Рефераты. Информатика и программное обеспечение ПЭВМ

1. Принцип адекватности мер государственного регулирования. Государство должно принимать только те регулятивные меры, которые необходимы для разрешения сложившихся в секторе ИКТ проблем и создания механизма реализации прав и законных интересов участников ИКТ-сектора.

2. Принцип устранения избыточных административных барьеров. Меры прямого государственного регулирования могут вводиться только в целях защиты важнейших интересов общества и государства, жизни, здоровья и имущества граждан. Приоритет отдается мерам текущего контроля за деятельностью участников рынка перед мерами, ограничивающими доступ на рынок новых участников.

3. Принцип приоритетного использования методов государственного регулирования в секторе ИКТ. Правовые нормы, устанавливающие правила поведения участников ИКТ-сектора, могут применяться только для защиты важнейших прав и законных интересов личности, общества и государства. Приоритет отдается методам регулирования, допускающим свободный выбор участниками форм и способов реализации своих прав и обязанностей и осуществление таких прав и обязанностей собственными инициативными действиями участников ИКТ-сектора.

4. Принцип гарантированности прав граждан и юридических лиц. Государственное регулирование отношений в секторе ИКТ основывается на системе организационно-правовых и материальных гарантий, создающих механизм реализации установленных в законе прав граждан и юридических лиц. Государственные органы и должностные лица должны нести ответственность в случае непринятия установленных в законодательстве мер, направленных на реализацию прав граждан и юридических лиц.

5. Принцип совместимости с мировым информационным пространством. Развитие нормативного регулирования применения ИКТ-технологий направлено на интеграцию с международным информационным пространством, приведение российского сектора ИКТ в соответствие со сложившимися в зарубежной практике подходами.

Государственное регулирование информационного взаимодействия должно основываться на следующих отраслевых принципах:

1. Принцип реальной доступности информации. Основной гарантией соблюдения информационных прав граждан и организаций является законодательно установленная презумпция открытости информации, содержащейся в государственных информационных ресурсах. Однако информация, которая в соответствии с законодательством является открытой, должна быть фактически доступна.

2. Принцип сокращения количества транзакций. Структура информационных ресурсов и информационных процессов с государственными органами должна выстраиваться таким образом, чтобы минимизировать число транзакций, необходимых для реализации тех или иных информационных прав.

3. Принцип консолидации государственных информационных ресурсов. Государственные информационные ресурсы, как предназначенные для публичного доступа, так и создаваемые для собственных нужд отдельных органов, должны быть, с учетом режимов хранения информации и категории доступа, непосредственно доступны для всех государственных органов. Государственный орган, которому для принятия решений требуется определенная информация (в настоящее время она обычно требуется от заявителя), должен иметь доступ к этой информации, в т. ч. к информации, содержащейся в информационных ресурсах других ведомств или территориальных отделений.

4. Принцип единообразия форм представления информации и стандартов ведения государственных информационных ресурсов. Принципы сокращения количества транзакций и гарантии открытости информации предполагают возможность легкого доступа к информации и простоты обмена информацией между различными информационными ресурсами. Это возможно только при условии строгой унификации государственных информационных ресурсов и стандартов вносимой в них информации.

5. Принцип обеспечения сохранности и достоверности информации. Нормативные акты должны предусматривать порядок информационного взаимодействия, однозначно устанавливающий непротиворечивые и недискриминационные процедуры восстановления информации в случае утраты ее в одном из ресурсов, преодоления искажений информации, устранения коллизий между ресурсами.

6. Принцип равноправия форм документов. Документ, представленный в электронной форме, не может быть лишен юридической силы только на том основании, что он составлен в электронной форме. Каждый документ, предусмотренный любым нормативным актом, должен сохранять юридическую силу при переводе из одной формы представления в другую.

1.7.1.2 Методы информационного права

Под методом правового регулирования понимают способы воздействия отрасли информационного права на информационные отношения. Многофункциональность информации приводит к необходимости применять в информационном праве различные методы правового регулирования информационных отношений в зависимости от вида информации и ее назначения в информационных процессах.

При изложении содержания информационно-правовых норм, обеспечивающих регулирование информационных отношений, связанных с созданием такой информации, как нормативные правовые акты, персональные данные, статистическая информация, государственные информационные ресурсы, обязательно представляемая информация, применяются методы конституционного и административного права: при создании информации, представляющей результат творчества, коммерческую тайну, открытую информацию - методы гражданского права.

При регулировании отношений, возникающих при передаче и распространении информации, применяются методы административного и конституционного законодательства, гражданского права, а также новые методы регулирования отношений информационной собственности, основанные на принципах такой собственности, еще только подлежащих разработке в рамках информационного права.

При регулировании отношений, возникающих в процессе применения информации, должны использоваться методы гражданского права и новые методы информационного права; при регулировании отношений по поводу ответственности за допущенные правонарушения в информационной сфере - методы законодательства об административных нарушениях уголовного права.

Таким образом, информационное право является комплексной отраслью, базирующейся, как на двух китах, на публичном и частном праве, и использует при решении задач правового регулирования отношений в информационной сфере практически весь основной арсенал механизмов публичного и частного права.

1.7.2 Информационное законодательство

в сфере информационных технологий

Российское информационное законодательство, формировавшееся во время наиболее динамичного развития информационных технологий, характеризовалось постоянным отставанием от современного уровня ИКТ. Изменения законодательства характеризовались отсутствием каких-либо программных документов, устанавливающих приблизительные правила использования ИКТ.

Одним из наиболее нежелательных следствий отсутствия системного подхода к регулированию сектора ИКТ является снижение конкурентоспособности отечественного сектора ИКТ по отношению к странам с рыночной экономикой. Эта проблема, носящая структурный характер, вызвана рядом проблем:

- отсутствием четких гарантий прав граждан, вызванным системными препятствиями, возникающими на пути к их осуществлению;

- отсутствием гарантий для предпринимателей, неоправданными барьерами выхода на рынок, вызванными часто нехваткой информации о требованиях законодательства к осуществлению той или иной деятельности;

- коррупцией среди чиновников госаппарата, основанной прежде всего на возможности принятия решений с высокой степенью произвольности;

- отсутствием эффективных процедур ответственности госслужащих и государственных органов за нарушения своих обязанностей, в том числе и нарушения в области информационного взаимодействия, низким уровнем успешно осуществленных преследований за такие нарушения и высокой латентностью таких нарушений.

Система правового регулирования ИКТ-сектора должна учитывать особенности предметной области регулирования и строиться в соответствии с принципами, устанавливаемыми концепцией.

Таким образом, правовое регулирование применения информационных и коммуникационных технологий в соответствии с Концепцией правового регулирования применения информационных и коммуникационных технологий в Российской Федерации направлено на достижение следующих целей:

1) обеспечение прав граждан и организаций на доступ к информации из государственных информационных ресурсов;

2) снижение количества барьеров и ограничений, основанных на несовершенстве системы информационного взаимодействия, в реализации законных прав гражданами и организациями;

3) снижение расходов государственного бюджета на содержание органов государственной власти без снижения эффективности осуществления органами государственной власти возложенных на них функций;

4) развитие областей российской экономики, непосредственно связанных с разработкой, применением и активным использованием информационных и коммуникационных технологий.

Необходимо так же определиться с тем, что именно может (или должно) включать в себя понятие "законодательство об информационных технологиях" ("информационное законодательство"). Наиболее очевидный ответ на этот вопрос связан с расширительным толкованием, при котором в сферу регулирования "информационного законодательства" подпадают все, сколько-нибудь имеющие отношение к понятию "информация", правовые институты.

В этом случае под "использованием информационных технологий" следовало бы понимать (в терминах действующего российского законодательства) любые "информационные процессы": сбор, накопление, потребление, хранение и преобразование информации как сведений о фактах, событиях и явлениях окружающего мира. При этом в сферу "информационного права" подпадают, в частности, вопросы:

определения правового статуса информации как объекта гражданских прав;

создания и производства, реализации и приобретения, потребления и использования средств обработки (хранения) информации ("информационных систем", "информационных технологий");

реализации конституционных прав, связанных с информацией (включая вопросы "информационной открытости" органов государственной власти, вопросы свободы слова, тайны переписки и др.), соотношения реализации данных прав с ограничениями, связанными с государственной, коммерческой и служебной тайной, а также информацией персонального характера (с ограниченным доступом), с защитой прав и законных интересов различных субъектов на ограничение доступа к информации;

юридического статуса информации в электронном виде (передача информации в виде сообщений, распространение открытой, в том числе массовой, информации, записи в информационных ресурсах, документы в электронной форме) - проблема соотношения оригинала и копии документа, представления доказательств, а также обеспечения доказательств при совершении процессуальных действий;

охраны результатов интеллектуальной деятельности ("интеллектуальной собственности", "исключительных прав"), зафиксированных в электронной форме;

информационной безопасности ("защиты информации"), включая применение специальных технологических средств и организационных механизмов такой защиты;

выявления, пресечения и расследования антиобщественных деяний (правонарушений и преступлений) в информационной сфере;

правового регулирования телекоммуникационного сектора, составляющего инфраструктурную основу и оказывающего прямое воздействие на развитие информационных и коммуникационных технологий (вопросы обеспечения конкуренции, оптимальных форм государственного регулирования, универсального обслуживания);

применения информационных технологий в качестве средств доказывания и доказательств в процессуальных действиях.

При таком понимании вопросы " информационного законодательства" неизбежно будут "пересекаться" с нормативными актами, традиционно относимыми к иным отраслям права (конституционному, гражданскому, уголовному, административному, о средствах массовой информации и т. п.).

Базовые законы об информации находятся в ведении Минсвязи, вопросы гостайны - Гостехкомиссии и ФСБ; коммерческой тайны - Минпромнауки; служебной тайны и доступа к правительственной информации - Минэкономразвития; охраны интеллектуальной собственности - Роспатента и Минпромнауки; массовой информации (причем не только деятельности средств массовой информации) - Минпечати; распространения информационных сообщений рекламного характера - Министерства по антимонопольной политике и т. п.

Такое распределение нормативных актов (групп актов), "закрепленных" за определенным ведомством федерального уровня, значительно усложняет выработку основанного на едином концептуальном подходе нормативного правового регулирования.

Современный этап развития российского законодательства в области ИКТ характеризуется значительным числом и большим разнообразием источников правовых норм. Только на уровне федеральных законов насчитывается несколько десятков нормативных актов, относящихся как к специфическим вопросам регулирования ("профильное законодательство"), так и к регулированию более общего характера, затрагивающего также и вопросы ИКТ.

Так, к законодательству общего характера, закрепляющему информационные права и свободы, устанавливающему основные права и обязанности соответствующих субъектов по поводу создания и распространения информации определенного вида, а также устанавливающему ограничения в обращении информации в государстве и обществе, относят следующие нормативные акты:

- Конституция РФ (1993 г.) закрепляет права на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, тайну переписки, права на информацию ("свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом"), свободу мысли и слова, массовой информации и запрет цензуры, свободу творчества, охрану интеллектуальной собственности;

- Закон РФ "О государственной тайне" (1993 г.);

- Закон РФ " О средствах массовой информации" (1991 г.), регулирующий вопросы деятельности средств массовой информации и специфики "массовой" информации;

- Закон РФ "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных" (1992 г.);

- Закон РФ "О правовой охране топологий микросхем" (1992 г.);

- Патентный закон РФ (1992 г.);

- Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" (1993 г.);

- Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" (1995 г.);

- Федеральный закон "Об участии в международном информационном обмене" (1995 г.);

- Федеральный закон "Об электронной цифровой подписи" (2002 г.);

- Федеральный закон "О связи" (1995 г., в редакции 2003 г.);

- Федеральный закон "О рекламе" (1995 г.);

- Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" (2001 г.).

Законодательства, акты которых целиком посвящены вопросам информационного права, подразделяются:

- на законодательство об интеллектуальной собственности, включающее законодательство об авторском праве и смежных правах, патентное законодательство, законодательство о "ноу-хау";

- законодательство о средствах массовой информации и о масс-медиа;

- законодательство о формировании информационных ресурсов, информационных продуктов, предоставлении информационных услуг, подразделяющееся, в свою очередь, на законодательства правовой информации, персональных данных, библиотечном деле, об архивах, статистической информации, международном обмене информацией;

- законодательство о реализации права на поиск, получение, передачу и потребление информации;

- законодательство о создании и применении информационных систем, их сетей, иных информационных технологий и средств их обеспечения;

- законодательство об информационной безопасности.

Перечисленные акты являются примерами соответствующих групп и не являются исчерпывающим списком.

Гражданский, Налоговый, Таможенный, Уголовный кодексы, Кодекс законов о труде также содержат нормы, относящиеся к регулированию ИКТ.

Следует также упомянуть многочисленные подзаконные акты (указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные документы федеральных органов исполнительной власти), принятые в развитие перечисленных федеральных законов (например, регулирующие вопросы использования средств защиты информации, порядок и условия лицензирования соответствующей деятельности, экспорта программного обеспечения и т. д.); законодательные акты по профильным вопросам, принятые в субъектах Российской Федерации (например, закон правительства города Москвы "Об информационных ресурсах и информатизации города Москвы", принятый в 2001 г.).

В настоящее время на разных стадиях рассмотрения в федеральных органах государственной власти и Федеральном собрании находится ряд проектов и федеральных законов, относящихся к правоотношениям в сфере ИКТ ("Об электронной торговле", "Об информации персонального характера (персональных данных)", "О служебной тайне", "Об обеспечении прав граждан на информацию о деятельности органов государственной власти", Федеральный закон "О коммерческой тайне" и др.).

Классификация нормативных актов:

1) законодательство общего характера, регламентирующее наиболее фундаментальные принципы регулирования общественных отношений, связанных с использованием информации и ИКТ;

2) законодательство, регламентирующее использование общедоступной информации ("открытого доступа");

3) законодательство, регламентирующее использование конфиденциальной информации ("ограниченного доступа");

4) законодательство, регламентирующее различные прикладные аспекты использования информации и ИКТ;

5) законодательство, относящееся к охране интеллектуальной собственности.

Так, к первому классу могут быть отнесены соответствующие разделы Конституции Российской Федерации и Гражданского кодекса, а также "базовый" Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации".

Второй класс в российских условиях будут составлять нормы, относящиеся к массовой информации, Закона "О СМИ", а также (после его приятия) законопроект "Об обеспечении прав граждан на информацию о деятельности органов государственной власти".

Третий класс включает Закон "О государственной тайне", а также законопроекты "О коммерческой тайне", "О служебной тайне" и "О персональных данных".

Четвертый класс представлен Федеральными законами "Об ЭЦП", "О связи", законопроектом "Об электронной торговле" и т. п.

В пятом классе сосредоточены все российские законы, связанные с охраной результатов творческой деятельности.

При более глубоком рассмотрении указанных законодательных актов выявляется ряд недостатков, свидетельствующих о неадекватности нынешнего состояния правового регулирования в информационной сфере складывающимся в ней общественным отношениям:

- неопределенность правового статуса информации, вовлеченной в общественные отношения (гражданский оборот);

- неопределенность правовой специфики правоотношений, возникающих в связи с использованием российскими гражданами, организациями и государственными органами глобальной информационной сети Internet (имущественные права на размещаемые в сети информационные объекты, совершение сделок "в электронной форме", идентификация участников сетевых правоотношений, проблемы трансграничной юрисдикции, распространение информации антиобщественного характера, включая несанкционированные рассылки "спам", предупреждение и пресечение правонарушений);

- неоднозначность представления в налоговом и бухгалтерском законодательстве информационных (нематериальных) объектов, приобретаемых и реализуемых налогоплательщиками. К этому примыкает и юридически некорректное закрепление имущественных прав государства на информационные объекты (ресурсы), создаваемые на бюджетные средства (т. е. содержательную информацию, имеющую в том числе и коммерческую ценность);

- терминологическая неоднозначность и концептуальное разнообразие подходов к регулированию информации ограниченного доступа (конфиденциальной информации в целом, государственной, служебной, коммерческой тайны, семейной и личной тайны, персональных данных и т. п.);

- межотраслевые "коллизии" правовых норм, относящихся к использованию ИКТ, но содержащихся в "непрофильных" правовых актах (Налоговом кодексе, Законе "О СМИ" и др.).

Сложившаяся ситуация с неэффективностью федерального законодательства в области использования информационных технологий заставляет исправлять наиболее очевидные его недостатки либо на уровне уточняющих (разъясняющих) подзаконных актов, либо на уровне законов субъектов Российской Федерации.

1.8 Основы защиты информации

1.8.1 Основные понятия, актуальность и основные проблемы защиты информации современных информационных систем

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.