Рефераты. Закрытые административно-территориальные образования РФ

Территория и границы закрытого административно-территориального образования, согласно ст.1 п.2  ФЗ "О ЗАТО",  определяются исходя из особого режима безопасности предприятий и (или) объектов, а также с учетом развития потребностей населения.

Границы ЗАТО могут совпадать, но могут и не совпадать с границами субъектов Российской Федерации, с границами районов, входящих  в их состав. На примерах признания ЗАТО городов и поселков, а также частей городов и поселков Московской, Свердловской, Челябинской и многих других, изобилующих военными объектами, областей Российской Федерации, видно, что данное решение достаточно во многом "натянуто":

“Что есть особый режим безопасности? Немногочисленное население ядерного  Озерска сегодня получает дотации и субвенции на свое развитие в 6 раз больше, чем в соседних со Озерском поселках и военных городках, жители которых подвергаются такому же риску, обитая на территории, покрытой тем же объемом излучения. Более того, каждый пятый житель Озерска имеет реальный шанс получить “деньги на отселение”, тогда как остальные жители дышащего ядерной пылью района такого шанса не получат никогда…"[2]

Специально для разрешения подобных противоречий в 1996 году в ФЗ  “О ЗАТО” была внесена поправка, отмечающая, что в случае установления вредного воздействия предприятий и объектов, расположенных в ЗАТО, на близлежащие территории, этим территориям присваивается статус зоны воздействия.

В настоящее время в России существуют 47 ЗАТО -  10 ЗАТО Министерства атомной энергетики - города и поселки (в т.ч. подземные), в которых создавалось или создается ядерное оружие и системы его обслуживания, и 37 ЗАТО Министерства обороны Российской Федерации – военные точки, где на вооружении  находятся ракеты с ядерным  арсеналом.[3]. При всем этом с 1996 года статус зоны воздействия был присвоен всего-навсего 5 (!) территориям.[4]

Таким образом, можно выделить еще одно существенное направление деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации - своевременное присвоение необходимого статуса зоны воздействия районам - спутникам ЗАТО, которые служили и служат главной сырьевой базой ведущего предприятия ЗАТО и ущербное положение которых сегодня, к сожалению, очевидно.



2. Особый статус закрытых административно-территориальных образований.


Особый правовой и организационный статус закрытых административно-территориальных образований обусловлен непосредственно природой ЗАТО.

Так, в числе иных проявлений статуса, не вызывает сомнения специфичная "биполярность" деятельности ЗАТО, обусловленная его особыми отношениями с местными органами власти и федеральным центром. Двойное подчинение ЗАТО проявляется в подчинении его федеральным органам государственной власти и подчинении органам местного самоуправления.

В ведении федеральных органов государственной власти закрытые образования  находятся по вопросам, установленным ст.1 п.3 ФЗ  “О ЗАТО”, а именно:

1)      По вопросам обеспечения особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, включающие специальные условия проживания граждан, охраны общественного порядка и обеспечения противопожарной безопасности,

2)      По вопросам установления подчиненности, установления границ указанного образования и земель, отводимых предприятиям и (или) объектам,

3)      По вопросам определения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в  отношении указанного образования.

Решения по указанным вопросам принимаются Правительством Российской Федерации как главным исполнительным органом власти в Российской Федерации.

Органы местного самоуправления в этих вопросах, сегодня, к сожалению, бесправны - и опять-таки, "благодаря" законодателям.

Федеральный закон "О ЗАТО", был принят, напомню, 14.07.1992 г., а уже 28.11.1996 г. ст.4. п.2, гласивший, что органы местного самоуправления ЗАТО:

1)      Координируют деятельность предприятий и (или) объектов, подразделений  охраны, милиции, гражданской обороны и иных служб при угрозе чрезвычайных ситуаций.

2)      Разрабатывают схемы оповещения и эвакуации населения в случаях аварий на предприятиях и (или) объектах либо при их угрозе.

3)      В случае возникновения опасности для жизни и здоровья людей, защите их прав, сохранению материальных ценностей, а при необходимости до начала работы соответствующих органов, образуемых Правительством Российской Федерации, принимает решение об эвакуации населения,

-         был исключен из Федерального Закона.

Таким образом, как мы видим, из  компетенции органом местного самоуправления ЗАТО были полностью исключены центральные функции территориального образования этого уровня. С одной стороны, можно поддержать действия Правительства Российской Федерации по разграничению предметов ведения государства и органов местного самоуправления, поддержку таким образом  специально созданных для исполнения тех или иных задач служб и министерств  -  МЧС, Министерства обороны, Федеральной службы безопасности. С другой стороны (и последние два года техногенных аварий на ряде аналогичных засекреченных объектов Европы это показали наглядно), недооценивать роль органов местного самоуправления, более осведомленных о проблемах безопасности предприятий и военных объектов, находящихся на территории данного ЗАТО, нельзя и во многом преступно.

При этом государство - в качестве некого "извинения за причиненные неудобства" -  снимает с органов местного самоуправления не только вышеуказанные права, но и обязанности проводить такие операции.[5]

Однако опыт показывает, что подчас именно в силу "закрытости" и сверхзасекреченности объекта путь к месту аварии у федеральных служб бывает слишком долгим, а местными силами теперь - как мы видим -  справляться со стихией не  только невыгодно финансово (себе в убыток ради собственной безопасности), но и наказуемо (теперь это не входит в компетенцию органов местного самоуправления).[6]

Складывается парадоксальная ситуация - независимые органы местного самоуправления ("четвертая власть"), в чью компетенцию, как известно, входят вопросы организации жизнеобеспечения населения на отведенной ему территории, в очередной раз остаются "независимыми" только на бумаге.

Головное же предприятие ЗАТО оказывается "ничьим" при решении элементарных вопросов минимального поддержания систем связи и безопасности. Федеральный центр дает указания "соответствующим службам", а "соответствующие службы" просят "изыскать возможность поддержания систем жизнеобеспечения предприятия за счет средств резервных фондов органов местного самоуправления ЗАТО"- и снова замкнутый круг.

Поддержание в должном состоянии систем связи и безопасности ЗАТО - задача государства, но если оно сегодня с ней не справляется, должен быть найден альтернативный путь решения этой проблемы - возможно, как раз при участии органов местного самоуправления.

Еще одним краеугольным камнем в расстановке приоритетов государства по отношению к своему самому засекреченному детищу - ЗАТО -  является проблема организации, обеспечения и контроля за обеспечением особого режима  закрытых образований.

По определению ФЗ "О ЗАТО", закрытое административно-территориальное образование -  это  прежде всего территориальное образование, для которого устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, а также особый режим проживания граждан.

Под особым режимом безопасного функционирования ЗАТО законодательство понимает:

1.                      Установление контролируемых и (или) запретных зон по границе и (или) в пределах указанного образования (в т.ч. колючей проволоки).

2.                      Ограничения на въезд и постоянное проживание граждан на территории секретного города (поселка).

3.                      Ограничения на полеты летательных аппаратов над его территорией.

Ограничения на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения землей, природными ресурсами и недвижимостью, вытекающие из ограничений на въезд и постоянное проживание.[7]

Решение об обеспечении особого режима в отношении конкретного ЗАТО принимается Правительством Российской Федерации. Ответственность за организацию и обеспечение особого режима в запретной зоне возлагается на начальника объекта.

Органы местного самоуправления закрытого образования в соответствии с законодательством Российской Федерации участвуют совместно с начальником объекта и представителем органа федеральной службы безопасности в обеспечении особого режима на территории закрытого образования, за исключением территории объекта.

Основой обеспечения особого режима является установление особых условий пребывания граждан на территории закрытого образования.

Особый режим устанавливается государством в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, выполнения международных обязательств Российской Федерации по нераспространению оружия массового поражения, обеспечения защиты сведений о ядерном оружии, других видах вооружений и военной техники, составляющих государственную тайну, пресечения террористических, диверсионных и иных противоправных действий, а также обеспечения безопасных условий для работы и проживания граждан.[8]

Рассмотрим элементы особого режима более подробно.

Так, важнейшим элементом особого режима и определяющим моментом в установлении пределов  ЗАТО является, на мой взгляд, установление контролируемых и запретных зон по границе и в пределах закрытого образования. Запретная и контролируемая зоны закрытого образования устанавливаются в целях ограничения доступа граждан на территорию контролируемой зоны и исключения доступа граждан на территорию запретной зоны без особой производственной необходимости.

В Российской Федерации, как и в Советском Союзе, для осуществления санкционированного доступа граждан и проезда транспортных средств через запретную и контролируемую зоны оборудуются контрольно - пропускные пункты (КПП). 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.