доступа к данной программе после ее установки.

Первый из перечисленных случаев -- ненамеренный промах, который может привести к бреши в системе защиты. Два следующих случая -- серьезные испытания для системы безопасности, с которыми она может и не справиться. Четвертый случай может стать первым шагом преднамеренного проникновения с использованием данной программы.

Отметим, что программная ошибка “люком” не является. “Люк” -- это достаточно широко используемый механизм отладки, корректировки и поддержки программ, который создается преднамеренно, хотя чаще всего и без злого умысла. Люк становится опасным, если он не замечен, оставлен и не предпринималось никаких мер по контролю за ним.

Большая опасность “люков”, особенно в программах операционной системы, компенсируется высокой сложностью их обнаружения. Если не знать заранее, что данная программа содержит “люк”, необходимо обработать килобайты (а иногда и мегабайты) программного кода, чтобы найти его. Понятно, что почти всегда это нереально. Поэтому в большинстве случаев обнаружение “люков” -- результат случайного поиска. Защита от них может быть только одна -- не допускать появления “люков” в программе, а при приемке программных продуктов, разработанных третьими производителями -- проводить анализ исходных текстов программ с целью обнаружения “люков”.

В последнее время участились случаи воздействия на вычислительную систему при помощи специально созданных программ. Под вредоносными программами в дальнейшем будем понимать такие программы, которые прямо или косвенно дезорганизуют процесс обработки информации или способствуют утечке или искажению информации [7].

Ниже рассмотрим некоторые (самые распространенные) виды подобных программ: “троянский конь”, вирус, “червь”, “жадная” программа, “захватчик паролей”.

“Троянский конь” -- программа, выполняющая в дополнение к основным (проектным и документированным) не описанные в документации действия. Аналогия с древнегреческим “троянским конем” таким образом вполне оправдана -- в не вызывающей подозрений оболочке таится угроза. Программы такого типа являются серьезной угрозой безопасности АСОИБ.

По характеру угрозы “троянский конь” относится к активным угрозам, реализуемым программными средствами, работающими в пакетном режиме. Он может угрожать любому объекту АСОИБ. Наиболее опасным является опосредованное воздействие, при котором “троянский конь” действует в рамках полномочий одного пользователя, но в интересах другого пользователя, установить личность которого порой невозможно.

Опасность “троянского коня” заключается в дополнительном блоке команд, тем или иным образом вставленном в исходную безвредную программу, которая затем предлагается (дарится, продается, подменяется) пользователям АСОИБ. Этот блок команд может срабатывать при наступлении некоторого условия (даты, времени и т.д., либо по команде извне). Запустивший такую программу подвергает опасности как себя и свой файлы, так и всю АСОИБ в целом.

Наиболее опасные действия “троянский конь” может выполнять, если запустивший ее пользователь обладает расширенным набором привилегий. В этом случае злоумышленник, составивший и внедривший “троянского коня”, и сам этими привилегиями не обладающий, может выполнить несанкционированные привилегированные функции чужими руками. Или, например, злоумышленника очень интересуют наборы данных пользователя, запустившего такую программу. Последний может даже не обладать расширенным набором привилегий -- это не помешает выполнению несанкционированных действий.

“Троянский конь” -- одна из наиболее опасных угроз безопасности АСОИБ. Радикальным способом защиты от этой угрозы является создание замкнутой среды исполнения программ. В особенности важно разделение внешних сетей (особенно Интернет) и внутренних сетей по крайней мере на уровне протоколов, а еще лучше -- на физическом уровне. Желательно также, чтобы привилегированные и непривилегированные пользователи работали с разными экземплярами прикладных программ, которые должны храниться и защищаться индивидуально. При соблюдении этих мер вероятность внедрения программ подобного рода будет достаточно низкой.

Вирус -- это программа, которая может заражать другие программы путем включения в них своей, возможно модифицированной, копии, причем последняя сохраняет способность к дальнейшему размножению. Вирус может быть охарактеризован двумя основными особенностями :

- способностью к самовоспроизведению. Это свойство означает, что за время своего существования на компьютере вирус должен хотя бы один раз воспроизвести свою копию на долговременном носителе;

- способностью к вмешательству (получению управления) в вычислительный процесс. Это свойство является аналогом “паразитирования” в живой природе, которое свойственно биологическим вирусам.

Как и “троянские кони” вирусы относятся к активным программным средствам. Классификация вирусов, используемые ими методы заражения, способы борьбы с ними достаточно хорошо изучены и описаны. Эта проблема в нашей стране стала особенно актуальной, поэтому очень многие занимаются ею.

Проблема защиты от вирусов может рассматриваться с двух сторон: как самостоятельная проблема и как одна из сторон проблемы общей защиты АСОИБ. И тот, и другой подходы имеют свои отличительные особенности и, соответственно, свои собственные методы решения проблемы.

В последнее время удалось более или менее ограничить масштабы заражений и разрушений. Тут сыграли свою роль и превентивные меры, и новые антивирусные средства, и пропаганда всех этих мер.

Вообще говоря проблема вирусов может стать тем толчком, который приведет к новому осмыслению как концепций защиты, так и принципов автоматизированной обработки информации в целом.

“Червь” -- программа, распространяющаяся через сеть и (в отличие от вируса) не оставляющая своей копии на магнитном носителе. “Червь” использует механизмы поддержки сети для определения узла, который может быть заражен. Затем с помощью тех же механизмов передает свое тело или его часть на этот узел и либо активизируется, либо ждет для этого подходящих условий.

Наиболее известный представитель этого класса - вирус Морриса (или, вернее, “червь Морриса”), поразивший сеть Internet в 1988 г. Наиболее подходящей средой распространения “червя” является сеть, все пользователи которой считаются дружественными и доверяют друг другу. Отсутствие защитных механизмов как нельзя лучше способствует уязвимости сети.

Самый лучший способ защиты от “червя” -- принять меры предосторожности против несанкционированного доступа к сети.

Захватчики паролей. Это программы специально предназначены для воровства паролей. При попытке входа имитируется ввод имени и пароля, которые пересылаются владельцу программы-захватчика, после чего выводится сообщение об ошибке ввода и управление возвращается операционной системе. Пользователь, думающий, что допустил ошибку при наборе пароля, повторяет вход и получает доступ к системе. Однако его имя и пароль уже известны владельцу программы-захватчика. Перехват пароля может осуществляться и другим способом - с помощью воздействия на программу, управляющую входом пользователей в систему и ее наборы данных.

Для предотвращения этой угрозы перед входом в систему необходимо убедиться, что вы вводите имя и пароль именно системной программе входа, а не какой-то другой. Кроме того, необходимо неукоснительно придерживаться правил использования паролей и работы с системой. Большинство нарушений происходят не из-за хитроумных атак, а из-за элементарной небрежности. Не рекомендуется покидать рабочее место, не выйдя из системы. Постоянно проверяйте сообщения о дате и времени последнего входа и количестве ошибочных входов. Эти простые действия помогут избежать захвата пароля.

Кроме описанных выше, существуют и другие возможности компрометации пароля. Не следует записывать команды, содержащие пароль, в командные процедуры, надо избегать явного объявления пароля при запросе доступа по сети: эти ситуации можно отследить и захватить пароль. Не стоит использовать один и тот же пароль для доступа к разным узлам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.