2. Особенности планировки и застройки Екатеринбурга
Одной из двух составляющих земельного Кадастра, кроме собственно кадастровых объектов, являются территориальные зоны. При определении целевого назначения земель, их категорийности, необходимо учитывать не только сегодняшнее состояние, но и перспективы развития территории. В связи с этим понятно, что создание земельного кадастра в г. Екатеринбурге, как и в любом другом крупном населенном пункте, невозможно без учета особенностей планировки и застройки территории. При этом ранее действовавшая схема застройки в соответствии с генеральным планом на сегодняшний день для Екатеринбурга не актуальна, в связи с тем, что действующий Генеральный план, рассчитанный на реализацию до 2005 г. во многом исчерпан, и кроме того как морально, так и планировочно устарел. В связи с этим в городе отрабатывается новая схема развития городской среды, основанная на градостроительных регламентах – основных, опорных положениях, обеспечивающих проектировщикам максимальную свободу градостроительной деятельности при сохранении общего характера застройки. Первой, наиболее принципиальной частью градостроительных регламентов, непосредственно связанной с территориальным зонированием, а значит и с Земельно- кадастровыми проблемами, стали «Правила застройки города и административно- подчиненной территории.» [61].
Правила застройки являются средством регулирования градостроительной деятельности на территории Екатеринбурга и административно-подчиненной территории, с учетом местных особенностей положения градостроительного законодательства, обеспечивают право органов местного самоуправления, в пределах своих полномочий, устанавливать порядок осуществления градостроительной деятельности и обеспечения защиты прав и интересов ее участников и населения.
В составе правил разработаны и утверждены "Схема градостроительного зонирования", "Схема развития транспортной инфраструктуры", "Схема зонирования территории города по различной градостроительной ценности", "Схема размещения индивидуальной застройки и земель сельхоз. назначения", "Схема зон охраны памятников истории и культуры", "Схема зон отрицательного техногенного воздействия на окружающую среду", "Схема экономико- планировочных зон", с определением функционального назначения каждой из зон и описанием фактического и предлагаемого целевого использования.
Таким образом, в правилах определены зоны ограничений использования территорий по различным условиям. Поскольку воздействие многих рассматриваемых факторов на городскую среду является достаточно стабильным, то данное зонирование положено в основу кадастровых работ, проводимых в Екатеринбурге. Использование материалов, входящих в состав материалов «Правил», позволило ускорить работы по кадастровому зонированию, а также заложило основу для описания публичных сервитутов на земельные участки.
В настоящее время город занимает территорию в 114,5 тыс. га (в границах муниципального образования), в том числе собственно Екатеринбург – 49,1 тыс. га. В архитектурно-планировочном отношении город является достаточно компактным, имея протяженность застроенной части с севера на юг около 25 км и с запада на восток около 15 км. С точки зрения градостроительного зонирования вся городская территория делится на 4 зоны (см. приложение 1): три – в границах собственно города, четвертая – земли, расположенные за городской чертой. Кроме того, в целях перспективного территориального развития города выделяется пятая зона, состоящая из земель подчиненных соседним муниципальным образованиям (городам Арамилю, Березовскому, Верхней Пышме, Первоуральску, Среднеуральску, Сысертскому и Белоярскому районам).
В первую градостроительную зону входит Центральный район, являющийся планировочным и историческим ядром города, отличающийся высокой концентрацией различных видов социально-экономической деятельности (государственное и муниципальное управление, наука, культура, торговля, управление бизнесом и др. Это наиболее ценные городские земли с высокой плотностью застройки.
Вторая зона включает в себя группу городских микрорайонов, непосредственно примыкающих к центру города, ее внешней границей является внутригородское автодорожное кольцо (Базовый, Ануфриева, Бебеля и т.д.). район отличается плотной застройкой, высокой концентрацией населения (жилые районы Ботанический, пионерский, Юго-Западный и др.). В отличие от центральной зоны во вторую включены три крупные промышленные зоны: Северная, примыкающая к ст. Свердловск-пасс., зона примыкания к ст. Шарташ и Верх-Исетская.
Третья зона – зона перспективного развития города в его собственных границах. Характеризуется различной плотностью застройки, отличающейся локальностью. В зоне сформировались несколько промышленных зон, примыкающих к железнодорожным станциям на выходе из города: Калиновка, Кольцово, Лечебная, Свердловск-сорт., Уктус и др. отличительной чертой зоны является наличие крупных парковых массивов, а также земель сельскохозяйственного назначения.
Четвертая зона – земли, подчиненные городу, фактически – его ближайшая пригородная зона. Отлична максимальной степенью дифференциации освоения. Преобладают земли сельскохозяйственного и лесохозяйственного назначения.
Характеристика пятой зоны дана выше.
3. Создание и ведение автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра (АС ГЗК) МО “город Екатеринбург”
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 г. N 622 и Постановления Правительства Свердловской области от 30.10.1992 г. №313-п «О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации», вышло Постановление Главы администрации г. Екатеринбурга от 27.05.1993г. №270-е «О создании информационно–кадастровой системы по г. Екатеринбургу».
В этом Постановлении Комитету по земельным ресурсам и землеустройству г. Екатеринбурга поручено приступить к созданию информационно-кадастровой системы. Данное Постановление было первым документом в городе, касающимся кадастра.
В дальнейшем была разработана Областная программа "Создания автоматизированной информационной системы земельного кадастра", которая была утверждена распоряжением Главы администрации Свердловской области от 01.12.94г. №671.
Программа была выполнена для решения следующих задач. Создание автоматизированной информационной системы ведения государственного земельного кадастра, включая регистрацию земель на территории Свердловской области. Разработка и внедрение процедур регистрации землевладельцев и землепользователей и ведения государственного земельного кадастра. Внедрение современных технологий сбора, обработки, хранения и использования данных для ведения земельного кадастра и регистрации землевладельцев и землепользователей. Создание технической инфраструктуры, обеспечивающей ведение интегрированных баз данных. Использование земельной информационной системы как базовой для развития других информационно - коммуникационных систем. Разработка рекомендаций по совершенствованию земельного законодательства и нормативных актов.
Перечень мероприятий и работ по реализации Программы был сформирован по блокам:
1. Правовое, нормативно-методическое обеспечение внедрения системы.
2. Организационное обеспечение.
3. Программно-технологическое обеспечение создания и внедрения системы.
4. Информационное обеспечение системы.
5. Мониторинг базы данных земельного кадастра.
6. Материально-техническое обеспечение внедрения системы.
7. Подготовка и переподготовка кадров.
8. Эксплуатация системы.
Государственным заказчиком Программы был Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Свердловской области.
Генеральным подрядчиком работ по реализации программы был Федеральный кадастровый центр "Земля" [70]. Основной субподрядной организацией по выполнению этой части работ, необходимой для создания автоматизированной информационной системы ведения государственного земельного кадастра, являлся Уральский государственный научно - исследовательский и проектно- изыскательский институт по землеустройству - УралНИИгипрозем. Исполнителями работ были организации, предприятия и учреждения, а также физические лица, имеющие лицензии на выполнение указанных работ.
Главам муниципальных образований в Программе было рекомендовано разработать и принять собственные программы создания автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра с включением в них инвентаризации земель городов и других населенных пунктов.
Так в г. Екатеринбурге также была разработана и принята соответствующая Программа "Создания автоматизированной системы ведения земельного кадастра на территории МО «Город Екатеринбург».
Все выше перечисленные документы и программы стали толчком развития кадастровых систем в регионе и городе, но постоянный рост курса доллара и не полное финансирование Программ не позволили выполнить их в полном объеме. И уже в 1998 году создается и утверждается новая областная целевая Программа "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра Свердловской области", сроки реализации которой рассчитаны на 1998 - 2005 гг.
В данной главе мы рассмотрим процесс создания и развития земельного кадастра МО “город Екатеринбург”.
2.3.1. Кадастровое зонирование
Удобное разбиение территории, которое носит название кадастрового зонирования и служит одной из основ построения системы управления недвижимостью в регионах, формирования системы государственного земельного кадастра. В соответствии с Указом Президента РФ от 11.12.93 г. № 2130 регистрация и оформление документов о правах на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость должны вестись по единой системе на всей территории Российской Федерации. В развитие данного указа были разработаны и приняты соответствующие документы, утвержденные Роскомземом, органами исполнительной власти субъектов Федерации. Согласно этим документам все земельные участки должны получить уникальные кадастровые номера. Для удобства построения и использования номера должны быть образованы кадастровые кварталы, кадастровые массивы и кадастровые зоны.
Работа по созданию земельного кадастра МО “город Екатеринбург” была начата с кадастрового зонирования территории.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10