Рефераты. Земельный кадастр как инструмент регулирования социально-экономического развития города (на примере г. Екатеринбурга) p> Государственный земельный кадастр велся по единой для СССР системе и за счет государства с использованием доброкачественных планово- картографических материалов, которые в зависимости от вида съемок обновлялись раз в 5-10 лет, при этом государство всегда находило на эти цели необходимые средства. За правильность сведений в государственном земельном кадастре отвечали два лица: главный инженер-землеустроитель района и председатель рай (гор) исполкома.

В России в 1991 г., в очередной раз, меняется земельный строй, при этом ликвидируется государственная монополия на землю.

Переход России к рыночной экономике потребовал создания нового и адекватного современным условиям земельного кадастра, который бы явился информационной инфраструктурой, поддерживающей зарождающийся рыночный механизм.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 18 января 1991 г. № 30 разработка такой системы была поручена Госкомзему России, а срок ее создания определен в пять лет. Создать подобную систему в такой короткий срок было практически невозможно (мировой цивилизации потребовалось на это несколько веков). Для ее реализации необходимо было провести инвентаризацию земель на территории 1/8 земного шара, создать нормативно-техническую базу специальное программное обеспечение, оснастить 2,5 тыс. земельных комитетов современными средствами вычислительной техники, создать системы передачи и защиты информации.

Осознавая исключительное значение государственного земельного кадастра в деле становления рыночной экономики страны, Правительство Российской
Федерации Постановлением от 23 августа 1996 г. № 923 утвердило Федеральную целевую программу «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра Российской Федерации». Всемирный Банк выделил России заем в 80 млн дол. США для создания и развития системы земельной регистрации (проект ЛАРИС). Госкомзем России, наряду с силовыми ведомствами, включается в программу автоматизации федеральных органов исполнительной власти в рамках российско-германского проекта «Гермес».

Целью этой программы была разработка и развертывание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра как государственной информационной системы, обеспечивающей на всей территории
Российской Федерации проведение единой политики в области земельного кадастра.

Программа была направлена на обеспечение интересов государства и населения страны, защиты прав собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земли, а также на информационное обеспечение функционирования цивилизованного рынка земли и прочно связанной с ней недвижимости.

Достижение поставленной цели было задумано путем поэтапного развертывания и наращивания системы, начиная с создания регистрационной части, с переходом на автоматизированный количественный и качественный учет и сплошную оценку земель.

Основными задачами Программы являлись: создание на основе новейших компьютерных систем и информационных технологий действенного механизма, обеспечивающего ведение государственного земельного кадастра; совершенствование межведомственного взаимодействия в управлении земельными ресурсами; обеспечение земельно-кадастровой информацией Федеральной комиссии по недвижимому имуществу и оценке недвижимости для ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также других потребителей информации; содействие созданию механизма государственной защиты прав собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земли, стимулирующей более эффективное производство и инвестиции; содействие обеспечению своевременных и в полном объеме поступлений платежей за землю; поддержка функционирования рынка земли и другой недвижимости; совершенствование механизма расчета величины земельного налога и других платежей за землю; создание и управление банками данных о наличии и состоянии земельных ресурсов; информационное обеспечение и поддержка землеустройства, мониторинга земель, государственного контроля за использованием земель, разработки программ по рациональному использованию земельных ресурсов, оптимального регулирования развития территорий, а также установления границ территорий с особым правовым режимом (природоохранный, заповедный, рекреационный).

Реализация программы была рассчитана на 1996-2000 года в два этапа, основными задачами которых были соответственно создание нормативной правовой и технологической базы и создание земельно-информационного банка данных.

Следует отметить, что активное развитие государственного земельного кадастра в 90-е годы происходит в отсутствие главных законодательных актов:
Государственная Дума Федерального Собрания РФ годами не принимает Земельный кодекс, что сдерживает разработку закона «О государственном земельном кадастре». И только в 1998 г. принимается решение о подготовке Федерального закона «О государственном земельном кадастре», который был введен в действие с середины 2000 г.

Закон «О государственном земельном кадастре» регулирует правовые отношения, возникающие при создании, ведении государственного земельного кадастра.

В законе нашли отражения такие важнейшие принципы, как единство в подходах к построению кадастра на всей территории Российской Федерации, необходимость актуализации данных, совместимость кадастра с другими информационными системами, защита прав собственников земельных участков.

Принципиальным моментом создания государственного земельного кадастра является обязательный обмен информацией и взаимодействие с другими государственными органами и информационными системами (регистрационной палатой, бюро технической инвентаризации и пр.), необходимой для комплексного представления информации в кадастре.

Заложенный в законе принцип «комплексного представления информации» объединяет в едином доступном формате всю имеющуюся у органов управления информацию о земельном участке, расположенных на нем объектах недвижимости и владельцах (собственниках, пользователях). Четкая взаимосвязь и возможность проследить всю цепочку - «земля – здания - владелец» - позволит решить проблемы неуплаты налогов и наличия «бесхозных объектов», а также будет способствовать большему контролю за взиманием земельного налога и арендной платы со стороны местных органов власти.

Несмотря на некоторые недочеты, этот закон в целом представляет собой вполне проработанный документ, позволяющий создать в Российской Федерации современную систему кадастрового учета земель на основе соблюдения прав и обязанностей собственников земель и интересов государства [24, c.19-24].

Таким образом, в России завершен первый этап земельных преобразований: произошли принципиальные, глубинные изменения в формах собственности на землю, ликвидирована монополия государственной собственности на землю, разработана необходимая нормативно-правовая база для дальнейшего развития земельных отношений в России и создания автоматизированной системы государственного земельного кадастра (АС ГСК).

1.2. Земельный кадастр России. Особенности, структура, содержание

Государственный земельный кадастр - систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов.

Государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки
[3].

Государственный земельный кадастр создается и ведется в целях информационного обеспечения: государственного и муниципального управления земельными ресурсами; государственного контроля за использованием и охраной земель; мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель;

государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; землеустройства; экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов; установления обоснованной платы за землю; иной связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности.

Создание государственного земельного кадастра является важной сферой деятельности Росземкадастра. Одной из первоочередных задач Росземкадастра в данной области является подготовка нормативных и методических документов, направленных на развитие системы государственного земельного кадастра
России. В целях обеспечения единых технологий и подходов к созданию кадастра разработаны документы, обеспечивающие проведение единой государственной политики в данной сфере. Унификации земельного кадастра способствует разработка единого состава и структуры документов и кадастровых данных, иерархическая структура которых определяется системой классификаторов, специально разрабатываемых для целей ведения государственного земельного кадастра.

Одним из важнейших источников формирования базы данных земельного кадастра является государственная статистическая отчетность, сбор которой осуществляется земельными комитетами всех административно-территориальных уровней. На основе представляемых земельными комитетами субъектов РФ материалов осуществляется ежегодный анализ и внесение в базу данных сведений о наличии, распределении, использовании и состоянии земель в регионах. В их числе проводится сбор и обработка таких сведений [52, c.23-
24]: о наличии и распределении земель по категориям и формам собственности;

о наличии и распределении земель по категориям и угодьям; о распределении земель предприятий, организаций и граждан, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, по формам собственности; о наличии земель у предприятий, организаций и граждан, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции; о распределении общих площадей земель городов по формам собственности;

о распределении общих площадей земель сельских населенных пунктов по формам собственности; об использовании земель лесного фонда; о состоянии мелиорируемых земель.

Важным компонентом государственного земельного кадастра федерального уровня является блок данных об административно-территориальных границах субъектов Российской Федерации, а также территориальных зонах, пересекающих границы двух или более субъектов РФ. Подведомственными организациями
Росземкадастра разработан перечень таких территориальных зон, на основе которого осуществляется сбор сведений о них (см. рис.1).

[pic]

Рис.1. Организационное построение государственного земельного кадастра*

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.